Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы
методическая разработка (2 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обелиску с. Панаевск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskiy_marafon_po_dorogam_voyny_2_klassy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

                                                                        Андреева Евгения Геннадьевна,                            

                                                                       Боровских Людмила Владимировна,

                                                                       Ермилова Наталья Николаевна,

                                                                        учителя начальных классов

                     

Сценарий внеклассного мероприятия

«По дорогам войны»

Исторический марафон в рамках Декады Воинской славы

2 классы

Тема: «По дорогам войны»

Форма: исторический марафон.

Цель: воспитывать чувство гордости за подвиги защитников Родины, уважение к своему   Отечеству, ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:

Воспитательная:

  1. осознание каждым учащимся себя частью, как школьного коллектива, так и окружающего его социума в гражданственно – культурном понимании.

Развивающая:

  1. привлечение учащихся к коллективной творческой работе  с целью приобретения практического опыта и формирования чувства ответственности за организуемое дело.

  Образовательная:

  1. расширение кругозора учащихся о высоком героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны; о городах- героях; пионерах – героях,  о  верных помощниках воинов – животных.

Оборудование: 

  1. Наглядность: плакаты – иллюстрации военной тематики;
  2. ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, презентации: «Животные в годы ВОВ», «Города – герои», «Маленькие герои большой войны»;  аудиозапись военных песен.
  3. Маршрутные листы, заготовки для цветов, ножницы, клей.

План мероприятия.

  1. Организационная часть.

(построение второклассников на линейку, знакомство детей с целями и задачами мероприятия, деление на 3 группы, вручение маршрутных листов).

  1. Основная часть. Исторический марафон  по маршруту:
  • Маршрут №1:

- Города- герои  (каб. 43, отв. Боровских Л.В.);

- Маленькие герои большой войны (каб. № 37, отв. Ермилова Н.Н.);

- Животные в годы войны (каб. №42, Андреева Е.Г.)

  • Маршрут №2:

- Маленькие герои большой войны (каб. № 37, отв. Ермилова Н.Н.);

- Животные в годы войны (каб. №42, Андреева Е.Г.);

- Города- герои  (каб. 43,  отв. Боровских Л.В)

  • Маршрут №3:

- Животные в годы войны (каб. №42) Андреева Е.Г.).

- Города- герои  (каб. 43, отв. Боровских Л.В.);

- Маленькие герои большой войны (каб. № 37,  отв. Ермилова Н.Н.)

  1. КТД – изготовление цветов из заготовок по группам.
  2. Заключительная часть.

(итог мероприятия, возложение цветов к памятнику).

 

Основная часть

«Города-герои»

                                                                                                     Эпиграф:                 

                                                                                                   Пока свободою горим,

                                                                                                   Пока сердца для чести живы,

                                                                                                   Мой друг, Отчизне посвятим

                                                                                                   Души, прекрасные порывы!   

 

   (А.С.Пушкин)

           Ведущий.

            Дорогие ребята, сегодня мы будем вести разговор о городах- героях, о героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

            22 июня 1941г. мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом - германским фашизмом.

        Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более 27 миллионов людей погибло в той страшной войне.

           Свыше 11 тысяч воинов были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Словосочетание «город-герой»вошло в нашу жизнь в годы ВО войны. «Город – герой» - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Здесь началась Великая Отечественная война. Защитники Брестской крепости сорвали попытку фашистов проникнуть в цитадель и разгромили врага. Около месяца сражался ее героический гарнизон. Все в этом месте напоминает о войне и неравной схватке наших солдат с превосходящими силами противника. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту было присвоена высшая степень отличия - звание "Город-герой". 

        Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные. Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь нашей страны. На своем пути гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.

           Сталинград! Неверное, не так уж много на земле мест, к которым было приковано внимание людей нашей страны и всего мира в 1942году. 200 суток продолжалась Сталинградская битва. 143 дня шли бои на улицах и площадях Сталинграда. Каждый дом был крепостью. В Сталинграде бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Сталинград стал городом массового героизма.

           Мамаев курган.  135 дней и ночей был главной высотой России. Выжженная земля Мамаева кургана покрылась панцирем осколков от мин, снарядов и бомб. Не раз она переходила из рук в руки, но врагу так и не удалось овладеть курганом. После Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не поднялась даже трава.

 (Звучит песня А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам)

           Чтец.

Приезжайте сюда, приходите,

Здесь лежит неизвестный солдат!

Проходите по светлым аллеям,

Где вздымается меч к облакам.

Он естественным стал мавзолеем

На планете, Мамаев курган…

              Ленинград. 10 июля начинается немецкое наступление на ленинградском направлении. С 20 ноября началась голодная блокада Ленинграда. Блокада города продлится до января 1944 года. Постепенно немецкие войска начали сжимать кольцо вокруг Ленинграда. В конце августа были перерезаны железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Сообщение с ним осуществлялось только через Ладожское озеро и по воздуху.

