Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Елена Евгеньевна Сарычева

Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tok-shou.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Ток-шоу «Большой вопрос»

Терехина Е.Е.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №529, г.Москва

ведущий

эколог 1

эколог 2

эколог 1

историк

зоолог

предприниматель

житель 1

житель 2

поэты

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас на самом популярном ток-шоу «Большой Вопрос» и я его ведущая ….

Тема нашей сегодняшней передачи волнующая и важная, а озвучите ее Вы сами прослушав слова великих поэтов.

Поэт 1:

 Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

 Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

 Это главное таинство, главное чудо Планеты,

 Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

 Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

 И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,

 И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

 Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

Поэт 2:

Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,

 С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,

 Загрязняем её, отравляем её, убиваем…

 Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?

 Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,

 И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,

 И от белого Солнца готова башка расколоться…

 Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!

Поэт 3:

Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,

 Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…

 Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,

 Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.

 Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,

 Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

 И в бездонном пространстве планета Земля голубая

 Будет так же сиять, как и тысячелетья назад [Алексеев С.В. Практикум по экологии.-М.,1996]

Ведущий:Так какова же тема нашей сегодняшней передачи? (ответы из зала)

Верно!Сегодня мы поговорим о самой счастливой, самой популярной и самой загадочной из всех жидкостей, существующих на Земле, о воде. Точнее о проблеме ее загрязнения.

Посвятить нашу передачу мы решили когда-то самому чистому и до сих пор всеми любимому Озеру Байкал.

И прежде всего нам интересно чем же так любимо и знаменито это озеро. На этот вопрос лучше всех ответит историк, исследователь Прибайкалья Надежда Эдуардовна. Вам слово.

Историк: 

  1. Байкал находится на юге Восточной Сибири.
  2.  Это самое глубокое в мире озеро, обладающее уникальными особенностями, и самое крупное водохранилище пресной воды на планете.
  3. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию и эндемизму органической жизни.
  4. С древних времен его называют священным морем, славным, седым и грозным.
  5. Среди множества эпитетов можно выделить такие как: "мировой источник питьевой воды", "голубое око Сибири", "оазис девственной природы Земли", "сакральный центр Северной Азии", "богоделанное творение", "священный дар природы", "памятник природы с неповторимыми ландшафтами", "бесценная сокровищница генетического богатства Земли", "чудо лимнологии, средоточие уникальных природных ценностей".
  6. Благодаря своим уникальным особенностям Байкал в 1996 г. внесен в список "Всемирного наследия" ЮНЕСКО.

И очень грустно от того, что сейчас это озеро превращают просто в скопление отходов. Очень пугает, что будущее поколение подумает, что этот райский уголок всегда был таким.

Ведущий: у нас есть мнения в зале.

Житель 1: Меня зовут Арина Эдуардовна. Я помню озеро Байкал с самого детства, мы переехали туда, когда мне было 7 лет, вот сейчас мне уже 85, а оно все такое же красивое, хотя и не такое чистое.

Историк: Ничего удивительного. 

  1. Байкал - одно из древнейших озер планеты, его возраст ученые определяют в 25 - 30 млн. лет.
  1. Большинство озер, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10-15 тыс. лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
  2. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира.
  3. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. [Жизнь пресных вод под ред.Жадина В.И.- М.,2001]

Ведущий: Значит скоро у нас появится еще один океан?

Историк: Если люди не успеют его погубить, то вполне вероятно.

Житель 2: Да никогда такого не будет! Понастроили электростанций, люди приезжают, только мусорят, всю живность истребили!

Ведущий: Так ли это? Угрожает ли что-то животному миру Байкала? Об этом нам расскажет ведущий зоолог Мария Алексеевна Луценко.

