Программа лектория для родителей "Мудрость воспитания"
рабочая программа (1 класс) по теме

Боржеева Валентина Александровна

Содержание программы.

Тема 1.

Стили семейного воспитания.

Тема 2.

Значение труда в воспитании детей. Труд в семье. Совместное творчество.

Тема 3.

Воспитание ответственности.

Тема 4.

Как по-настоящему любить детей.

Тема 5.

Воспитание уверенности.

Программа  лектория «Мудрость воспитания» направлена  на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление её воспитательного потенциала.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Богородского муниципального района Нижегородской области

ПРОГРАММА ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Мудрость воспитания»

Автор: Боржеева Валентина Александровна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью осуществления нового подхода к образованию.

Исследуемая тема актуальна, так как вполне соответствует социальному заказу ФГОС НОО, а также реальным потребностям практики.

Социальное партнёрство приобретает особую значимость, так как оно весьма актуально в условиях введения ФГОС НОО.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка, сберечь его здоровье. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Все взрослые когда-то были детьми. Именно в детстве закладываются основы личности.
Эффективность семейного воспитания зависит от социально-экономического потенциала семьи и нравственно-психологического климата.

Семья - первый и главный воспитатель ребенка. От ее психологического климата, сложившихся взаимоотношений и многого другого зависит воспитание ребенка. От детства зависит будущее человека. Дети - оценка всей нашей жизни, ее смысл, ее продолжение.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
       Программа  лектория «Мудрость воспитания»
направлена  на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление её воспитательного потенциала.

ЦЕЛЬ:

 включение родителей в воспитательный процесс класса, создание атмосферы благоприятного психологического климата в общении, психолого-педагогическое просвещение родителей.

ЗАДАЧИ:

  1. 1.Повышение педагогической культуры родителей.
  2. 2.Оказание семье  психолого-педагогической помощи.
  3. Профилактика негативного семейного воспитания.

Содержание программы.

Тема 1.

Стили семейного воспитания

Отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

Тема 2.

Значение труда в воспитании детей. Труд в семье. Совместное творчество.

Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства.

Тема 3.

Воспитание ответственности.

Наша цель – дать ребёнку понять, что он как личность существует обособленно от родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи.

Тема 4.

Как по-настоящему любить детей.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Тема 5.

Воспитание уверенности.

Не надо смешивать веру в свои силы с тщеславием, гордостью, спесью. Можно верить в свои силы, деятельно проводить в жизнь возвышенные идеи, работать над осуществлением высоких и чистых идеалов и быть в то же время совсем простым и скромным, ничем не выделять себя из рядовых людей…

Оказывая ребёнку помощь, взрослые не должны забывать, что главное не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность. Главное в том, чтобы на примере каждого случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и постепенно приучать ребят к самостоятельности.

Содержание лекций

Тема 1.

Стили семейного воспитания

Цель:

-рассмотреть виды стилей семейного воспитания;

-определить, какой стиль воспитания преобладает в семье. (Индивидуальная работа.)

План лекции.

  1. Виды стилей.
  2. Оптимальная родительская позиция.
  3. Чему надо научить своего ребёнка?
  4. Рефлексия. (Работа в группах, анкетирование).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, непониманием, беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, кто он есть.

Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Чему надо научить своего ребенка?

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить – это, значит, ценить собственную жизнь. Любить себя – это, значит, управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать итак, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет".

Тема 2.

Значение труда в воспитании детей. Труд в семье. Совместное творчество.

Цель: рассмотреть вопросы о том, какое важное воспитательное значение имеет труд и совместное семейное творчество.

План лекции.

1. Труд-основа развития и становления человека. Опыт трудового воспитания Средней Азии.

2. Взгляд учёных и педагогов на проблемы трудового воспитания.

3. Психологи о трудовом воспитании.

4. Приобщение к труду в семье.

5. О совместной работе детей и взрослых.

6. Рефлексия. (Работа в группах, анкетирование).

Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства.

Воспитание трудолюбия в детях стало настолько актуальной проблемой, что ей следует уделить особое внимание.

В Средней Азии детей рано начинали привлекать к участию в сельскохозяйственных и домашних делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда, являющиеся общепризнанными и надежными формами коллективной взаимопомощи, которые сохранились до настоящего времени.

Проблема приобщения ребенка к труду в семье всегда привлекала внимание педагогов и ученых.

Народная педагогика считала, что чем раньше дети приучатся к труду, тем лучше.

