Разработка урока "Давным-давно окончена война"
классный час (2 класс)

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Разработка урока "Давным-давно окончена война" / Даниил Гранин  "Блокадная книга"/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

«Давным – давно окончена война…»

 «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича

1-й слайд:

Урок литературы на тему: «Давным – давно окончена война…»

 «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича

2-й слайд: Цели:

Познакомить учащихся с трагическими событиями блокадного Ленинграда;

Развивать чувство патриотизма;

Формировать умение сопереживать людям, прошедшим войну и пережившим блокаду.

Воспитание у учащихся чувства гордости за свою страну;

Воспитывать чувство благодарной памяти о тех людях, которые победили фашизм.

Ход урока

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть!

Она, как сила, нам нужна.

1 слайд Звучит песня «Наш город» муз. В.Соловьев-Седой, сл. А.Фатьянов,/

 идет видеоряд с фотографиями Гранина /

Заставами ленинградскими

Вновь бушует соловьиная весна.

Где не спали мы в дни солдатские,

Тишина кругом, как прежде, тишина.

Припев:

Над Россиею

Небо синее,

Небо синее над Невой.

В целом мире нет,

Нет красивее

Ленинграда моего!

В ЦЕЛОМ МИРЕ НЕТ,

НЕТ КРАСИВЕЕ

ЛЕНИНГРАДА МОЕГО!

-Эта песня, посвященная Ленинграду, - любимая песня Даниила Александровича Гранина.

В нашей стране существует практика ежегодного определения главной «темы», которая на это время становится ключевой в жизни страны. 2019 год объявлен годом  выдающегося русского писателя Даниила Александровича Гранина.

- Поднимите руку, кто читал произведения этого писателя, а может слышали?

- Как вы думаете, почему этот человек, о котором вы ничего не знаете, удостоен такого звания?/ писатель, автор книг, которые заслуживают особого внимания, киносценарист, общественный деятель/

 2 слайд В конце урока вы сами ответите на этот вопрос, но более точно, вдумываясь в каждое слово.

  С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. 9 мая мы отметили Великий праздник –День Победы. Встаньте те, кто принимал участие в праздновании, кто в этот день поздравлял ветеранов. Все были задействованы. А ветеранов было много?

3 слайд Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть!

Она, как сила, нам нужна.

-Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Поднимите руки, кто читал книги о войне, кто смотрел фильмы о ВОВ?

-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне, и каких литературных произведениях о ней читали?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какие главные слова нашего урока?

/ война, Санкт-Петербург, блокада, Д.Гранин, книга/

-А теперь, давайте подумаем, как связано все это?

У каждого ленинградца была семья. А теперь представьте каждый свою семью –счастье, радость, поддержка, смех, улыбки родных…

/ фонограмма Вставай страна… / и прогремело страшное слово ВОЙНА.

- Что у вас вызывает слово война? / ужас, страх, голод, холод, смерть, страдания, горе/

- Кто встанет на защиту Родины? Отец, старшие братья и сестры уходят на фронт.

-Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, когда провожают близких на войну?/ остались одни, потеря, страх, неуверенность /

Чтение № 1

Даниил Гранин вспоминает: «У меня была очень тяжелая война. Ленинградский фронт был очень тяжелый. Умирали солдаты не только от бомбежек, артобстрелов, но и от голода, от дистрофии. Еще это север. Была страшная зима 1941-1942 годов. Первый мороз ударил 12 октября. Дров нет. Снегом засыпает окопы. Полушубков не хватает. Фурункулез. Рядом был город, который умирал от голода. Голод был внутри нашего фронта и снаружи. У нас не было тыла. Мы не хотели идти в город в увольнение. Видеть этих мертвецов мы не хотели».

- Почему так тяжело после прочтения? / Горькая правда о тех событиях/

-Найдите и подчеркните слова, которые передают ужас тех событий.

 Что значит не было тыла?/ поддержки/

В наш город пришла война. Блокада.

