Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
статья на тему

В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования  является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе. Именно в детстве ребенок болеедоверчив и впечатлителен, близок к природе, любознателен.

Материла состоит из частей:

1. Введение

2. Формы и методы экологического образования и воспитания

3. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитания младших школьников

   Направления:

- Земля - наш дом родной;

- Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно;

- без нас природа проживет, а мы без нее -нет.

4. Литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если каждый человек на кусочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша».

(А.П. Чехов)

До середины XX века природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологические проблемы – как преодолимые.

Но постепенно деградация природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Вопрос об охране природы в большинстве развитых стран превратился в один из важнейших приоритетов национального развития.

Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

В раннем детстве – пробудить чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

В школе – способствовать пониманию основ целостной картины мира;

В периоды взросления и зрелости – формировать экологическое мировоззрение;

Воспитывать чувство ответственности за состояние природы;

Помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Наиболее эффективным звеном экологического образования является школьное образование – обучение, воспитание и развитие личности школьника в духе ответственности за здоровье (внутреннее отношение человека) и окружающую среду (внешнее экологическое отношение). Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе.

Современный младший школьник, став взрослым, войдет в жизнь, отягощенную разнообразными проблемами. Среди последних немалое место занимают проблемы экологические, которые современный малыш и вынужден будет решать в будущем. Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как в этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Дети также учатся нормам и правилам экологического поведения в природе. Но нормы и правила будут плохо усвоены, если не будут учтены условия экологического воспитания.

  • Ниже приведены правила поведения в природе, которыми могут овладеть учащиеся начальных классов:
  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Листья задерживают пыль и выделяют в воздух кислород. Листья участвуют в дыхании растений, в них образуются необходимые растению, животному и человеку питательные вещества. Не нарушай природную красоту!
  •      Не повреждай кору деревьев! Это нарушает красоту природы и вредит деревьям.
  • Не собирай березовый сок! Помни, это вредит дереву.
  • Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.
  • Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
  • Не сбивай грибов, даже ядовитых. Помни, что грибы нужны природе.
  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  • Не разоряй гнезда шмелей.
  • Не разоряй муравейники.
  • Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  • Не убивай змей.
  • Не подходи близко к гнездам птиц.
  • Не разоряй птичьи гнезда.
  • В лесу и лесопарке старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
  • Не шуми в лесу, на лугу.
  • Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор.
  • Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

 - углубить и расширить экологические знания;

 - привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие,

   познавательные, преобразовательные,

 - развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в   ходе экологической деятельности,

 - сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.   Для экологически культурного человека важны такие качества личности, как любовь к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувствовать ответственность за природу и отдельные ее объекты.

Ядро содержания общего экологического образования включает в себя и образовательную область «искусство». Знакомство с произведениями живописи, музыки подымает младших школьников на новую, более высокую ступень их духовного развития, помогает им увидеть прекрасное вокруг, видеть красоту природы.

Огромная роль в деле экологического воспитания школьников принадлежит произведениям отечественной литературы.

В своем творчестве русские поэты и писатели важное место отводят проблеме человека и окружающей его природы. Существует немало художественной литературы для познания экологии. Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказ В. Бианки «Весенняя хитрость», Н. Сладкова «Ондатровая вентиляция», М. Пришвина «Дятел» стихотворения о природе И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина, загадки С. Маршака, Е. Благининой, Е. Серовой, Р. Федькина. Включая в учебные материалы произведения искусства, слова поэзии и прозы, живописи, музыки, мы не просто знакомим учащихся с эволюцией,  помогаем воспринять и почувствовать мир как единое целое.

Опыт многих учителей показывает, что знакомство с картинами Шишкина, Саврасова, Левитана, музыкой  Чайковского, Глинки, Прокофьева не только доступно детям начальной школы, но и вызывает живой отклик в душе ребенка, обогащает его эстетическое восприятие мира.