Проблемы трудового воспитания затрагивали Фараби (870-950) – основателя средневековой психологии Востока, Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) философа, врача, педагога, Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501). Навои говорил, что труд украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется.

Большое значение уделял трудовому воспитанию А. С. Макаренко. Он считал, что трудовое воспитание нужно начинать в семье. Он выделял пять основных моментов трудового воспитания. Приведем их в кратком изложении.

Первое, о чем должны помнить родители, - это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие.

Второе - трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд является жизненной необходимостью человека, то отношение к нему совсем иное. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому труду творчески. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.

Третье - в труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.

Четвертое - в труде человек мужает как физически, так и нравственно.

Пятое - труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик. Все эти положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.

Ребенок начинает с самообслуживания, учебного труда. Постепенно он приобретает самые различные трудовые навыки. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких.

Трудолюбие - это сфера эмоциональная. Ребенок должен испытывать радость от проделанной работы, от достигнутых результатов. Чем глубже эта радость, тем больше ребенок дорожит собой как человеком, осознает себя как личность. Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости.

Воспитанию трудолюбия способствует исследовательская деятельность.

(Пример. Исследовательская работа: «Секреты успеха», «Выгонка луковичных растений», «Мягкая игрушка», «Лекарственные растения нашей местности»)

Древнегреческий ученый Демокрит писал, что постоянный труд делается легче благодаря привычке.

Самая большая беда, с которой, прежде всего, встречается ребенок - отсутствие трудолюбия, умения преодолевать трудности в овладении навыками труда.

Психологи утверждают, что источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий.

В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений - самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в становлении "Я" ребенка. Первоклассник уже может совершенно самостоятельно стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое другое. Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей. Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильное дело для младших. Сначала поручайте лишь часть работы, а затем давайте ребенку выполнить всю работу от начала до конца.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности. Чем больше доверено младшему человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это очень важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.

Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных обязанностей, есть еще общее с папой (мамой) или с другими членами семьи дело или увлечение. И начинаются такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся. Для мальчика - разложить инструменты на свои места, для девочки - навести порядок в своих игрушках. Родительские требования должны быть разумными и понятными для ребенка, а главное - выполнимыми.

Желательно отвести часть времени на творческий труд, который бы увлекал ребенка своим содержанием, процессом работы, конечным результатом (разнообразными подходами). К сожалению, в домашних условиях этому виду деятельности детей придают в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно избранном, труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей.

К труду нельзя принуждать. Постарайтесь лучше в доходчивой форме пояснить детям известное положение о том, что труд требует самого большого героизма.

Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т. д. Дело не в том, что ребенок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью к труду, а в том, что он усвоит, что труд - это наказание. У хороших воспитателей есть правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться - как награду. Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости, не вырастет рачительным хозяином. Великая заповедь народа, что любой труд почетен - незримо подрывается тоном пренебрежения, с которым иногда говорится о нем. Возьмите обыкновенный предмет и обсудите с ребенком, из чего он сделан, и вы увидите длинную цепочку связей, даже сами удивитесь.

Отношение к труду тесно связано с двумя его сторонами - культурой и качеством. Хорошо организованная работа, в которой все продумано, спорится, как бы сама по себе идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически. Первое, о чем надо побеспокоиться - это привести в порядок рабочее место. Тогда в ходе работы все внимание будет сосредоточено на качестве, на поисках рациональных путей выполнения работы.

Дисциплина труда - важная цель и в то же время условия воспитания.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых.

Очень интересно о совместной работе детей и взрослых в семье рассказал Д. Д. Воронцов в своей книге "Страна детства". Давайте познакомимся в кратком изложении с его мыслями о взаимоотношении родителей и детей в совместном труде.

Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал "поперек лавки". Почему я?! - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?  Причин здесь несколько.

Первая причина - мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" - это значит жить ничего не делая.

Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде, станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него - это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит. Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда, полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие. Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя.

Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка. Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет. Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди играй", - помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" - еще один из принципов неправильного воспитания.

Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие, но может оказаться, что это не воспитывает человека, тогда как помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие.

Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу: ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Воспитание человека - это воспитание чувств в нем. Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваши чувства, а не только понял вашу мысль: он должен видеть, что вам приятно мыть посуду, весело убирать в доме - только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит , что это "надо" и увидит, что вам самим это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь.

Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети.

Воспитание трудолюбия - очень сложная и трудная вещь. Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват?