Зоолог:

  1. Одной из удивительных особенностей озера является его поистине уникальный животный мир.
  2. Он насчитывает более 1500 видов, причем 75% из них живут только на Байкале.
  3. Одних лишь рыб здесь больше чем в некоторых морях - 49 видов, и почти все коренные "байкальцы", например, знаменитый омуль.
  4. «Нет Байкала без омуля" - такова местная поговорка.
  5. Очень интересной является живородящая рыба голомянка.
  6. Она такая жирная, что выброшенная на берег штормом, почти полностью тает под солнечными лучами.
  7. В ее жире имеется много лечебных органических соединений и витаминов, поэтому ее называют еще "медицинской рыбой". [Жизнь пресных вод под ред.Жадина В.И.- М.,2001]

Безусловно, загрязнение вод Байкала отрицательно сказывается и на животном и на растительном мире.

Ведущий:Мне бы хотелось передать слово нашим экологам, которые уже не один год занимается изучением проблем загрязнения вод Байкала.

Эколог 1: Прежде всего хочется обозначить основные источники загрязнения:

а) загрязнение Байкала, поступающее с водами реки Селенги;

   б) загрязнение Байкала воздушными выбросами;

   в) загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов прибрежной зоны;

   г) вырубка лесов в водосборном бассейне;

   д) промысловое и любительское изъятие биоресурсов

Эколог 2: Теперь о каждой из них подробнее.

Река Селенга является крупнейшим притоком озера Байкал, объем ее стока составляет более 50 % общего речного стока в Байкал. Река Селенга является уникальным природным объектом – ключевой точкой Восточной Сибири на пути миграции перелетных птиц.

 Основные источники загрязнения реки Селенги находятся в Республике Бурятия. Здесь расположены крупные промышленные центры, такие как города Улан-Удэ и Селенгинск. Полигон мусорных отходов площадью более 60 гектаров, расположенный неподалеку от берега главного притока Байкала реки Селенги.

 Эколог 3: Загрязнение воздушного бассейна над акваторией озера Байкал в основном происходит из населенных пунктов, расположенных непосредственно вокруг озера, особенно вдоль южной его части. В озеро попадают практически все выбросы из Байкальска (полностью от БЦБК) и Слюдянки.

5 из этих 7 городов находятся в пределах 200 км зоны воздушного бассейна Байкала - Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усолье-Сибирское и Черемхово ( Иркутско-Черемховский промышленный узел). Повышенное загрязнение городов области основными загрязняющими примесями связано с выбросами предприятий теплоэнергетики, угольной, горнодобывающей, алюминиевой, химической, машиностроительной, металлообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю.

Эколог 1: На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС,  тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра  байкальской воды - планктона.

Эколог 2 : Непосредственно в селах и небольших городах по берегам Байкала живут около 80 000 человек.

Грубый подсчет показывает, что все эти поселения сбрасывают около 15 млн. м3 стоков в год. Очистка бытовых, и промышленных сточных вод в населенных пунктах вокруг Байкала, либо отсутствует вообще, либо имеет очень низкое качество.

Сброс загрязненных вод с судов.

Особой проблемой являются сбросы балластных вод с судов и загрязнение вод озера нефтепродуктами.

 Эколог 3: С переходом к рыночной экономике в регионе сильно возросло количество нелегальных операций с лесом. Почти весь лес из Бурятии вывозится в Китай.

Житель 1: Всю природу загадили! Только о деньгах думаете!

Предприниматель: Озеро Байкал включено в рейтинг лучших мест в мире для посещения туристами в 2010 году по версии известного британского издателя путеводителей Lonely Planet. Несмотря на то, что «кругобайкальские круизы будут опустошать кошелёк иностранного туриста со скоростью 600–800 долларов в день», издание Lonely Planet считает, что посетить самое глубокое и чистое озеро в мире в 2010 году имеет смысл. И даже рекомендует время, когда это лучше всего сделать – в марте, «когда озеро сковано льдом». Опрошенные «Конкурентом» туроператоры отметили, что включение озера в такой значимый рейтинг – пиар для Байкала практически на мировом уровне.