В новых естественнонаучных курсах большее внимание уделяют таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, мысленный эксперимент, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.

Помимо традиционных методов используются активные методы обучения, в том и образовательные игры. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

Большое значение для развития  и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение детей с миром природы. Хорошие результаты в деле воспитания у детей любви к природе дают организация выборочных или длительных наблюдений сезонных изменений в природе, экскурсии, прогулки в городской парк, работа на пришкольном участке и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа - это разновидность "учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Большое воспитательное значение имеет эмоциональная настроенность ребенка на восприятие красоты природы. Необходимо организовать наблюдение за наиболее яркими и характерными явлениями природы в  тот или иной период года: осеннее желтение листьев, листопад, весенняя капель, увлекательное наблюдения за зимующими птицами, прилетающими на пришкольную территорию полакомиться ягодами и семенами.  Удивляет и поражает ребят рассказ о том, что в самое суровое время зимы (в январе-феврале) у обитателей хвойных лесов – клестов появляется потомство. Эти птицы питаются семенами шишек деревьев и, благодаря этому, могут прокормиться зимой.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, экскурсиях, а также участии детей в экологических викторинах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира.  Главной и неотъемлемой составляющей экологического образования и воспитания младшего школьника является определенная выработанная система внеклассных занятий (Приложение А).

В своей практике я использую такие занятия, как проведение экскурсий; сочинение сказок о животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий. Дети приносили фотографии своих домашних животных и рассказывали о них; самостоятельно готовили презентации о каком-нибудь животном; делали зарисовки животных, выясняли, занесено ли то или иное животное в «Красную книгу» и многие другие виды деятельности.

К массовым внеклассным мероприятия, проводимых в нашей школе, можно отнести различные мероприятия на экологическую тему: конкурсы рисунков, конкурсы стихов, выставка поделок из природного материала «Дары природы»; ежегодное участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой», на которой  дети делают и развешивают кормушки; участие в экологической акции «Чистота спасет мир» (дети вместе с родителями принимали участие в субботниках по благоустройству территории школы). Занятия я строю в форме интеллектуально-познавательных игр и конкурсов («Экологическая викторина», игра «Что? Где? Когда?», посвященная Дню защиты животных»). На них звучит музыка, дети исполняют песни, рисуют, изготавливают поделки, читают стихи.

Работу по экологическому воспитанию я провожу на клубных часах. Все занятия можно разделить на три направления:

  1. Земля – наш дом родной.

Основой тем по данному направлению является мысль о том, что человек, животные, растения имеют много общего, единые корни происхождения и общий дом – нашу планету.

  1. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно.

Занятия подчинены изучения взаимосвязи в природе. Дети должны понимать, что в природе нет ничего лишнего и не нужного, осознать, что человек не имеет право перекраивать природу в угоду своим желаниям.

  1. Без нас природа проживет, а мы без нее – нет.

На занятиях на этом направлении нужно показать ценность и значимость природы для человека.

К первому направлению можно отнести следующие проведенные мероприятия:

Именная копилка.

Это составление своеобразной копилки кличек, которыми дети называют своих питомцев. Дети приносят фотографии своих любимцев, рассказывают о них, делают рисунки.

Чистота спасет мир.

Дети делают подарок своей планете. Они участвуют в субботниках по благоустройству пришкольной территории.

Давайте поиграем.

Здесь идет разговор о необходимости игр для развития человека, а также многих животных и птиц. Дети играют в любимые подвижные игры и знакомятся с новыми.

Капелька.

Целью этого занятия является осознание детьми бережного отношения к воде, умение ее экономить.

Покормите птиц зимой.

Ежегодно ребята участвуют в природоохранной акции. Они мастерят кормушки и развешивают на пришкольном участке. Дети с желанием и интересом подкармливают птиц всю зиму.

Темы занятий, проводимые по второму направлению.

Планета заболела.