В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом, почаще предлагать ему разные дела: пришить пуговицу, забить гвоздь…

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

Самостоятельность - это творчество: когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение. К тому же творчество - это всегда напряжение ума, усилие.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям "из принципа", желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить тупицу - наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда, он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка, тем больше его воспитательное воздействие. Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Родители часто иронически относятся к детскому труду, а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать.

Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности. Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

Взросление - это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.

Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому - это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду. Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.

Мы явно недооцениваем результаты, которые приносит трудолюбие, и трудности, которые возникают при его отсутствии.

Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд. Трудолюбие дает и психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Все долгожители трудятся до конца своих дней. Трудолюбие вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

Тема 3.

Воспитание ответственности.

“Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен”.

М. .Монтессори.

Цель: рассмотреть вопрос о воспитании ответственности у детей.

План лекции:

  1. Воспитание ответственности.
  2. Пробуждение ответственности.
  3. Стремление к цели.
  4. Как развить самостоятельность у детей. Правила для родителей.
  5. Рефлексия. (Работа в группах, анкетирование).

Воспитание ответственности.

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусор, а для девочек – мыть посуду, убирать комнату. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в  быту семьи, могут не повлиять на формирование у ребёнка чувства ответственности. В некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребёнок будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

Пробуждение ответственности.

Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, т.е. любовью к жизни, к труду… Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности или отсутствие его в более конкретных случаях: когда у ребёнка в комнате беспорядок, домашние задания не выполнены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребёнок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять всё, что ему поручают, - и всё же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чём-либо, сделать выбор, выработать определённый стиль поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребёнка на обучение решает всё; от неё зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим.    Ценностям учатся постепенно, пока ребёнок подражает взрослым, заслуживающим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Проблема ответственности детей за своё поведение поднимает проблему ценностной системы родителей во взгляде на детское воспитание.

Стремление к цели: ежедневная работа.

Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребёнку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути родителей ждут большие трудности.

Вот, например, такие утверждения только вредят делу: отрицание (на самом деле ты не хотел так сказать); непризнание (разве ты у нас такой?); подавление (скажешь ещё хоть раз…); приукрашивание (разве ты и в правду ненавидишь этого мальчика? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.)

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить – их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведёт к беде. Необходимо признать их реальность. Если отнестись к ним  с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Какие же предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

Нужно составить программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных заданий. При этом мы должны чётко представить себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Первый шаг в выполнении долгосрочной программы – заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях – подчинении нам или сопротивлении. Дети сами дают нам ключ к пониманию того, что они думают и чувствуют. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах, позах. Задача взрослых – прислушиваться, всматриваться и чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребёнка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить своё понимание, отбросив автоматически критику и суждение». ( пример)

Естественно, что ребёнок познаёт лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Всё, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. Он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.

Если у родителей с детьми «война» из-за домашних дел (обязанностей по дому), а по сути – «война» за  воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьёмся выполнения своих приказаний, ребёнок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться от рук.

Победить можно, лишь завоевав доверие ребёнка. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен к лучшему можно при помощи следующего.

1.Чутко слушать ребёнка.

2. Не дать созреть «гроздьям гнева». (оскорбления, ругательства, пророчества, угрозы, обвинения, демонстрация власти).

3. Щадить личность ребёнка, его достоинство.

Если взрослые внимательно выслушивают ребёнка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребёнка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребёнка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание, и, в свою очередь, подражает им.

Используя эти принципы и приёмы, мы добьёмся пробуждения чувства ответственности у детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

Чувство ответственности не является врождённым. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определённом возрасте. Ответственность за свои дела и поступки порождается, как, например, умение играть на музыкальном инструменте, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей нужно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора.

С первого же года обучения ребёнка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нём. Взрослые не должны надоедать упрёками  по поводу домашних заданий. Нужно чётко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас – наша работа.

Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребёнку опыт самостоятельной работы. Прямая помощь взрослых заставит ребёнка поверить, что сам он полностью беспомощен. Однако, косвенная помощь может быть очень полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребёнку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги, учебные принадлежности, удобное место для занятий. Можно помочь ему выбрать определённые часы для выполнения домашних заданий в разное время года. Можно оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребёнка, а внимательно выслушать. Мы указываем ему дорогу и надеемся, что наш путешественник сам доберётся до места назначения.

Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребёнок должен осознать свою индивидуальность. Некоторым детям может понадобиться консультация психолога. Наша цель – дать ребёнку понять, что он как личность существует обособленно от родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ему дают возможность выразить себя как личность  с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои дела и поступки.

Как развивать самостоятельность у детей.

(Правила для родителей.)

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить семейный совет с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее творчество – обучение какому - либо ремеслу. Это способствует сближению членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми.  

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Тема 4.

Как по-настоящему любить детей.

Цель: познакомиться с разновидностями родительской любви. Учиться разумно любить своих детей.

План лекции.

  1. Любовь – это труд. Разумная родительская любовь. «Слепая» родительская любовь.
  2. В.А. Сухомлинский о любви родителей и детей.
  3. Разновидности родительской любви.
  4. Обращение к родителям. (Памятка)
  5. Рефлексия. (Работа в группах,

Все дети такие милые, славные, но проходит время, и многое меняется. Одни дети стали опорой семьи, радостью и гордостью родителей, другие почему-то превратились в эгоистов и хулиганов. Стараясь обеспечить детей материально, мы как-то забываем о нравственной стороне воспитания. Эти просчеты - от нашей педагогической безграмотности. Изменения в обществе вносят изменения в семью, меняются ориентации, появляются другие ценности, но дети всегда остаются детьми и в любой период исторического развития нуждаются в поддержке, любви и заботе родителей.

Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви. Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы. Любви нельзя научить в теории. Дети должны видеть, что вы умеете любить верно, самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.

Давайте не забывать говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность? И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.

Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.

Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.

Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.

Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке – это, прежде всего, готовность отдавать, готовность жертвовать.

Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было носить воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.
И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник. Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.

Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.

Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования. Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.

Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.

Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.

Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относиться к себе как к личности.

Слепая родительская любовь

"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.

Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.

Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.

Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.

Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.

В. А. Сухомлинский, говоря о любви родителей и детей, выделил ряд моментов, которые желательно учитывать в воспитании детей.

Десять "нельзя" В. А. Сухомлинского

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.

2. Нельзя смеяться над старостью и старшими людьми.

3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми.

4. Нельзя выражать неудовольствие тем, что у тебя нет той или иной вещи.

5. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что не берет себе.

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие.

7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.

8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.

9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.

10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый пожилой человек.

Специальные исследования установили, что "нельзя" обычно сильнее побуждает к действию, чем "надо".

Наука доказала, что все беды у детей, а потом и у взрослых объяснятся ошибками семейного воспитания. Главная ошибка - отсутствие любви и неумение хвалить детей. Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, каким он есть. Сухомлинский говорил: "Там где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их".

Есть много разновидностей этой любви:

- любовь умиления;

- любовь деспотичная;

- любовь откупа.

Любовь умиления - самое печальное отношение родителей и детей. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь, какой это шаг и к чему он может привести. Это любовь развращает душу ребенка, потому что ему позволено все: "Все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого нет дела". Такой ребенок не знает, что в обществе есть понятия «можно», «нельзя» и «надо». Он не знает долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что он не видит около себя людей (отец, мать), у которых есть свои желания. У него складывается впечатление, что он приносит радость родителям уже тем, что он есть. Дети - радость нашей жизни, но говорить им об этом - значит развращать их.

Любовь деспотичная. Иногда, к сожалению, приходится слышать такую фразу: «Родители все мне покупают, а потом попрекают меня этим>. Гнусный деспотизм невежественных родителей - одна из причин, по которой у ребенка изменяется представление о добром начале в человеке и он ожесточается. Когда сын был ребенком, он был добрым, сговорчивым, послушным, стал подростком - стал грубым, своенравным. Причина - неумение родителей пользоваться родительской властью. Принуждение приживается как злая сила. Родительская власть должна поощрять внутренние силы ребенка, его желание быть хорошим. Помните, что ваш сын или дочь - такой же человек, как и вы.

Любовь откупа. Есть отцы, убежденные в том, что, обеспечивая ребенка, они полностью выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт - что еще надо?

Какой же должна быть родительская любовь, чтобы они выросли настоящими людьми? Учить ребенка видеть и понимать людей - это самое сложное. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробудилась чуткость сердца к окружающему миру. Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, слышат, как мы разговариваем с друзьями, с соседями. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим оставляют след в душе ребенка, служат примером для подражания. То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. И если мы оцениваем не его поступки, а его персону, то он будет находиться в постоянной тревоге.

