Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы "Женщины и война"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

     События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России  культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество настоящих граждан не воспитать.   Исследования социологов и психологов говорят о более высоком нравственном потенциале тех народов, где  поддерживается связь поколений,  где чтут традиции и обычаи.  В любой стране есть  национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они  объединяют нацию.  В России  одним из таких праздников является  День Победы.  9 мая  2015 года наша страна  отмечала  70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой  победы слишком велика: десятки миллионов  человеческих жизней…. В  памяти народной и поныне живы безмерные  страдания  людей военного поколения и  мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети.  Подрастающее поколение  не должно забывать эти страшные годы.  Но, к сожалению, молодежь мало знает о  Великой Отечественной.

Учебники тех, советских времён были составлены очень удачно. По тем учебникам дети изучали самые яркие события своей страны… На смену пришли новые программы, а с ними и новые учебники, в которых нет ни малейшего напоминания о празднике Победы. Я имею ввиду,  учебники литературного чтения. А сколько произведений посвящены именно  этой странице истории России!!!

 И память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на мой взгляд,  теперь  является внеклассная работа по  литературе. В рамках мероприятий «Общие слёзы, общая боль»  «Дню Победы посвящается…» подготовлено и проведено   мероприятие: «Женщина и война».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenshchiny_i_voyna.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Женщины и война»

     События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия на молодое поколение граждан России  культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Без развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество настоящих граждан не воспитать.   Исследования социологов и психологов говорят о более высоком нравственном потенциале тех народов, где  поддерживается связь поколений,  где чтут традиции и обычаи.  В любой стране есть  национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они  объединяют нацию.  В России  одним из таких праздников является  День Победы.  9 мая  2015 года наша страна  отмечала  70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой  победы слишком велика: десятки миллионов  человеческих жизней…. В  памяти народной и поныне живы безмерные  страдания  людей военного поколения и  мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети.  Подрастающее поколение  не должно забывать эти страшные годы.  Но, к сожалению, молодежь мало знает о  Великой Отечественной.

Учебники тех, советских времён были составлены очень удачно. По тем учебникам дети изучали самые яркие события своей страны… На смену пришли новые программы, а с ними и новые учебники, в которых нет ни малейшего напоминания о празднике Победы. Я имею ввиду,  учебники литературного чтения. А сколько произведений посвящены именно  этой странице истории России!!!

 И память о войне жива во многом благодаря литературе. Именно она дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания молодежи, которое столь актуально сегодня. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма, на мой взгляд,  теперь  является внеклассная работа по  литературе. В рамках мероприятий «Общие слёзы, общая боль»  «Дню Победы посвящается…» подготовлено и проведено   мероприятие: «Женщина и война».

     Цель данного мероприятия:   осознание обучающимися  того сурового и  героического времени, на чувство сопереживания,  сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину,   формирование  активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.  

Задачи:

  - формирование   навыков публичного   выступления,  коммуникативных умений, необходимых для построения текста,   умения правильно выражать свои мысли и  совершенствовать высказывания.

- совершенствование  речи  учащихся с целью  успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;

- развитие  навыка выразительного чтения, речевого этикета;

- повышение информационной культуры учащихся

- привитие  интереса  учащихся к литературе, музыке, искусству;

-  пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны  через приобщение к поэзии и прозе о Великой Отечественной войне;

- воспитание  чувства сопереживания,  сострадания и уважения к старшему  поколению;  чувства прекрасного, уважения к женщине,

- формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.

Сценарий мероприятия «Женщины и война»

Зал  украшен плакатами ко Дню Победы, фотографиями женщин военных лет, звучат песни о войне, зрители занимают свои места.

Музыка грустная, свет гаснет, остаётся только на сцене, выходит ведущий, на фоне музыки произносит:


Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.

В. Шефнер

Включается свет, выходят дети под спокойную музыку, занимают места на сцене так:

1 ряд(сверху): девочки, одетые в светлые летние платьица в стиле начала 40-х годов, с причёсками в этом же стиле ( в косички вплетенные тонкие атласные ленточки), в руках одинаковые платочки

2 ряд (середина): мальчики

3 ряд (внизу): мальчики

Музыка затихает, ведущие:

              В мир приходит женщина,

              Чтоб свечу зажечь.

              В мир приходит женщина,

              Чтоб очаг беречь.

              В мир приходит женщина,

              Чтоб любимой быть.

              В мир приходит женщина,

              Чтоб детей родить.

              В мир приходит женщина,

              Чтоб цветком цвести.

              В мир приходит женщина,

              Чтобы мир спасти.

Л. Патракова.


Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.


Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова...


Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

Голос Левитана о начале войны


Ведущий:  Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...

Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.

Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.