На занятии дети знакомились с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые возникают и решаются на современном этапе; решали экологические задачи.

 Времена года.

Времена года в творчестве музыкантов (музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Занятия проводятся для каждого сезона.

Красная книга.

На занятиях дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю ее создания, готовят сообщения по цветным страницам Красной книги.

К третьему направлению можно отнести следующие темы занятий:

Дары природы.

На занятии говорит о грибах, ягодах, плодах деревьев и кустарников. Осенью собираем природный материал, составлением композиции из осенних листьев, делаем поделки из природного материала и участвуем в школьной выставке «Дары природы».

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. На занятиях изучаем правила поведения в лесу, читаем книги о природе, знакомимся с загадками, пословицами и поговорками.

Кроме занятий проводятся праздники и игры:

«Птичий КВН»

 игра «Что? Где? Когда?» (посвященная Всемирному дню защиты животных)

Экологическая викторина «Три клада у природы есть»

Викторина «Эти забавные животные»

Праздник «День защиты Земли»

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Приложение 1.

Занятие на тему «Я превратился в …»

Цель: упражнять детей «вчувствоваться» в другого, применяя прием драматизации;  посредством игры побывать в роли другого; воспитывать чувство доброты, умение сопереживать.

Детям была предложена ситуация на тему «Я превратился в …». Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров муравья, и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями.

Ребята предложили разнообразные варианты видения себя животными. Растениями. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Приложение 2

Занятие на тему «Планета заболела»

Цель: познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность, чувство бережного отношения к окружающему миру.

        Начало занятия я начала с рассказа о том, что все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы, которую надо охранять. В ходе беседы дети говорили, что надо делать, чтобы сохранить красоту нашей планеты.

Я рассказала детям о разливе нефти в Мексиканском заливе весной 2010 года, какие последствия в результате экологической катастрофы произошли (в результате разлива нефти в опасности оказались сотни километров пляжей и земель, погибли редкие и хрупкие виды фауны). В результате беседы был сделан вывод об огромном значении воды в жизни людей, растений, животных, что воду надо охранять.

В конце занятия дети решали экологические задачи, разбившись на группы. Задача для каждой группы была написана на карточке. Например, Задача 1. Какие цветы можно подарить на день рождения? а) любые цветы которые тебе нравятся; б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2. Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего 3-4 цветка? а) нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы. б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 3. Можно ли шуметь в лесу, включая магнитофон, разжигать костры? а) Да, можно. В лесу никому не мешаешь; б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляют птиц покидать свои гнезда, зверей – искать укромные места.

После подготовки от каждой группы выходил представитель, объяснял, почему группа выбрала именно этот вариант ответа.

Приложение 3

Тема проекта «Слишком много мусора»

Проект был рассчитан на 2 занятия.

Занятие 1.  Цель: познакомить детей с понятием  «экология»? Глобальные экологические проблемы. Проблемы мусора. Что такое мусор? Сбор школьного мусора.

На дополнительном занятии обсудили вопрос о сборе мусора. Решили, что каждый ученик будет собирать свой мусор в специальный пакетик в течение всего учебного дня (в эксперименте участвовало 8 человек). В конце дня собранный мусор был взвешен на электронных весах, затем подводились итоги. Выяснилось, что за день участники проекта выбросили приблизительно по 16, 2 г мусора, из них: бумаги (тетрадные листы, упаковка от конфет), древесины (огрызки от карандашей), фольги от конфет, пластмассы (остатки ручек, фломастеров, полиэтиленовые пакетики), резины (ластик), пищевых отходов (огрызки яблок). На одного человека приходится 16, 2 г мусора, на класс из 22 человек – 356, 4 г мусора. Из литературы мы узнали, что в школах США выбрасывается гораздо больше мусора, до 500 кг в день, поэтому мы выбрасываем относительно немного мусора.

Занятие 2. Куда девается мусор? Как уменьшить количество отходов.