Воспитывая ребенка, мы думаем, что воздействуем на него и не предполагаем, что дети на нас тоже действуют. Именно дети делают нас красивее, добрее, лучше. Часто нам некогда поговорить с ребенком, узнать его внутренний мир. Нам кажется, что у детей нет своих проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды. Воспитание чувств ребенок получает из семьи. Один древний философ сказал: <Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я ,в конце концов, стал хорошим>. Похвала - лучший способ закрепить положительный поступок. Похвала матери, отца особенно окрыляет ребенка.

Скажите мне доброе слово,

И я оправдаю его,

Скажите мне доброе слово,

И я приумножу его.

В воспитании нет готовых рецептов, есть только советы и рекомендации.

Памятка для родителей.

Это обращение к родителям написано неизвестным автором. Думается, что под этим воззванием может подписаться каждый ребенок и задача родителей - вовремя прислушаться к его просьбам.

Дорогие мои родители! 

- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить свое место.

- Не будьте непоследовательными. Эго сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.

- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большой активностью на ваши инициативы.

- Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас.

- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

- Не заставляйте меня ощущать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

- Не делайте за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

- Не обращайте внимание на мои «дурные привычки». Это меня портит.

- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет лучше, если вы предпримете определенные шаги позднее.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я понимаю, что такое хорошо и что такое плохо.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда непоправимы. Я, совершив ошибку, должен научиться не ощущать, что я ни на что не годен.

- Не придирайтесь но мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность, Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие болезни. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.

- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию где-то на стороне.

- Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

- Не беспокойтесь, если мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается, а нагоняй, кажется, никогда.

- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю; пожалуйста, ответьте мне любовью.

Тема 5.

Воспитание уверенности.

Цель:  рассмотреть вопрос  о способах воспитания уверенности у ребёнка.

План лекции.

1. Дать ребенку веру в свои силы

2. Как помогать детям в учёбе.

4. Рефлексия. (Работа в группах, анкетирование).

Дать ребенку веру в свои силы

Внушить какую-нибудь мысль – это значит внушить веру в эту мысль. Внушить какое-нибудь действие- это значит внушить веру в то, что мы можем произвести это действие и произведем его. Очень часто внушать ребенку, что он обладает такими-то нравственными качествами или легко может обладать ими, значит изменять в данном направлении его нравственную личность. Если вы внушите ребенку, что он зол, что он ленив, что он глуп, что он вас ненавидит, то ребенок действительно будет считать себя злым.  Будет оправдывать это мнение своим поведением, он будет, действительно, считать себя ленивым и не будет готовить уроки, он, действительно, будет смотреть на себя как на дурака и потому не возьмется ни за какую работу, требующую ума, он будет, действительно, ненавидеть вас и устраивать вам неприятности. Вот каких результатов достигают   взрослые, когда с их уст направо и налево сыплются такие характеристики: это – дурак, это – лентяй, это – шалун, а этот ненавидит одноклассников. Чем более убеждения вносят взрослые в такие слова, тем хуже для них, тем хуже для детей. Несправедливое  отношение к ребёнку впоследствии становится фактом.

Внушение достигает результата, но результата плачевного. У детей неразумное поведение взрослого отнимает самое лучшее достояние – веру в добро и способности, вложенные в них природой, и заменяет верой в злобу и глупость, которую они и начнут культивировать в себе. Нет ничего ужаснее такой системы. Начать с того, что такие характеристики всегда ложны, несправедливы и представляют клевету на природу человека. Мы будем правы, если скажем, что нет безнадёжных детей, и их не будет, если мы сами путём неразумных решений не отнимем у них веру и надежду на исправление…Надо со всей силой  веры в хорошие стороны ребёнка, с непоколебимой уверенностью в торжество добра и лучших способностей этой природы над злом и дурными склонностями внушать детям, что они могут делать добро, что они будут его делать, что они достаточно умны и в состоянии понять всё, что даёт им  учитель, книга, родители, что они способны и на дружбу, и на любовь друг к другу. Дать ребёнку веру в свои силы, в добро, - это первое, что должны сделать взрослые. Это первое условие, чтобы из ребёнка вышел человек не с атрофированной волей, фаталист, считающий безумием всякое великодушное дело, требующее жертв, энергии и сил, а верующий, убеждённый, энергичный энтузиаст, умеющий любить и работать, мужественный и стойкий в минуты неудач, человек с развитым умом, добрым сердцем и твёрдой волей.

