статья о дизорфографии
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Лебедева Светлана Ивановна

Предупреждение ошибок при письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._o_dizorfograf.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ    ДИЗОРФОГРАФИИ   У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  С НЕРЕЗКО  ВЫРАЖЕННЫМ  ОБЩИМ   НЕДОРАЗВИТИЕМ     РЕЧИ.

Нерезко  выраженное  общее  недоразвитие речи  является  одним  из  самых  распространенных  речевых нарушений  среди учащихся  начальных классов, занимающихся на  логопедических пунктах  при массовых  школах.

У детей с НОНР  отмечаются  мономорфные и   полиморфные  нарушения  звукопроизношения и недоразвитие фонематического восприятия, общая смазанность  речи, недоговаривание  окончаний, сужение объема  словарного запаса, »нестабильные «  ошибки  в процессе  использования  словаря, грамматических и синтаксических конструкций. Недостатки  актуализации  языковых  средств  затрудняют   у  учащихся  данной  категории овладение речевой  коммуникацией и учебными понятиями. Нарушение  или недоразвитие у детей с НОНР фонетико-фонематических, лексических и  грамматических  компонентов  речи  значительно  затрудняет овладение этими учениками  программой  массовой школы, и в частности, формирование  орфографических  навыков.

Патология речи  оказывает отрицательное влияние на  формирование  личности  ребенка, затрагивает процесс школьной  и социальной  адаптации в целом. Трудности  усвоения  правил  правописания носят стойкий  характер и отмечаются как в младших, так и в средних и старших классах.

Симптоматика  дизорфографии  у младших школьников с НОНР носит  полиморфный  характер, типичным ее  проявлением  нечеткое  владение учебной  терминологией и формулировками правил правописания. У детей  недостаточно сформированы знания о буквах  алфавита, о таких понятиях, как «звук», «слог»,»словосочетание»,»части речи». Учащиеся с  дизорфографией  не могут  своими словами логично изложить содержание правил правописания или  обобщить их, часто отказываются от ответа. Школьники с данной  патологией не усваивают также  лексическое и грамматическое значение словоформ, категории склонения имен прилагательных и спряжений  глаголов, т.е те понятия, которые  предполагают достаточно  высокое развитие процессов  абстракции и  обобщения. Особые  затруднения вызывают правила  морфологического принципа написания ( правописание  безударной  гласной в корне, «не» с глаголами. Трудности  освоения и применения правил правописания объясняются и  неавтоматизированностью действий и  операций, которые  необходимы для  формирования  орфографических навыков.

Недоразвитие  или нарушение  самоконтроля не позволяет  школьника  с НОНР  находить  и исправлять  огромное  количество орфографических  ошибок. В ходе проверки  написанных слов учащиеся  ошибаются в  формулировании задачи, последовательности орфографических действий, в выборе  проверки слов.

Неправильный  перенос   слов   свидетельствует о трудностях анализа  ритмического  рисунка  слова, о  недифференцированности   знаний в области  слогоделения и переноса слов, о несформированности морфологических   обобщений.

Неусвоение  написаний слов   традиционного  принципа и  правил  графики  свидедельствует о значительном  сужении объема  речезрительной  и  речеслуховой  памяти, о несформированности процессов сохранения  и  воспроизведения  предложенного  материала. Младшие  школьники  с  дизорфографией не умеют пользоваться «памяткой» для морфологического разбора слов. У преобладающего  числа  учащихся с  дизорфографией  страдают  каллиграфические  навыки.

Формирование  гностико-практических функций- основа для перехода  следующей, таким ,как развитие восприятия речи  на сенсорно-перцептивном уровне, логопедическая работа над  ударением, работа над  связной речью, развитие  языкового анализа и синтеза, представлений, коррекция нарушений грамматического строя речи, развитие лексики, интеграция  сформированных  психологических предпосылок в  процессе применения орфографических правил на письме.  Овладение  грамматическими понятиями , содержанием  орфограмм и каллиграфическими  навыками предполагает  наличие  достаточно  высокого уровня  сформированности  зрительного гнозиса, праксиса, представлений, мнестических  процессов, слуховых и моторных  функций, умения  ориентироваться в собственном  теле и пространстве.

В ходе  логопедической работы  определены направления по развитию  зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного   гнозиса и праксиса, речезрительных  функций, по восприятию и  воспроизведению ритма, зрительной и речеслуховой памяти.

Формирование  гностико-практических функций является  неотъемлемой частью  логопедических занятий при  коррекции  дизорфографии.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизорфография или Как подружиться с орфографическими правилами?

Дизорфография - это это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью...

Нарушения письма, дизграфия, дизорфография

Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начал...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?

Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...

Статья "Дизорфография"

Причины, патогенез, классификация, симптомы, диагностика и коррекция дизорфографии...