4 слайд Слушаем отрывок / читает мальчик/

- Что вы узнали? Что особенно запомнилось? О чем мечтает мальчик?

5 слайд Когда в 1974 году Алесь Адамович встретился с Даниилом Граниным и предложил написать книгу о блокаде Ленинграда, Гранин усомнился в затее белорусского гостя, т.к. уже многое было написано: стихи, рассказы, романы. Д. Чтение № 2

Гранин вспоминал: «…Ну что такое блокада? Ну, голод; ну, обстрел; ну, бомбежка; ну, разрушенные дома. Все это известно, ничего нового для себя я не представлял. Он долго меня уговаривал. Несколько дней шли эти  переговоры. Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы. Так мы начали вместе работать».

- Найдите слова, с помощью которых автор описывает блокаду? Как вы думаете, почему так кратко, сдержанно?/ негласный закон- не говорить о блокаде, очень трагические события, боль /

- Подчеркните эти слова.

Работа предстояла долгая, кропотливая. Алесь Адамович и Даниил Гранин ходили к людям, пережившим блокаду, выслушивали их, записывала на магнитофон душераздирающие рассказы. Сначала ходили вместе, а потом разделились, чтобы охватить как можно больше людей. Они собрали двести рассказов…

«Блокадная книга» состоит из 2 частей: первая – это запись бесед; вторая

отрывки из дневников историка Георгия Князева, школьника Юры Рябинкина и женщины, спасающей своих детей, - Лидии Охапкиной. Адамович и Гранин из многочисленных дневников отобрали только три, которые их наиболее поразили.

Чтение № 3

Авторы книги признавались:  Как вы понимаете слово  Признавались? Сознаваться, каяться, виниться; исповедываться, открыться кому, открыть (выложить) кому душу, доверять кому свои тайны

 В чем заключалась тайна?

«Откровенно говоря, мы многого не знали, не знали, какие жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада». Даже мы, прошедшие войну - один в белорусских партизанах, другой на Ленинградском фронте, - казалось, привычные ко всему, были не готовы к этим рассказам»

-Что поразило автора в рассказах блокадников?

5 слайд:

Перед нами «хроники непобеждённого города». Для писателей было важно выяснить не только историческую картину того периода, но и состояния людей, их мысли и чувства, желания.

-Как вы думаете, какие проблемы поднимают авторы книги? Авторы рассказывают о тяготах блокадного Ленинграда.

6 слайд:

Проблема испытания голодом.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять, Отнять Ленинград у России,

В плен ленинградцев забрать.

Н. С. Тихонов

Голод воспринимался ленинградцами как враг, засланный в город фашизмом. В июле 1941 года была введена карточная система снабжения. Нормы выдачи устанавливались в зависимости по возрастным группам населения, а также по важности и характеру выполняемых работ, при этом учитывался прежде всего  физический труд. Единственным источником питания являлась карточка. Она была дороже денег. Нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде в ноябре 1941 г: рабочим и инженерно-техническим работникам - 250 г., служащим - 125 г, иждивенцам - 125 г, детям до 12 лет - 125 г. Хлеб выпекался со значительной долей примесей, но и ему были все рады.

Врач Майя Яновна Бабич вспоминает о своём приятеле: «…Это было в начале января. Приходит на квартиру ко мне мой школьный приятель Толя. Это такой поэт был, витал в облаках, говорил о проблеме «быть или не быть?». В школе он был таким мальчиком с возвышенными интересами. И вот приходит – лицо серо-зеленое такое. Глаза совсем вытаращенные, и говорит:

«У тебя не сохранился твой, кот?» А у нас кот был. Я говорю: «Ну что ты! А что?» – «А мы хотели бы его съесть!» Мама и бабушка у него лежали./обессиленные, слабые/ И вот он ушел. Он был такой ужасный, такой грязный, тощий».

- Какая правда о блокаде открывается?