Ребёнок так мал и слаб, так беспомощен, он так неопытен, он спотыкается на каждом шагу, его маленькие пальчики так неуклюже держат ручку, хотя, может быть, из него выйдет потом замечательный художник. Для него составляет большой труд сложить два числа первого десятка, хотя, может быть, он станет затем выдающимся математиком. Ребёнок  так застенчив, что каждое его слово, робко сказанное во время урока, каждое поднятие руки, каждая буква, написанная на классной доске, каждый жест, которым он сопровождает свою речь, стоит ему неимоверных усилий, огромного мужества. Эта застенчивость, неуверенность в себе угнетает мозг ребёнка, сковывает его язык, его маленькие ручки.

Поэт Некрасов превосходно изобразил, что делает застенчивость со взрослым человеком. Во сколько же раз она губительнее действует на слабое существо, на ребёнка. Не подрывать в нём веры в свои силы надо: этой веры у него мало и без того. Не утверждать надо, что он глуп и зол; он и без того склонен считать себя таким, хотя это совсем несправедливо. Надо побороть в нём застенчивость, надо развязать его язык, надо уверить его, что он не глупей других. Он сделал ошибку в ответе, наведите его на правильный ответ и ободрите его, посоветуйте, как он должен  поступить, чтобы добиться правильного ответа. Он сделал проступок – будьте его защитником, найдите смягчающие обстоятельства, дайте практический совет, как ему легче воздержаться и впредь от таких поступков, и выразите ему твёрдую надежду, что он этого поступка больше не повторит.

Ребёнок не может в сущности быть злым. Если он делает зло, он делает его импульсивно, ненамеренно, только под впечатлением минуты, в моментальной вспышке гнева или другой какой-нибудь страсти. Так легко при этих условиях быть снисходительным к нему, так легко растолковать ему, что он сделал проступок, потому что случайно рассердился, так легко внушить ему, что впредь он будет воздерживаться от этого чувства. Мальчик ленив и не делает уроки, но взрослые ещё не развили в нём трудолюбия. Несправедливо называть его лентяем: из него может выйти потом образец деятельного человека. Гораздо лучше дать ему посильную маленькую работу, тоном, не допускающим сомнений, выразить уверенность, что он её непременно сделает. Необходимо вообще избегать заданий, превышающих силы детей. В школе есть отстающие ученики, надо устроить с ними особые занятия, но необходимо сделать это так, чтоб эти занятия никому не могли внушить презрения к их слабости. Ничто так не портит людей, как презрение, которое они чувствуют на себе, и обратно: ничто так не поднимает человека, как уважение окружающих.

Не надо смешивать веру в свои силы с тщеславием, гордостью, спесью. Можно верить в свои силы, деятельно проводить в жизнь возвышенные идеи, работать над осуществлением высоких и чистых идеалов и быть в то же время совсем простым и скромным, ничем не выделять себя из рядовых людей

Как помогать детям в учёбе.

-Учить учиться?

-Разве школьник не умеет учиться?- эти и подобные вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что учеников надо учить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен?  Доволен. Разве все это вместе не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться?

Представьте себе - совершенно необязательно. И даже более того- тот факт, что ребенок получает неплохие отметки, еще не говорит о том, что он умеет учиться.

Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой очень тяжелого, хотя и малорационального, труда. Такие ученики часто не привлекают внимания педагогов и, будучи предоставлены сами себе, не приобретают рациональных учебных навыков вплоть до старших классов, а подчас и до окончания средней школы.

Но неумение учиться может привести и к неуспеваемости.

Конечно, причины неуспеваемости детей могут быть самые различные. Ни один случай не повторяет другой. Но тем не менее эти причины нередко бывают довольно близки друг другу. Пожалуй, чаще всего неуспеваемость возникает вследствие запущенности материала, пробелов в знаниях, образовавшихся из-за случайных причин, иногда из-за болезни.

Причиной неуспеваемости ученика может быть также отсутствие привычки трудиться, отсутствие интереса к учению; интеллектуальная пассивность, которую часто принимают за неспособность. И, наконец, причиной неуспеваемости может быть неумение учиться, т.е. отсутствие у школьника необходимых учебных навыков.

Таким образом, неумение учиться - это лишь одна из многих возможных причин неуспеваемости. Но именно она ставит большие трудности перед педагогами и родителями.