В ходе обсуждения дети пришли к выводу: вместо одноразовых предметов применять более долговечные; ремонтировать старые, но пригодные вещи; пищевые  и садовые отходы – прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений; выпустить листовки о вреде мусора.

Приложение 4

«Экологические задачи»

Экологические задачи в начальной школе можно использовать как на уроках, так во внеурочное время. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, повышающую эмоциональный фон занятия.

Цель: формирование у младших школьников экологических знаний,  умение понимать и оценить возможности влияния деятельности человека на окружающий мир.

Задача:.воспитание ответственности  за сохранение и преумножение природных ресурсов, бережного отношения к природе.

Задача 1.  Пластиковые бутылки будут разлагаться в морской воде 450 лет, а детские подгузники – на 50 лет дольше. Сколько лет будут разлагаться в морской воде детские подгузники?

Задача 2. Из не закрытого крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 л воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (10 мин) и за урок (45 мин)?

Задача 3. Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней?

Задача 4.  Лесник на расстоянии 100 метров увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25с, чтобы выстрелить?

Задача 5. За один год с гектара леса падает на землю 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько тонн упадёт на землю в лесу за 18 месяцев?

Задача 6. Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько килограммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день - 12 часов?

Задача 7. Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

Задача 8. Глаза у стрекозы размером чуть ли не с их голову, этим они обеспечивают её прекрасное зрение, что несвойственно многим другим насекомым. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы? (Стрекозы – хищники, ловят в полёте мелких насекомых. Глаза – их незаменимые помощники в охоте.)

Задача 9.  Вышли на поляну три оленя и стали щипать сочную траву. В это время, бесшумно промелькнув в воздухе, на спину к одному оленю смело опустилась проворная птица. Хвост у неё голубой, шапочка на голове чёрная – это голубая  сорока. Попрыгивая на спине оленя, она нашла удобное местечко и давай выщипывать целые клочья линяющей шерсти. Почему она это делала? (Сорока делает свои гнёзда из шерсти. В одном гнезде можно насчитать 5-6 различных видов шерсти: оленя, медведя, волка, белки, лисицы.  Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть.)

Задача 10. Подорожник получил своё название за то, что растёт вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он «облюбовал» себе такие места многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипая к обуви человека.)

Задача 11.  У клеста нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, зёрнышко с земли не склюёшь. Однако клёст доволен своим клювом. Что же в нём хорошего? (Клёст своим клювом-клещами шишки потрошит: крепка еловая шишка, но клюв клеста легко с ней справляется.)

Задача 12. Коровы, лошади, находясь на пастбище или в стойле, постоянно бьют себя по бокам длинным, с кисточкой на конце хвостом. Для чего они это делают? (Коров и лошадей летом атакуют полчища мух, комаров, слепней и оводов. Не пришлось бы животным досыта поесть, если бы не их хвосты-мухобойки.)

        Задача 13. « - Стой! Кто стрелял?! Кто в меня попал?!

       - Я.

      - Кто ты?

      - Акация.

      - Зачем?

      - Нечаянно.

      - Ишь ты, как метко… будто из ружья. Из чего стреляешь-то?»4

Из чего стреляет акация и зачем? (Акация «стреляет» из высохшего стручка семенами. Так она размножается.)

Список использованной литературы

  1. Клепинина З. Шаги к экологической культуре.// Начальная школа. – 2007. - № 9. – с.3
  2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - с. 64-75.
  3. Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - с.25-33.
  4. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - с.30-35.
  5. Дмитриева А.С. Методика воспитательной работы в начальных классах// Завуч начальной школы – 2009. - № 6. – с.16-17.
  6. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5. - с.25-27.
  7. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - с.2-8.
  8. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему / Начальная школа. - 1993. - № 9. - с.40-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, о...

Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Воспитание экологической культуры личности учащегося   Самусь Анна Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Новогеоргиевская начальнаяобщеобразовательная школа» В на...