Игра окончена
материал (1 класс) на тему

Денисова Наталья Викторовна

Компьютерные игры с каждым днем все больше увлекают наших детей.Педагоги, психологи и родители бьют тревогу.Как помочь ребенку не заменить реальный мир виртуальным?Почему это произошло и что делать родителям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_okonchena.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра окончена

Наши дети – цифровые аборигены и проявляют интерес к компьютеру еще до того, как освоят азбуку. Родители растеряны и встревожены, как бы не потерять ребенка где-то в «заэкранье».

Больше всего компьютерной зависимости подвержены дети в возрасте 10-16 лет. Оно и понятно – психика у подростков неустойчивая. Но тенденция такова, что на компьютерные игры подсаживаются и младшие школьники, и даже детсадовцы. Опросы показывают, что среди детей в возрасте 5-6 лет таких 8%. По мере взросления количество прилипших к экрану резко возрастает: к 9 годам их уже 32%, к 12 годам – 33%, к 14 годам – 44%.

Многие из школьников используют компьютер для учебы. Но все же в 80% случаев компьютер используется для игры. Больше и чаще играют мальчишки: им от природы свойственны азарт, любопытство и желание побеждать. При этом каждому третьему игроку, по его собственному признанию, трудно оторваться от монитора. А это, по мнению психологов, уже опасный симптом. Избавиться от компьютерной зависимости, как и от любой другой, крайне непросто.

Чем же виртуальный мир для ребенка так привлекателен? Да потому, что в электронном пространстве можно все. Можно самому придумывать сюжет и правила, можно драться, стрелять – взрослые за это не накажут. Можно быть крутым и сильным – никто не узнает, что на самом деле ты слабее тростинки и трусливее зайца. Можно воскреснуть, ведь в запасе еще семь жизней.

Неудивительно, что в компьютер «сбегают» в первую очередь неуверенные, нерешительные дети, которым сложно утвердиться в реальном мире. Если в школе они не блещут талантами, если с их мнением не считаются ни одноклассники, ни взрослые, игра для них – единственный источник самоутверждения: «Я перешел на новый, суперсложный уровень!» Одновременно с этим она становится отдушиной, позволяет забыть о неприятностях проблемой (семейных конфликтах, двойках в школе, трудностях в общении и т.д.). ребенок, столкнувшись в реальной жизни с разочарованием, спешит спрятаться в виртуальном пространстве – там он чувствует себя в безопасности.

Однако подобное бегство никак не решает реальных проблем: отношения со сверстниками не налаживаются, непонимание и недовольство родителей лишь усиливается. Но вместо того чтобы преодолевать эти трудности и получать необходимый жизненный опыт, он всякий раз уходит в несуществующий, вторичный мир, каким бы ярким он не казался. То есть человек не развивается как личность. Единственной его целью, практически смыслом жизни, становится очередной этап или завершение игры (для того чтобы начать следующую). В чем, собственно, проблема?

Большинство компьютерных игр написаны взрослыми и для взрослых без учета особенностей детской психики. А если принять во внимание, что в них без конца кого-то режут и убивают, то становится понятно, почему ребенок после такой игрушки бросается на всех подряд. Более того, он считает это нормой, ведь его любимые электронные персонажи ведут себя именно так. Чем чаще ребенок «расслабляется» подобным образом, тем выше его агрессивность.

Самые опасные компьютерные игры, с точки зрения психологов, - ролевые, в которые играют в основном подростки: тинейджер настолько вживается в образ своего персонажа, что с головой погружается в его мир и начинает на все смотреть его глазами.

Зависимость может развиться не только от игр, но и от Интернета: дети часами просиживают на разных форумах, в чатах и в социальных сетях. В итоге виртуальное общение подменяет ребенку реальное: вместо того чтобы строить отношения с живыми людьми, он переписывается с виртуальными, толком не зная, что они из себя представляют.

Зависание у компьютера чревато и другими проблемами: ухудшением зрения, сколиозом, гастритом, умственным и физическим перенапряжением, бессонницей, постоянными головными болями.