Во-первых, неумение учиться легко спутать с другими причинами неуспеваемости. Часто ребенок плохо учиться в школе из-за каких-то дефектов в учебных навыках. Но родители и учителя относят это за счет плохих способностей. Родители порой замечают, что ребенок хочет выучить уроки, подолгу просиживает за учебниками и все же домашнее задание приготавливает плохо. И вот взрослые спешат с приговором: «Неспособный!». Рано или поздно это мнение станет известно ребенку, и бывает, что он, потеряв веру в себя, забрасывает учебу. И тогда приговор дополняется словами: «Он еще и ленивый». Конечно, никто не отрицает, что бывают и неспособные дети, и ленивые, но часто за тем и другим скрывается неумение учиться.

Во-вторых, далеко не всегда неумение учится приводит к хронической неуспеваемости и вообще обращает на себя внимание учителя и родителей.

Возникает естественный вопрос: «Почему иной раз на протяжении ряда лет неумение учиться остается необнаруженным?»

Ответ прост. Учителя располагают достаточными возможностями, чтобы постоянно иметь довольно ясное представление, что из пройденного материала усвоили ученики, а что нет. А ведь процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблюдения.

Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, правильно ли его ученик понял, пронаблюдать, как он следует полученным советам, что ему удается, а что нет,- всего этого учитель, как правило, не может сделать: ведь готовит-то уроки школьник почти всегда дома.

Получается, что контроль ведется не за процессом усвоения, а лишь за конечным его результатом. Знает или не знает ученик данный раздел программы – вот что выясняет учитель, вот на что направлен его педагогический контроль. А какой ценой достигается это знание, насколько рационален учебный труд школьника дома – этого учитель часто не знает…

Насколько рационально работает школьник над уроками дома, могут видеть только родители. Поэтому в первую очередь они могут учить детей учиться самостоятельно.

Первое, с чего следует начать формирование учебной деятельности у детей, - это научить их выделять учебную задачу.

Уметь выделить учебную задачу- это значит ясно представить себе, какими навыками и знаниями вы должны овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь задание, которое пока не умеете делать. Первоклассник должен, например, понять, что он рисует кружки, раскладывает счетные палочки, работает на счетах и решает задачи с прилетевшими и улетевшими птичками, для того, чтобы научиться сложению и вычитанию чисел. В этом и состоит учебная задача.

Другой пример. Школьник читает в учебнике: «Спишите упражнение. Расставьте знаки препинания». Это конкретное задание. А учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился отличать сложноподчиненные предложения от сложносочиненных. Учебная задача, как видите, отличается от конкретной, но она подразумевается в каждом упражнении определенного ряда знаний.

Ребенок должен научиться выделять учебную задачу самостоятельно. Если ученик не видит учебной задачи за разнородными  и не похожими друг на друга заданиями, то его учебная деятельность нарушается. Происходящее в классе он не понимает в должной мере, ему становится трудно учиться.

Первоклассники, как правило, отличаются большой старательностью и желанием учиться. Но если ребенок с первых дней не научится выделять учебную задачу, ему будут непонятны многие требования учителя. Почему надо, например, нарисовать пять елочек, а не больше? И вот, стараясь сделать все как можно лучше, малыш выводит и раскрашивает десять елочек вместо пяти. И ему невдомек, что учитель просил нарисовать именно две большие и три маленькие елочки, для того чтобы показать, что число пять состоит из двух и трех.

При решении арифметических задач внимание маленького школьника сосредотачивается на сюжетных моментах. Он бурно негодует, узнав, что мама дала сестренке на два яблока больше, чем ее брату, и требует: «Надо поровну». Когда учитель просит весь класс повторить хором, он кричит громче всех и часто невпопад, потому что смысл этого он видит в самом хоровом воспроизведении слова, а не в правильной разбивке его на слоги, чего добивался учитель.

Если на такого ученика своевременно не обратить внимания, то постепенно у него закрепляется стремление выполнять только конкретное задание, игнорируя учебную задачу, стоящую перед ним…

Если обнаружится, что ребенок не умеет самостоятельно выделять учебную задачу, - долг родителей какое-то время систематически помогать ему, добиваясь того, чтобы он понял, зачем надо выполнить то или иное задание.

Прежде всего, важно помочь ему преодолеть отставания в знаниях по сравнению с одноклассниками, и сделать это надо наиболее быстрым путем. Здесь допустимо использовать обучение в игровой ситуации, так как известно, что выполнение тех же самых заданий в процессе игры повышает у таких детей результативность решения в три раза и более.