  8 сентября прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда со страной. Началась 900-дневная блокада города.  За массовый героизм его защитников Ленинграду присвоено звание "Город-герой".

             Москва. Битва под Москвой стала главным военным событием первого года Великой Отечественной войны.  В этой гигантской битве  с обеих сторон участвовало свыше 3 миллионов человек, до 22 тысяч орудий и миномётов, около 3 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов.  В битве под Москвой Советские Вооружённые Силы одержали победу всемирно-исторического значения.   Впервые в ходе второй мировой войны германскому вермахту,   было нанесено крупное поражение. Весь мир  убедился, что существует сила, способная сокрушить немецко-фашистскую военную машину. Защищая столицу своей Родины, воины Красной армии и жители Москвы проявили стойкость, мужество и героизм. 8 мая 1965 года городу Москве было присвоено звание «Города-героя».

              Новороссийск. 19 августа 1942 года начались бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только Ленинград. Героической страницей в истории города явилась высадка морского десанта во главе с майором Ц.Куниковым. 225 дней длился героический эпос Малой земли. За стойкость и мужество, проявленное при обороне Новороссийска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - 7 мая 1966 года город Новороссийск был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а 14 сентября 1973 года городу Новороссийску присвоено почетное звание город- герой` с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда`.

                 Керчь. `Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!`, - это текст знаменитой радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая - полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи - одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных граждан угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен, ни смотря ни на что!

                Киев. 778 дней столица Украины была оккупирована немецкими захватчиками, которые почти полностью разгромили город. Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания Города-Героя. В память о событиях 1941-1945 года в городе был воздвигнут Мемориальный комплекс "Национальный музей истории Великой Отечественной войны" - еще одно свидетельство того, что подвигу народа-победителя - жить в веках.

                Минск. За время трехлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины и пепел. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание город-герой.

                 Мурманск. Как неприступная крепость стоял на северном крыле советско-германского фронта героический заполярный город Мурманск. На Мурманск было сброшено более 181 тысячи зажигательных и четыре тысячи фугасных авиабомб. Было разрушено или сгорело большинство жилых домов и 2/3 предприятий. Но город  жил, трудился, воевал.

                 Севастополь. Имя, данное городу при его основании, в переводе с греческого означает "величественный, достойный поклонения, героический город". Он оправдал его своей более чем двухвековой историей. Городом-героем Севастополь назвал народ бывшего Советского Союза уже в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941 - 1942 гг. выходили книги с названием "Город-герой Севастополь". Официально это почетное наименование было закреплено в первомайском приказе 1945 года Верховным Главнокомандующим.

           Смоленск. Высшая степень отличия "Город-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" присвоена городу Смоленску в 1985 году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне.

   Чтец.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Ведущий.

           Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

(звуки метронома)       

«Животные в боевом строю»

(1слайд)

Ведущий.  Дорогие ребята, сегодня вы узнаете о  верных помощниках воинов  Великой Отечественной войны – животных.

 (2слайд)

               Мир это лучшее слово на свете,

               Взрослые к миру стремятся и дети,

               Птицы, деревья, цветы на планете.

               Мир – это главное слово на свете.

Победа  далась нелегко. И в эти тяжёлые военные годы оказывали большую помощь человеку животные. Самыми  верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной были, конечно собаки.

(3слайд)

               У нас уважают собаку недаром.

               Собака на фронте была санитаром,

               Связистом, сапёром. Порою собаки

                На танки бросались в атаки.

                Да, на войне получалось и так,

                Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

(4слайд)

Всего же ездовые собаки вывезли с поля боя 680 тыс. раненых солдат и офицеров и доставили на линию фронта 5862 тонны боеприпасов.

(5слайд)

Во время Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе особой любовью пользовались собаки – санитары, отыскивающие раненых, приносившие им, воду, перевязочные материалы.

(6слайд)

Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками – подрывниками. Они сходу подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.

(7слайд)

Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. Собака – связисты в сложной боевой обстановке,  порой в непроходимых для человека местах доставляли боевые донесения, прокладывали тысячи километров телефонного кабеля. Именно такая овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена, но истекая кровью, сумела всё-таки доползти до цели и доставить донесение.

Собаки миноискатели обнаружили и обезвредили около 4 миллионов фугасов и других взрывчатых веществ.

Собаки-подрывники уничтожили более 300 вражеских танков – примерно две дивизии!

(8слайд)

В годы войны птицы спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска. Когда фашисты убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Положение  Мурманска , и без того тяжёлое, стало угрожающим. Была организована « яичная операция». На стометровых скалах, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то с сердечными извинениями перед птицами, собирали промысловики.

Существовала военная голубиная почта. Число пернатых почтальонов исчислялось десятками тысяч. Эта служба была очень опасной – чужих голубей отстреливали беспощадно, правда, попасть в них было непросто. А голуби, даже смертельно раненные, упорно пытались добраться до родной голубятни, неся сообщение: и даже если уже не могли взлететь, то из последних сил ползли по земле.

