Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников
материал (1,2,3,4 класс) по теме

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных занятиях. Цель: воспитать в детях бережное отношение к природе и защите окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Экологическое образование и воспитание младших школьников»

Пояснительная записка

      Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы.

    Изучение данного курса важно по двум причинам:

-  необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего обучения;

-  актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

     При прохождении данной программы можно решить несколько задач:

- убедить учащихся на многочисленных примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества каждого человека в отдельности, что всё необходимое люди берут у природы;

- развить и углубить мотивы охраны природы: экономические, эстетические, познавательные, гуманистические и санитарно - гигиенические:

- выработать потребность в природоохранительной деятельности;

- заложить основы экологической культуры;

- воспитать нравственные качества: доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.

   «Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой   существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.

   Экологическое воспитание учащиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей.

   «Экология в культуре народов Алтая» подразумевает знакомство детей с животным и растительным миром в народно-прикладном искусстве, например, алтайском орнаменте, которым украшают одежду, головные уборы, обувь; русском орнаменте, который можно обнаружить в вышивках, ковроткачестве, предметах домашнего обихода.

   На уроках музыки дети разучивают песни о природе, поют частушки. На уроках литературного чтения легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы позволяют расширить знания учащихся о том, как люди используют природу, кА они берегут и охраняют её.

   Важным этапом в формировании экологической культуры являются уроки русского языка, математики, изобразительного искусства. Технологии. Написание диктантов, сочинений, изложений, составление рассказов и сказок на экологические темы позволяет «убить двух зайцев»: развивает речь учащихся и обогащает словарный запас, прививает навыки общения с природой и охраны её. Решение задач на экологические темы на уроках математики заставляет задуматься о том, как человек губит природу и что он делает полезного, делают для себя соответствующие выводы.

  Для закрепления теоретических знаний разработан «Экологический практикум», где учащиеся убеждаются в том, что, не подозревая, они могут наносить вред природе, а, зная об этом, не допускать его и снизить отрицательное воздействие на среду обитания.

  Важную роль в экологическом воспитании играют внеклассные мероприятия. Экскурсии

1

       в живую природу не идут в сравнение с беседами. Здесь дети могут лично общаться с растениями, животными, слушать пение птиц, видеть работу дружных муравьёв, игру рыб, почувствовать сердцем природу. Утренники и праздники всегда оставляют долгую память, т.к. дети к ним готовятся, делают костюмы, учат стихи, разыгрывают инсценировки.

  Программа разработана для проведения:

- факультативных занятий по экологии;

- внеклассных мероприятий,

- внеклассных занятий, осуществления межпредметных связей;

- изучения культурного наследия народов России и Горного Алтая.

    Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы).

Содержание программы

Раздел 1.

   Экология в культуре народов Алтая. Растительный мир Горного Алтая в народных орнаментах русских и алтайцев. Изображение животного мира республики Алтай в национальных узорах и вышивках. Экология в музыкальных произведениях. Легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе Алтая. Чтение и обсуждение книг о природе писателей и поэтов Алтая.

Раздел 2.

  Экология на уроках русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства,  чтения. Диктанты, сочинения, списывание, творческие диктанты, изложения, составление рассказов и сказок на экологические темы, о красоте природы нашего края.

  Задачи экологического содержания на уроках математики. Кодированные примеры и задания о природе. Составление задач на экологическую тему.

  Изготовление игрушек из бросового материала. Сбор природного материала и использование его на уроках технологии. Выставки поделок.

  Изображение красоты родного края на рисунках. Беседы по картинам художников – пейзажистов. Дидактические и ролевые игры на уроках литературного чтения. Драматизация произведений о природе.

Раздел 3.

Экологический практикум

  Проведение практических занятий по темам: «Вода», «Воздух», «Пища», «Энергия», «Мусор», «Почва», «Живые существа рядом с нами», «Семья», «Охрана природы – не выходя из дома». Выпуск бюллетеней по данным темам.  Проекты по данным темам. Решение экологических проблем: почему пересыхают водоёмы, куда исчезает рыба, почему стало меньше животных и т.д.

Раздел 4.

 Экология на внеклассных  мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок – загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.

Раздел 5.

Экология и родное село.

 Рейды по селу: «Чистота у моего дома», «Свалки – в указанном месте». Озеленение приусадебного участка совместно с родителями. Помощь пенсионерам в уборке территории.

2

Раздел 6.

Факультатив «Основы экологических знаний»

  Программа курса рассчитана на 34 часа в каждом из начальных классов (1-4кл.). Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.

  Программа состоит из двух частей6 теоретической и практической. Практическая часть расширяется за счёт летних каникул, когда с детьми занимаются родители, приводя в порядок приусадебный участок.

 Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:

  1. «Природа в творчестве писателей, поэтов, художников».

       При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей, с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают первоначальные понятия о том, как взаимосвязаны флора  и фауна и человек друг с другом.