Родители могут подобрать множество игр, в которых ребенок быстрее научится делать то, что пока плохо ему удается. Предложите, например, ребенку игру в «магазин». Во время игры ему придется сходить в магазин, узнать цены, получить у мамы деньги, сделать покупки, принести сдачу. Все это даст возможность заставить ребенка складывать и вычитать любые нужные вам числа. Скучной такая игра ребенку не покажется – дети охотно играют в игры, воспроизводящие жизнь взрослых.

Нужно только ясно отдавать себе отчет, что игра рекомендуется как временное средство. Это – способ преодолеть возникшее отставание от класса, но не способ научить ребенка выделять учебную задачу. Игра помогает таким ребятам, потому что непонятная для них учебная задача заменяется игровой. А наша цель заключается в том, чтобы ребенок научился самостоятельно выделять учебную задачу.

В каждом случае, когда в ходе игры ребенок приобрел какие-то знания, надо добиваться, чтобы он понял, чего он раньше не знал и чему теперь научился. Если, скажем, он раньше умел складывать только до 10, а теперь умеет складывать с переходом через десяток, то надо постараться разъяснить ему, что это – именно то, чем он должен был овладеть.

Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который только еще подлежит усвоению.

Как правило, ребята болезненно переживают свои неудачи, пытаются сами понять их причины и жадно тянутся ко всякой помощи, которая может вывести их из тупика. Итак, мы видим, что работа над рационализацией учебной деятельности, а если говорить шире, рационализацией умственного труда вообще, должна начинаться с момента, когда ученик пошел в школу. Она должна продолжаться все время, пока человек занят умственной работой. Способность ребенка самому находить новые приемы приобретения знаний и выработки умения действовать в уме является показателем возможности его развития в будущем. Тот школьник, который научился сам перестраивать свою умственную деятельность в зависимости от возникающих новых задач, всегда будет в числе развитых ребят. Он может встретить трудности в учении, но будет в состоянии рано или поздно преодолеть их своими силами. -

Оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность. Главное в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и постепенно приучать ребят к самостоятельности.


Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990.
  2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  3. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983.
  4. Белкин А. С. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Знание, 1986.
  5. Бушмина З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 88-92.
  6. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.
  7. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - Педагогика, 1989.
  8. Воронцов Д. Д. Страна детства. - М.: Знание, 1986.
  9. Как построить свое "Я" / Под. ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991.
  10. Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1991.
  11. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума/ Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1992.
  12. 12. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988.
  13. Мир детства: Младший школьник / Под. ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1988.
  14. Плотинекс И. Э. Психология в семье/ Пер. с латыш. - М.: Педагогика, 1991.
  15. Растегаева О. У каждого ребенка свой дар //Директор школы. - 1997. - №25.
  16. Рябов А. Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 27-30.
  17. Соколова В. Н., Юзефович Г. Л. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.
  18. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-дону: Феникс, 2001.
  19. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990.
  20. Сухомлинский В. А. О воспитании /Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975.
  21. Френе С. Избранные педагогические сочинения/ Пер. с франц. ; Под. ред. Б. Л. Вульфсона. - М.: Прогресс, 1990.
  22. Ханхасаева И. Н. Как растить ребенка. - М.: Знание, 1991.

Рекомендуемая литература для родителей

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.
  2. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
  3. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 102 4. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). М., 1987. – 164 с.
  4. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  6. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995. – 168 с.
  7. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1982. – 202 с.
  8. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9. С.18.
  9. Любина Г. Как воспитать ребенка удачником? //Дошкольное воспитание. 1997, №1. С.73.
  10. Матейчек З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. – 320 с. 12. Матушкин С.Е. У вас растут дети. – М., 1974. – 134 с.
  11. 13. Мудрость воспитания: Кн. для родителей /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б Корпетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.
  12. 14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  13. 15. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Мол-гвардия, 1980. – 223 с.
  14. 16. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. М.: Просвещение, 1983. – 176 с. 17. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216 с.
  15. 18. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, №5., С.41.
  16. 19. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. – М., 1987 – 224 с.
  17. 20. Спиваловская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
  18. 21. Тепнюк С. Истоки самостоятельности. //Дошкольное воспитание. 1991, №7. С.67.
  19. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. – 322 с.
  20. Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: /беседы для родителей. Хабаровск, 1982. – 320 с.

Интернет ресурсы

  1. www.hartaly.ru
  2. www.5ballov.ru
  3. www.novgorod.f10.ru
  4. www.moa.21.309s01.eduside.ru
  5. www.baldar.land.ru
  6. www.nravstvennost.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"...

"Основы правильной речи" (программа лектория)

Консультативно-просветительская работа с родителями...