Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"
методическая разработка

Разработка внеклассного мероприятия "Дети войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_deti_voyny.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ключёвская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

Тема:  «Дети войны»

                                                                                                                      Составила

                                                                                         учитель начальных классов

Федотова Елена Васильевна

2018-2019 учебный год

Цель:

  •  Расширить  знания обучающихся о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.                                                                                         Задачи:

     1. Углубить и расширить знания об исторических событиях, связанных с ВОВ. Продолжить формировать у учащихся гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны.

    2. Развивать мышление, устную речь, умение сравнивать и анализировать.

    3. Воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма. Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной  войне.

Формируемые УУД

Личностные УУД: - бережное отношение к духовным ценностям

- умение обосновать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

           -участие в коллективном обсуждении проблем, обмен мнениями.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Методическое обоснование занятия:

Во время занятия использовались следующие методы и технологии: деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации,  метод иллюстрации, метод беседы, метод рассказа, эвристический метод обучения, ИКТ, технология коллективного взаимодействия

 Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • диск с презентацией «Дети войны…»

           голос Левитана (аудиозапись о начале войны)              

          песня «Орлёнок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

          выставка книг о войне

          цветы.

          карточки с заданиями 

Атрибуты войны из школьного музея:  фляжка, каска, кружка, пилотка, письма с фронта, ордена и медали;

Предварительная подготовка:

 подготовка  стихотворений, запись воспоминаний родных и близких о военном детстве,

участие детей в подготовке презентации к мероприятию,

ХОД мероприятия

Эпиграф  (на слайде)
«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

                                Алексей Шамарин

  1. Вступительное слово учителя

   Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов в Москве. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Так впервые праздновалась Неделя детской книги - «книжкина неделя».

    Праздник детской книги  был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля, уже известный вам, ребята, по произведению «У классной доски». Активное участие в празднике приняли Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин.(слайд 2)

Неделя детской и юношеской книги традиционно проводится каждый год в библиотеках городов и сёл в дни весенних школьных каникул и в наши дни.

Учитель Пусть эпиграфом к нашей встрече будут строки из стихотворения современного поэта Алексея Шамарина. Прочтите их на слайде.(слайд 3)

Как вы думаете, какой теме будет посвящена наша встреча? Какую великую дату будет отмечать народ в ближайшие дни?

Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

  Настя Лысякова и Карина Руденко по моей просьбе провели в нашем классе анкетирование и обобщили его результаты. Предоставляю им слово.

    Настя Лысякова Мы решили узнать, что  знают  наши  одноклассники о  своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что  вообще  знают о войне, о детях, которые были   участниками  или  свидетелями  тех страшных дней.  Решил выяснить,  читают  ли  наши одноклассники литературу  о войне. Интересует ли  их эта тема. С  этой  целью  в классе мы  провели  анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1.    Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

  1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.
  2.  Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?
  3.  Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.

  Проведя анкетирование, мы выяснили, что ребята знают о ВОВ больше по фильмам или рассказам в семье. Только 4 человека из 16 читали книги о войне, 5 обучающихся знают некоторых пионеров-героев войны;  книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, 3 обучающихся  назвали авторов художественных произведений о войне. Мы побывали в школьной библиотеке и с помощью Дергилёвой Елены Алексеевны, библиотекаря подготовили одноклассникам список литературы на тему «Дети войны». Список рекомендуемой литературы  мы поместили в «Уголке класса»   (Приложение1)

Учитель Ребята, как выдумаете, можно ли детство  детей, живущих в России,  назвать счастливым? (ответы детей) (слайд 4)

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

       Нет, так было не всегда. Есть еще одно страшное сочетание слов «Дети и война». Вдумайтесь! Разве могут эти слова стоять рядом? Какие ассоциации у вас возникают при звучании этого слова? (Смерть, кровь, слёзы, боль, страх)

 Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Пришел час – и  они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Отрывок из стихотворения А. Молчанова читает Стас Обухов

 Тринадцать миллионов детских жизней

 Сгорело в адском пламени войны.

 Их смех фонтаном радости не брызнет

 На мирное цветение весны.

 Мечты их не взлетят волшебной стаей

 Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

 И в чём-то обеднеет целый мир.

 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

 А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

 Прошедших войн трагический итог.

 Тринадцать миллионов детских жизней -

 Кровавый след коричневой чумы.

 Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 Их губы запеклись в последнем крике,

 В предсмертном зове милых мам своих...

 О, матери стран малых и великих!

 Услышьте их и помните о них!

              Учитель О ком стихотворение А. Молчанова?

( О детях, переживших страшную войну с фашистской Германией 1941-1945 года) (слайд 5)

Аудиозапись - взрывы, сирена-начало войны. Голос Левитана.             

  До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. И  вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские  мечты…

Учитель.

Ребята, надо ли об этом вспоминать и говорить? Почему это очень важно - не забывать! Обсуждаете ли вы в своих семьях с родителями события, происходящие в Украине?

 Хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли дети войны и что терпят сейчас дети Украины? Задумайтесь!

Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.                                          

Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.(слайд 6)

Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт,  стараясь  ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Словарная работа.

Учитель.

-Война. Это страшное слово.

Подберите слова –синонимы к слову «война»

(война –бой, битва, сражение)

-Подберите слова –синонимы к слову «солдат»

(солдат – воин, боец…)

-Почему война называлась Великой? Отечественной?

-Какие еще прилагательные вы можете подобрать к слову «война»?

 (страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная)

Учитель.

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами.    (слайд 7)                                                                    

 Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны.  Большинство из них возвращались домой с медалями за отвагу.

Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

Стихотворение Якова Дубравина читает Саша Безинский

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Работа над пословицами и поговорками.

   Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Разделитесь по желанию на 4 группы. Каждой из четырёх групп будет предложена поговорка. В каждой из них - глубокий смысл, народная мудрость. Попробуйте раскрыть смысл каждой поговорки.

(Дети работают в группах, затем от каждой группы  коллективное мнение представляет один из участников группы)

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-Воин воюет, а детки горюют.

 -В бою побывать - цену жизни узнать.

 -Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

   Учитель  

Дети так же как и взрослые становились узниками  концлагерей. Фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.

Читает учитель

Дети в Освенциме

 Мужчины мучили детей.

 Умно. Намеренно. Умело.

 Творили будничное дело,

 Трудились – мучили детей.

 И это каждый день опять:

 Кляня, ругаясь без причины...

 А детям было не понять,

 Чего хотят от них мужчины.

 За что – обидные слова,

 Побои, голод, псов рычанье?

 И дети думали сперва,

 Что это за непослушанье.

 Они представить не могли

 Того, что было всем открыто:

 По древней логике земли,

 От взрослых дети ждут защиты.

 А дни всё шли, как смерть страшны,

 И дети стали образцовы.

 Но их всё били.

 Так же.

 Снова.

 И не снимали с них вины.

 Они хватались за людей.

 Они молили. И любили.

 Но у мужчин "идеи" были,

 Мужчины мучили детей.

                          Наум Коржавин

    Детей увозили вместе с родителями - кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены.

 Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении.  Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью - заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.(слайд 8 - 12)

Учитель.

 Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.

Читает Алсу Жанабергенова

Зачем ты, война,

у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

Учитель.

    Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.

Не только на заводах ребята помогали старшим.

        Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом. (слайд 13)

Учитель.

 Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.

 Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?  (ответы детей)

Обучающимся раздаются карточки с текстом и далее выступления ребят.

1 ученик. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить.    

2 ученик Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.

3 ученик Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.

 Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и  писали письма.    

 4 ученик.

 «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..      «Ленинградские дети»...  Это холод, голод, слезы, стоны.                    

«Ленинградские дети»...  Это крики, бомбежки, разруха и смерть…

Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Учитель Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада.

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам, жил, работал, боролся.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

          Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.  Сидели в пальто, в перчатках и даже в головных уборах...

   В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

        В Ленинграде начался голод. В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Ученик

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

не всех оставляя в живых.

  Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.          

Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода.  Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Учитель.

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

  -Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

-Подумайте, а  всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?

-Задумайтесь, изменится ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?

Учитель

   Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие подростки и дети участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Ученик

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

 Это нужно -  не мертвым,

   Это надо - живым!

                       Р.Рождественский. Реквием.

  На доске портреты Лёни Голикова, Марата Казея,  Вали Котика, Зины Портновой, Володи Дубинина.

 

Учитель  Как вы думаете, где сможете подробнее узнать о подвигах этих маленьких героев?  (В библиотеке, на страницах интернета)

Звучит песня «Орлёнок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

Учитель

-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?          

  (ответы детей)

- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?

Учитель

 «Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

Учитель

Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.

В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.                        

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Тяжелые испытания принесла война детям.

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы…

Дети войны - боль отчаянна!

 И сколько надо им минут молчания!                       

          Зажигаются свечи…

Объявляется минута молчания…    

 Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...                                                                    

  Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

  Ребята, готовясь к классному часу, вы записывали воспоминания своих прабабушек и прадедушек, а также родных и близких, чье детство опалила война. Давайте послушаем эти воспоминания…

 (дети по желанию читают воспоминания своих родных)

   Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.

-Как мы можем помочь этим людям?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

Учитель Я верю в ваше счастливое будущее, дети. Живите достойно, творите добро, любите Родину!

                                                       

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "О милости и помощи Божией России в годы ВО войны"

Одна из  главных задач  нашей школы - осуществление духовно-нравственного воспитания детей. В преддверии большого праздника 70-летие Победы. Разработан проект «Общие слёзы, общая боль»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы "Женщины и война"

События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России  культуры, искусства и образования как важнейших ф...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...