Житель 2: Да зачем нам туристы?! Жили раньше без них и сейчас проживем!!!

Предприниматель: Уважаемый Тигран Арменович,Вы не понимаете, что страна в своем развитии не должна стоять на месте, а должна постоянно развиваться, иначе мы вернемся в каменный век! А на развитие нужны деньги, причем не маленькие.

Житель 1: Разве стоит развитие таких жертв?!

Ведущий: Дорогие зрители, мы призываем Вас подключиться к обсуждаемой проблеме и высказать свое мнение: стоит ли развитие страны таких природных жертв?

Предприниматель: Вы, безусловно правы, но тем не мене пока еще не нашлось человека, способного остановить прогресс.

Житель 2: Да не прогресс, а уничтожение! Уничтожение природы! Посмотрите, что стало с великим Байкалом сейчас!одной рыбы сколько выловили и потравили!

Ведущий: Действительно, так ли велики браконьерские происки на Байкале?

  1. Зоолог: На состояние популяций рыб влияют чрезмерный вылов, уничтожение нерестилищ, радиационный и температурный баланс в верхнем слое воды, разведение нетипичных видов рыбы и загрязнение. Однако систематических исследований влияния человека на рыбные запасы не производилось. Из 55 видов рыбы в Байкале 15 являются объектом промысла, к ним относятся: омуль, сиг, хариус, ленок, таймень, осетр, налим, окунь, щука, плотва, елец, язь, желтоперый и длинноперый бычок. Основным объектом лова (70 % общего объема) является знаменитый Байкальский омуль. [Жизнь пресных вод под ред.Жадина В.И.- М.,2001]

Ведущий: Как же остановить уничтожение Байкала? Как остановить загрязнение всех остальных водоемов на планете?

Зрители:

А что подскажут наши экологи?

Эколог 1: Логика спасения Байкала проста: снять удавку ангарских ГЭС с горла Байкала, закрыть ЦБК , находящийся в Центральной зоне Байкала, прекратить массированные рубки леса и начать лесовосстановление, определить критерии традиционного природопользования в этом регионе, перевести хозяйственную деятельность Байкальского региона на экологические рельсы, обозначить приоритеты государственной политики по социальной реабилитации населения, живущего в зоне экологического бедствия.

Эколог 2: И конечно нам стоит быть более внимательными к нашей планете, помнить, что нужно не только брать, но и отдавать, ценить и беречь.

Пора бы человечеству понять

Богатство у природы отбирая

Что воду тоже нужно охранять

Она как мы такая же живая

Ведущий: Уважаемые коллеги, дорогие зрители! Мы своей передачей призываем вас быть внимательнее к природе, к ресурсам, которыми она нам помогает и помнить, что они не бесконечны! Давайте беречь свой дом!

Хором: Ничего на свете лучше нету

Чем беречь, друзья, свою планету!

Тем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге!

Мы свое призванье не забудем.

Сохраним мы воду чистой людям

Сбережем мы воздух, лес и реки

Чтоб природу сохранить навеки!

Литература:

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии.-М.,1996
  2. Жизнь пресных вод под ред.Жадина В.И.- М.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс

На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума

Название УМК :  «Школа России»Предмет :  окружающий мирТема урока :  «Наша дружная семья»Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной темеТип урока :  комбинированны...

Разработка внеклассного занятия по окружающему миру: «Путешествие к планетам Галактики Зубной Щётки» 2 класс

Данная разработка   внеклассного  занятия  по окружающему миру предназначена для учителей начальных классов.  Материал разработки может быть использован как для проведени...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру “ПОЛЕ ЧУДЕС” (для учащихся 4-го класса)

Поле чудес – это игра-состязание на тему «Москва». Игра для учащихся является соревнованием в быстроте мыслей, придаст больше уверенности, самостоятельности. А полученные знания во в...