Если ребенок основательно «увяз» в компьютере, важно понять, почему это произошло. Может, родители изначально не возражали против такого времяпрепровождения и не обозначили временные рамки для такой потехи. В любом случае самое главное – больше уделять внимания сыну или дочери.

Не надо обещать ребенку компьютерную игру как награду: «Вот сделаешь математику, пущу тебя к компьютеру». Это только усилит тягу. Важно заранее оговорить, сколько и когда он может играть, и не идти у него на поводу, когда он будет вымаливать еще полчасика. В 7-12 лет можно проводить у монитора 30 минут в день, в12-14 – час, в 14-17 – полтора часа максимум. Конечно, легко декларировать ограничения, но как добиться их соблюдения? Ответ прост и неумолим. Все остальное время у ребенка должно быть занято другими интересными для него делами. Причем, если мальчишкам не хватает острых ощущений, которые неизменно присутствуют в их компьютерных играх, значит, и реальная альтернатива должна быть достаточно сильной, «адреналиновой» - походы, борьба др.

Бесполезно критиковать ребенка за его страсть и пытаться насильственно отвадить от «этого ящика». Еще хуже угрозы отключить, выкинуть диски, отдать компьютер и т.д. все это вызовет агрессию, протест и только усугубит проблему. Тогда как задача – войти в доверие к ребенку, а для этого нужно … разделить его увлечение, хотя бы отчасти. Увидев в родителях единомышленников, он начнет прислушиваться к словам взрослых, и тогда будет проще объяснить ему, почему те или иные действия для него нежелательны и что именно так огорчает родителей.

Далеко не все игры ужасны или полны насилия, вызывают болезненную зависимость или изменяют психику. Например, игры-стратегии помогут развить математические способности и логику, квесты пробудят интерес к географии и истории. Однако это не значит, что ребенок должен играть часами.

Полностью изгонять компьютер из детской нет смысла – это чудо техники давно уже стало предметом окружающей среды для наших цифровых аборигенов. Пытаться запретить компьютер и игры – все равно что запрещать плохую погоду. Проблему решит только достойная альтернатива.

Компьютерная зависимость возникает постепенно.

Стадия первая: ЛЮБОПЫТСТВО

Знакомясь с новой игрой, ребенок увлекается – ему нравится графика, звук, необычный сюжет, реалистичные картинки и пр. на этой стадии его увлечение не представляет опасности – он играет не постоянно, а эпизодически, параллельно занимаясь другими делами.

Стадия вторая: УВЛЕЧЕННОСТЬ

Ребенок настолько входит во вкус, что начинает играть уже систематически. У него появляется потребность в игре. Она может быть настолько сильна, что, если отобрать у него компьютер, он начнет предпринимать действия, чтобы получить игровой кайф в другом месте: пойдет к другу или в Интернет-кафе. Это тревожный симптом.

Стадия третья: ЗАВИСИМОСТЬ

Юный игрок все глубже вязнет в виртуальном пространстве, практически теряя связь с реальным миром. У него могут оставаться приятели, но они, как правило, такие же фанаты-геймеры. Появляются признаки, описанные ранее. Если дошло до этой стадии, решать проблему нужно со специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной  работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1     Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Изменения в общественной жизни, происшедшие ...

Задания на лето для детей, окончивших 3 класс

Задания на лето по русскому языку, математике, литературному чтению...

Список рекомендуемой литературы для чтения летом учащимся, окончивших 3-й класс.

Данные произведения позволят сократить время на подготовку домашнего задания по литературному чтению в 4 классе, расширят кругозор детей и помогут в развитии интереса к чтению. Список составлен на осн...

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, окончивших 3 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3 класс)...

Список литературы на лето для обучающихся, окончивших 1 класс по программе “Школа России”.

Список литературы на лето для обучающихся, окончивших 1 класс по программе “Школа России”....

Разработка урока "Давным-давно окончена война"

Разработка урока "Давным-давно окончена война" / Даниил Гранин  "Блокадная книга"/...