Когда есть было совсем нечего, то ленинградцы старались использовать всё: дуранду (подсолнечный жмых), шкуры животных (из них можно было варить студень), столярный клей (тоже на студень), «сладкую» землю. Ели животных: кошек, собак, ворон и т.д. Чувство брезгливости уходило на второй план, главное было – выжить!

7 слайд:

О том, как голодное состояние меняло человека, можно судить из следующего эпизода. Эту историю рассказала Гранину и Адамовичу Мария Васильевна Машкова. Эта история показывает, что голод способен превращать людей в животных. Происходит разложение человеческого «Я».

Но были и другие истории, и их гораздо больше. Трогательную историю  о раннем взрослении вспоминает Ирина Киреева: «Помню, привезли ребят- близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька – так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу:

«Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты».

 Им было по три года».

- О какая тайна открывается нам о блокадных детях?

Дети начинали взрослеть гораздо раньше, т.к. детство их омрачено войной.

Авторы книги часто задаются вопросом: «Как выжили ленинградцы?» И сами же приводят истории, которые показывают, что только взаимовыручка, поддержка, любовь помогли не опуститься в бездну, а выжить.

8 слайд:  Проблема непосильного героического труда ленинградцев.

…На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Н. С. Тихонов

В блокадном Ленинграде, измученном, обессиленном, продолжалась работа большинства учреждений: типографии печатали газеты, почтальоны разносили письма, рабочие трудились на заводах, многие люди расчищали завалы в городе, убирали трупы; работали поликлиники и детские сады, школы, продолжалась работа в архивах и библиотеке. Работа помогла людям отвлечься от главной проблемы – мысли о еде.

Многие мужчины ушли на фронт, их заменяли в тылу женщины и дети.

Чтение № 4

Вспоминает Ольга Николаевна Мельникова-Писаренко: «Я случайно попала туда (на Кировский завод). Как раз мы оттуда возили дрова. Там много деревянных домов было. Это для госпиталей везли. И случайно я туда забежала. Смотрю – подростки, мальчики по двенадцать-тринадцать лет, девочки по четырнадцать лет стоят у станков и работают. Они заменили своих отцов или своих старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки или ящики, для того чтобы они могли работать».

- Что делали дети на заводах? Зачем подростки подставляли ящики? Какие главные слова нужно выделить?

9 слайд:

Была особо важная работа – спасать город от эпидемий, т.е убирать трупы. Чаще всего этим занимались женщины.

Чтение № 5

Арсеньева А.М. рассказывала:

«Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему? Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут, может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять».

-Какие чувства испытывали люди, выполняя эту работу?/страх, равнодушие, безразличие,  вера в победу/  Подчеркните

10 слайд:

Проблема холода.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

 На детских санках, узеньких, смешных, в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных…

О. Ф. Берггольц

С наступлением холодов положение ленинградцев усугубилось: истощились запасы топлива, турбины электростанций остановились,  отопление, водопровод, канализации вышли из строя. Истощённым, обессиленным ленинградцам приходилось проделывать огромный путь, чтобы достать воды, дров. У многих в квартирах были буржуйки – печи для отопления квартир. Топили дровами, а когда не было дров, в ход шли книги… Окна в квартирах закрывали одеялами, чтобы теплее было. Ходили одетыми, т.к. всё равно было холодно.

11-й слайд: Проблема «праведных» и «неправедных».

- Как вы понимаете слова праведный и неправедный?

Мы рассмотрим эту проблему несколько иначе, нежели она дана в книге. Поговорим об одной из важнейших профессий на земле. О тех людях, кто давал клятву Гиппократа, о врачах. И на противоположных полюсах – добра и зла – оказываются пищевик Алексей Дмитриевич Беззубов и профессор Цигельмайер.

Во время войны Цигельмайер был заместителем интенданта гитлеровской армии. Именно он советовал, как скорее уморить Ленинград голодом.

«Цигельмайер вычислял, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они все вымрут».