(9слайд)

Мало кто знает, что и без кошек дело не обошлось. Я вам рассказу историю о том, как кошки спали лётчика.

Лётчик-истребитель был сбит в воздушном бою врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему удалось выбраться на парашюте. Приземлился на вражеской территории. Из последних сил добрался до мельницы. Когда очнулся увидел множество кошек, с которыми провёл несколько дней, периодически теряя сознание. Сквозь щель мельницы лётчик увидел подходящих немцев. Бравый фельдфебель кулаком ударил дверь... И тут дикий кошачий вопль потряс воздух. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновенье прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями ему лицо. Немцы ушли. На следующий день пришли партизаны. По просьбе лётчика кошкам были оставлены маленькие кусочки сала.

(10слайд)

        Лошади старались, как умели.

        Вынесли героев из атак –

        Чтоб герои в песнях прогремели,

        Только не споют о лошадях…….

(11слайд)

Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.

Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали  для переброски боеприпасов, провианта и раненых

(12слайд)

Мы вам рассказали, что на войне воевали не только люди, но и животные. Перечислите их.

70 тыс. собак в годы Великой Отечественной войны прошли славный боевой путь с нашими бойцами от Москвы до Берлина.

(13слайд)

В городе Ростове-на-Дону стоит памятник Вите Черевичкину, голуби которого не подчинившись приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет.

Но образ птицы стал символом вечной памяти погибших.

Они помогли нашему народу одержать победу в Великой Отечественной войне.

(14слайд)

К сожалению, нет ни одного памятника животным, верно служившим человеку в суровые военные годы.

О подвиге животных в годы Великой Отечественной войны написано много книг. Посмотрите эти книги можно взять в нашей школьной библиотеке.

Я думаю, что теперь вы будете заботиться о животных помня, о том, что они тоже воевали за нашу мирную жизнь.

«Маленькие герои большой войны»

(1 слайд)

Ведущий. 

               «Тяжёлый грохот обрушился на землю. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени» (Б. Васильев).

(2 слайд)

             Война — сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Уходили на священную войну не только взрослые, но и мальчишки и девчонки. Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на себя равную со старшими меру ответственности.

             Маленькие герои большой войны. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

          Сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми пионерами-героями.

(3 слайд)

           Володя Казначеев

          1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей... Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее. За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя – освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

(4 слайд)

         Лара Михеенко

            За операцию по разведке и взрыву ж/д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в деревню Печенёво Псковской области, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": “Ну, какие из них партизаны! Но что же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане!” Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

(5 слайд)

            Витя Коробков

              Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну и старался запомнить её, а потом рисовал в тетрадку с загнутыми уголками. Он любил рисовать синие и зелёные крымские горы, где они играли с мальчишками. Может быть он стал бы художником. А может быть, моряком. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик.

Витя родился и вырос в Феодосии. Он два раза был поощрён путёвкой в пионерский лагерь “Артек”. Его родной город занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принёс отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам. Расстрелян фашистами 9 марта 1944 года вместе с отцом. Посмертно награждён медалью “За отвагу”.

(6 слайд)

              Аркадий Каманин

               Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод,. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну. Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

(7 слайд)

               Валя Зенкина

               Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.

(8 слайд)

               Валя Котик

                Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

(8 слайд)

             Лёня Голиков

            Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.  Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...    Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...  2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.  В Новгороде стоит памятник этому юному герою войны

(8 слайд)

           Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную

партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

(9 слайд)

            Маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности любви к своей Родине, смелости,  мужеству и стойкости.

Чтец.

Снова майские звёзды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина.
 
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.

Ведущий. Вечная слава героям!

«КТД – изготовление цветов из заготовок по группам»

Заключительная часть.

(итог мероприятия, возложение цветов к памятнику, минута молчания).

Литература:

  1. Кравчук А.А. Колокол памяти // Читаем, учимся, играем. – 2009,  №9,  стр. 64-68.
  2. Созинова  Н.П. Памяти павших будьте достойны // Читаем, учимся, играем. – 2008, №2, стр. 47-48
  3. Цыба Н.П. Страницы той страшной войны // Читаем, учимся, играем. – 2009, №5, стр. 78-81.
  4.  Шевченко Т.А. Ленинград - жив // Читаем, учимся, играем. – 2008, №12, стр. 87-90.
  5. Твой друг сб/сос.К.Б.Глиер. М, изд-во. ДОСААФ,1973
  6. .В мире животных 1999№5
  7. Зоомир. 2003№3
  8. Юный натуралист. 1975№5; 1977№5

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс

Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов Познавательно-игровая программа «Фикси - приборы»

Методическая  разработкавнеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов  Познавательно-игровая программа«Фикси - приборы»...

Методическая разработка внеклассного занятия "Умники и умницы", 3 класс.

Методическая разработка внеклассного занятия "Умники и умницы" для 3 класса в формате SMART-notebook....