                                         

                Да разве об этом расскажешь-

                В какие ты годы жила!

                Какая безмерная тяжесть

                На женские плечи легла!..

                В то утро простился с тобою

                Твой муж, или брат, или сын,

                И ты со своею судьбою

                Осталась один на один…

                Ты шла, затаив своё горе,

                Суровым путём трудовым.

                Весь фронт, что от моря до моря,

                Кормила ты хлебом своим.

                В холодные зимы, в метели,

                У той у далёкой черты

                Солдат согревали шинели,

                Что сшила заботливо ты.

                Бросалися в грохоте, в дыме

                Советские воины в бой,

                И рушились вражьи твердыни

                От бомб, начинённых тобой…

                                           М. Исаковский. «Русской женщине»      

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Дети поют песню «Катюша», на последнем припеве и куплете мальчики  как по команде поворачиваются  в одну сторону, начинают маршировать, помахивая на прощание девочкам, которые тоже в ответ машут мальчишкам платочками.  Все занимают места в зрительном зале.

Под музыку «О героях былых времён…» выходят: мальчик - солдат, , девочка, одетая в светлые одежды  в  белом  платке, девочка, одетая в траурную одежду в чёрном платке на голове

 Девочка  в светлых одеждах:

Да храни тебя Бог, мой сынок,
На войне, слепой и жестокой,
Я б прошла миллионы дорог,
Чтобы не был ты одиноким,

Я б от пули прикрыла тебя,
Накормила бы теплым хлебом,
Я бы сон твой всю ночь стерегла
Под тревожным и грозным небом.

Да храни тебя бог, мой сын,
От чужой смертоносной пули...
Сквозь огонь и сквозь черный дым
Невредимым пройди молю я!

Верю я, Бог поможет нам,
Ты вернешься, сын, невредимым...
Я свечу затеплю, войдя в храм,
И да будет твой путь счастливым!  

Нина Ачараева

Мальчик-солдат:

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Э. Асадов «Письмо с фронта»

Звучит музыка «О героях былых времён…» .  Девочка в тёмных одеждах:

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.


Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала —
И все тебя ждала.


Придешь походкой легонькой,
Шинелька — нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.


Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой! ...

 
Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.


Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет!

М. Пляцковский

 Под музыку «Журавли» все занимают места в зрительном зале.

Под музыку «Десятый наш, десантный батальон» выходят девочки, одетые в военную форму и форму санитарок.

Девочка 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли.

Девочка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было…

Девочка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

Девочка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

 

Девочка 5: У каждой из нас была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину.

Девочка 1:

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

Девочка 2:

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! -  Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Девочка 6:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

          Я пришла из школы в блиндажи сырые.

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

                Ю. Друнина.

Санитарки:

   А с чем великий подвиг ваш сравнится?

   Солдатских жизней сколько вы спасли?!

                И ласково вас все зовут сестрицы,

   Как раненых вы с поля волокли.

Нет ничего прекраснее на свете -

А было всяко в жизни у меня, -

Чем заслонить товарища от смерти,

И вынести его из-под огня.

Тут и мужской бы не хватило силы,

А ты вся напрягалась, как струна,

Навзрыд рыдала, а сама тащила…

Будь трижды она проклята, война!  

Санитарки и две  девочки в военной форме уходят со сцены, занимая места в зрительном зале. Четыре девочки в военной форме остаются на сцене.

Девочка-солдат1:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

                                                Ю. Друнина.

 Занавес открывается, сцена оформлена в виде лесной поляны, девочки располагаются на пеньках, около них; слышны голоса лесных птиц.

Девочка-солдат 2:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

При произнесении последних строк девочка покидает сцену (занимает место в зрительном зале, вместе с другими участниками). Слышны звуки разрывов снарядов.

Девочка-солдат 3 срывается с места:

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Звуки взрывов затихли. Девочка-солдат 4:

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

Девочка-солдат 1:

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

                                                Ю. Друнина.

Звучит музыка из  песни Б. Окуджавы  из к/ф «Белорусский вокзал», выходят все участники.

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву, и сотни раз - во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

О, женщины войны, - лихой годины!

Вы пережили столько,

Что не передать словами.

Победы знамя над Берлином

Водружено и вашими руками!

Сынов Отчизны воинскую славу

Вы разделили, женщины, по праву.                                                        В. Слёзкин.



Я верю, что все женщины прекрасны —
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.

И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Все исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "О милости и помощи Божией России в годы ВО войны"

Одна из  главных задач  нашей школы - осуществление духовно-нравственного воспитания детей. В преддверии большого праздника 70-летие Победы. Разработан проект «Общие слёзы, общая боль»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наш земляк - герой войны"

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Наш земляк - герой войны"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы

Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обели...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...