 -Какую цель ставил  Цигельмайер?/уморить голодом

А в это время Алексей Дмитриевич с сотрудниками занимался изготовлением хвойной настойки, чтобы избежать авитаминоза среди населения. «В начале января 1942 года в городе начались заболевания пеллагрой. Надо было раздобыть никотиновую кислоту – витамин РР. На чердаках и в вентиляционных трубах табачных фабрик собирали табачную пыль. Из нее извлекали никотиновую кислоту».

Отдел Беззубова изучал, сколько каротина и витаминов содержат одуванчики, крапива, лебеда, что из них можно приготовить…

-Какую цель ставил  Алексей Дмитриевич?/ преодолеть голод и болезни/

Два врача… Один ищет способы преодоления голода и болезней, а  второй нацелен на уничтожение русских людей с помощью «убийцы- невидимки».

12-14 слайд:

Проблема ленинградских детей.

Танин дневник – это боль Ленинграда.

 Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

И. Малышев

В годы Великой Отечественной войны погибли многие люди. Особенно жаль становится детей, у которых немецкие захватчики безжалостно украли детство, семью, жизнь. Всем знаком дневник Тани Савичевой, которая потеряла всю свою семью и осталась одна. А вскоре умерла и сама, измученная, обессиленная. Дневник Тани – это не только трагедия её семьи, но это трагедия тысячи семей того времени.

15-й слайд:

Особое место в книге, конечно, занимает дневник Юры Рябинкина. Юра жил в Ленинграде вместе с мамой и младшей сестрой Ирой. Дневник показывает, как постепенно под влиянием разных обстоятельств складывается характер Юры. На протяжении всего повествования мальчик борется с самим собой за право называться Человеком. Юра – способный мальчик, который хорошо учился в школе, интересовался шахматами и на редкость много читал. В своём дневнике он не лукавит, а остаётся честным перед самим собой, жестоко обличает себя на страницах дневника. Это говорит о том, что мальчик совестливый.

Чтение № 6

Разные мысли посещают Юру: «Мне – шестнадцать лет, а здоровье у меня, как у шестидесятилетнего старика. Эх, поскорее бы смерть пришла. Как бы так получилось, чтобы мама не была этим сильно удручена».

-Что волнует мальчика? О чем мечтает Юра?

16-й слайд:

9 декабря 1941 года Юра Рябинкин словно подводит итоги своей короткой жизни:

«А ведь что со мной было? Ел кота, воровал ложкой из котелков Анфисы Николаевны, утаскивал лишнюю кроху у мамы и Иры, обманывал порой их, замерзал в бесконечных очередях, ругался и дрался у дверей магазинов за право пойти и получить 100 г. масла… Я зарастал грязью, разводил кучу вшей, у меня не хватало энергии от истощения, чтобы встать со стула, – это была для меня такая огромная тяжесть! Непрерывная бомбежка и обстрелы, дежурства на школьных чердаках, споры и сцены дома с дележом продуктов… Я осознал цену хлебной крошки, которые подбирал пальцем по столу, и я понял, хотя, быть может, и не до конца, свой грубый эгоистичный характер. «Горбатого одна могила исправит» – говорит пословица. Неужели я не исправлю своего характера?»

-Что волнует мальчика?

Юра обличает себя, не ищет оправдания своим поступкам. Он видит свои минусы, но жаждет всё исправить, остаться Человеком.

17-й слайд:

Чтение № 7

До этого у Юры была мечта стать моряком, время шло, и теперь одно единственное желание: «Вырваться бы из этих чудовищных объятий смертельного голода, вырваться бы из-под вечного страха за свою жизнь, начать бы новую мирную жизнь где-нибудь в небольшой деревушке среди природы… забыть пережитые страдания…»

Трагически заканчивается история Юры Рябинкина. Мама с Ирой эвакуируются из Ленинграда, а он не смог дойти до пункта сбора и остался дома.

Ни в чём неповинные дети гибли на войне, и это самое страшное.