  1. «Беседы о природе»

  При изучении второго раздела ученики получают теоретические знания о правилах поведения в природе; почему нужно беречь и охранять природные богатства; что дети сами могут сделать для охраны природы там, где они живут; получат представление о заповедниках и «Красной книге». Как ухаживать за посаженным деревом. Наши братья меньшие. Люблю берёзу русскую. Путешествие плодов и семян. Чем богат наш край. Первоцветы. По заповедникам России. Школьникам об охране недр. Закон об охране природы в России.

  1. «Игры, утренник, праздники, викторины»

 Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.

    4.«Творчество детей»

 Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Выпуск газет. Устные журналы. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе.

Практические и домашние задания.

Учат применять полученные знания на практике, учат наблюдать, бережно относиться к природе, использовать её дары. Учат сохранять чистоту, чтобы  уменьшить количество бросового материала и образованию свалок у дома и вокруг села. Сбор корма для птиц. Участие в посадках деревьев. Работа на пришкольном участке. Посадка комнатных растений и уход за ними.

Тематическое планирование материала

1 класс

Изучаемый материал

часы

1

Осенняя экскурсия  в природу.

2

2

Природа в загадках.

5

3

Сбор корма для птиц.

2

4

Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»

1

5

Изготовление кормушек для птиц.

2

6

Чтение книг о птицах.

2

7

Чтение книг о деревьях.

2

8

Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки»

1

9

Игра «Угадай собаку»

1

10

Зимняя экскурсия в лес.

1

11

Беседа «Лес –наше богатство»

1

12

Птицы нашего края.

1

13

Праздник весны.

2

14

«Мои друзья –насекомые» - викторина

2

15

Утренник «По грибы, по ягоды»

2

16

Беседа  «Какой бывает дождик»

1

17

Народные приметы

1

18

Беседа «Люблю берёзу русскую»

1

19

Утренник «Люби и знай свой край»

2

20

2 класс

Изучаемый материал

часы

1

Правила поведения в природе

1

2

Осенняя экскурсия в природу

2

3

Беседа «Вода – это жизнь»

1

4

Посадка деревьев и кустарников

2

5

Беседа «Путешествие плодов и семян»

1

6

Сбор плодов и семян для птиц

2

7

Изготовление кормушек для птиц

2

8

Чтение книг о природе

5

9

Зимняя экскурсия в лес

2

10

Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»

1

11

Утренник «Зимушка – зима»

2

12

Игры - упражнения

1

13

Игры - загадки

1

14

Игры - соревнования

1

15

Викторина «Аптека под ногами»

1

16

Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)

1

17

Экскурсия «первые приметы весны»

2

18

Комнатные растения в классе и дома

1

19

Работа на пришкольном участке (посадка гороха и бобов)

2

20

Беседа «Нужен ли дождевой червь»

1

21

Игра «Сказочные цветы»

1

22

Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

1

3 класс

Изучаемый материал

часы

1

Сбор природного материала на экскурсии в осень

2

2

Конкурс поделок из природного материала

2

3

Природа в стихах

1

4

Природа в загадках (явления природы)

1

5

Чтение книг о природе

2

6

Посадка растений

2

7

Беседа «Чем богат наш край»

1

4

8

Изготовление и развешивание кормушек

2

9

Викторина «Растения нашего края»

1

10

Конкурс рисунков  «Сказки новогоднего  леса»

2

11

«Красная книга» – сигнал опасности

1

12

Игра «Путешествие в зимний лес»

2

13

Полезные ископаемые нашего края

1

14

«Красная книга Алтая»

1

15

Весенняя экскурсия в лес.

2

16

Заповедники и заказники

1

17

Утренник «Встреча птиц»

2

18

Чтение книг о природе

4

19

Итоговое занятие «Времена года»

2

4 класс

Изучаемый материал

часы

1

Экскурсия в природу «Природные ориентиры»

2

2

Посадка растений

2

3

Беседа  «Чему верить, что проверить?»

1

4

Выпуск газеты «Экология родного края»

4

5

Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.

4

6

Беседа «По заповедникам России»

1

7

Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2

8

Школьникам об охране недр

1

9

Задачи по экологии

4

10

Кроссворды о природе

2

11

Разработка плакатов об охране природы

2

12

Знакомство с «Законом об охране природы»

1

13

Знакомство с картинами художников - пейзажистов

4

14

Утренник «Учусь любить природу»

1

Использованная литература

  1. В.А.Ананьев «Преподавание основ охраны природы в начальной школе», Томск, 2000г.
  2. В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой», Москва, 2000г.
  3. В.Горащенко «Методика преподавания природоведения»
  4. И.Д.Зверев «С любовью к природе» 2003г.
  5. Журналы «Начальная школа» 2000г.-2010г.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования  является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...

Экологическое образование и воспитание младших школьников

В работе освещается роль начальной школы в экологическом образовании и воспитании....

Проект «Апробация методов, повышающих уровень экологического образования и воспитания младших школьников»

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.Современная экономическая  ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового эк...