18 слайд

- Послушайте отрывок из Блокадной книги

-Что помогало ленинградцам выжить? / Вера в победу/

19 слайд

Проблема памяти.

Наша первостепенная задача – сохранить память о тех трагических днях. Сделать так, чтобы не оборвалась эта тонкая, связующая нить поколений. Мы живы только благодаря подвигу многонационального советского народа. И когда Алесь Адамович и Даниил Гранин вопрошают: «А надо ли бередить это всё? Давно ведь было…», мы должны смело заявить: «Надо!».

- Почему надо сохранить память о тех трагических днях?

20-й слайд:

Мы не вправе забыть о Великой Отечественной войне, о непобеждённом блокадном Ленинграде, о тех, кто зарыт в братских могилах, кто умер, чтобы мы жили. Эта память священна. Живы те, кто прошёл войну, кто работал в тылу, приближая победу. Ветераны достойны того, чтобы о них вспоминали не только в День Великой Победы – день памяти и скорби. Мы гордимся ветеранами и будем вечно им благодарны за жизнь, за мирное небо над головой, за то, что наши дети не знают, что такое «война».

22-й слайд:

Вывод: «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина показывает, что война – это, безусловно, страшно. Но именно в это ужасное для России время человек раскрывался полностью, сбрасывал личину: под видом строгой, злой на вид женщины оказывался добрейшей души человек. И наоборот. Больше было положительных примеров. Главное, о чём мечтали люди, - сохранить в себе Человека, чтобы, если выживешь, было не стыдно за содеянное. Весьма актуально и современно звучат и по сей день слова Д. Гранина о том, что главное «не расчеловечиться» в любой, даже в самой страшной ситуации. Забыть? Не ворошить прошлое? Нет, мы не вправе этого забыть.

Закончить нашу встречу хотелось бы строками из стихотворения

Весь под ногами шар земной,
Живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.

/Драчук, Николаева/

Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.

 

-Рефлексия

-Что вы можете сказать о нашем уроке?

- Что вас поразило?

- О чем задумались?

- Что вы думаете о Д.Гранине? Так в чем заслуга этого писателя?

/ рассказывал горькую правду о войне, говорил о человечности каждого из нас, призывал к совести,В любой ситуации оставаться человеком, без прошлого нет будущего- надо помнить о суровой войне, о людях, которые не щадили свою жизнь во имя победы над фашизмом

Приложение:

Даниил Гранин вспоминает: «У меня была очень тяжелая война. Ленинградский фронт был очень тяжелый. Умирали солдаты не только от бомбежек, артобстрелов, но и от голода, от дистрофии. Еще это север. Была страшная зима 1941-1942 годов. Первый мороз ударил 12 октября. Дров нет. Снегом засыпает окопы. Полушубков не хватает. Фурункулез. Цинга. Рядом был город, который умирал от голода. Голод был внутри нашего фронта и снаружи. У нас не было тыла.

Д. Гранин вспоминал: «…Ну что такое блокада? Ну, голод; ну, обстрел; ну, бомбежка; ну, разрушенные дома. Все это известно, ничего нового для себя я не представлял. Он долго меня уговаривал. Несколько дней шли эти  переговоры. Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы. Так мы начали вместе работать».

взаимовыручка поддержка, любовь, милосердие, героизм, патриотизм, вера  в победу, человечность

сострадание отзывчивость



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение выпускников, окончивших школу и проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

Попова В.Н., зам. директора по учебно-воспитательной  работе СПб ГБСУ СО ДДИ-1     Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Изменения в общественной жизни, происшедшие ...

Задания на лето для детей, окончивших 3 класс

Задания на лето по русскому языку, математике, литературному чтению...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Методическая разработка проект "Дети ветеранам войны"

Методическая разработка проект "Дети ветеранам войны"...

Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)

Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...

Методическая разработка "Литературно-музыкальная композиция "Война и песня"

Литературно-музыкальная композиция посвящена истории создания военных песен времён Великой Отечественной войны....

Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"

Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"...