Семейные традиции как метод воспитания детей.
материал (4 класс) на тему

Рожнова Ольга Викторовна

Данная беседа призвана нацелить родителей на сохранение семейных традиций, как метод воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_dlya_sayta.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 Тема. «Семейные традиции как метод воспитания детей»

Подготовила и провела

учитель начальных

классов

Рожнова О.В.

2011 - 2012

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение её в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое- это фундамент стабильной  полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому наша задача:

- помочь ребёнку вспомнить  свою национальную родовую память,

- уважительно относиться к своим древним корням,

- чтить и уважать память предков,

-систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.

Великие  художники, композиторы ,поэты черпали вдохновение в народе ,из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности  всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной  связи с трудовым. Даже больше: оно осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что  труженики  искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребни).

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей деятельности, столь же высокое как эстетика  была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определённые педагогические цели.

Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным  и проверенным народом. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра со злом. В герое ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения  создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиций являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы .Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу материнской любви.

Самый богатый репертуар у юношества – это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти, воздействуя на чувства человека, одновременно влияют на его сознание и поведение.

Одним  из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

«Нарожать - нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово  мимо не молвится», «Добрая совесть  - глаз божий».

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом  как явление  чуждое. «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь»,  «Сегодняшнюю работу не взваливай   на завтрашнего  верблюда».

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания ,но и родная сторона – Родина.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как  сказал Булат Окуджава, патриотизм- дело тихое.

Игра – это удивительно разнообразное  и богатая  сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней с танцами, плясками, загадками, сказками другими видами  народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, а ведь народные игры  почти исчезли  сегодня из детства.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственное жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Традиционны в народе многие праздники, с языческих времён они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную  и личную жизнь, они духовно сплачивали народ.

Общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб. Их  особенность, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

         Масленица-переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий-это исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села, долгое катание с гор на санях, катание на лошадях.

          Во всех праздниках очень важна совместность действий.

Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

Празднование Дня защитника Отечества выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

Традиционно отмечаем «День невинных обманов» (1 апреля)- напоминание о первом  празднике весны, который справлялся в апреле  и сопровождался играми и шутками. В этот день желали друг другу как можно больше смеяться. Смех снимает напряжение, понижает давление, продлевает жизнь.

Важнейшее воспитание детей - это бережное отношение к ценностям созданным трудом человека и природой. У крестьян издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась  богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, Бог накажет-земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, её плодам и результатам труда.

В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи. Пример собственного поведения родителей-самый мощный способ воздействия на ребёнка. В семье ребёнок осваивает  основы  материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремление, идеалы.

Для каждого из своих членов семья является школой любви постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими : все события в семейной жизни объединяют, усиливают  и углубляют чувства взаимной любви.

Издревле традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения  с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчине- главе семьи. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданное – пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.

Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность ,входил в сложившуюся систему взаимоотношений.

  В семь лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 убирал хлеб и кормил скот, в 14-владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум, смекалка - качества, необходимые для успешного труда.

Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности,  овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.

Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Отцы имели огромное влияние на детей. Отец детьми был особенно уважаем, в нём видели источник всего полезного, хорошего.

Авторитет отца поддерживала мать.

Итак, на Руси у всех семей были свои традиции, которые  объединяли, делая их сильными и крепкими.

                Но после 1917 года многие традиции были упразднены, какие-то остались и, конечно же, появились новые.

Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины получили равноправие. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником.

Также изменились и взгляды на понятие «семья», на верность в семье, на воспитание детей. Традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего.

А ведь именно семья дает ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю жизнь и передаем нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому , традиции- это основа уклада семьи, семьи крепкой ,дружной, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции.

   Хорошо, если они будут нравиться всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

     Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия. Построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Например, за вечерним чаем. Все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие  выходные, главное, что бы и дети высказывали свои мнения.

Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты. А в выходной день, собравшись всей семьёй за обеденным столом, кто-то из членов семьи (может быть ребёнок) преподносит своё коронное блюдо.

Для ребёнка лучшая традиция-это празднование его дня рождения.

День рождения-это шумный весёлый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества и лучший подарок. Пусть учится принимать гостей, культурно вести себя за столом. Но не превращайте такой праздник просто в застолье.

В некоторых семьях принято каждый год отмечать рост ребёнка, создавая галерею фотографий. Пусть ребёнок потом вспомнит своё детство.

Можно вместе с ребёнком заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию.

Замечательные семейные традиции - читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребёнком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Совместные интеллектуальные игры.

Новый год – один из самых традиционных праздников. Может поэтому большинство детей вспоминают в первую очередь новогодние семейные традиции (мы на новый год всегда готовим игрушки, наряжаем ёлку, украшаем квартиру, собираемся  за столом всей семьёй говорят дети. Идем в парк, фотографируемся у ёлки, катаемся на коньках , лыжах и т.д.)                                                                      

Семейные праздники наполняют жизнь красотой и богатством, укрепляют связь поколений, вносят  приятное оживление в быт семьи; хлопоты, приготовления, которыми заняты и родители и дети, объединяют, сплачивают семейный коллектив. Вместе с родными, друзьями и знакомыми в дом приходит хорошее настроение, шутка, остроумное слово, смех, веселье. Суть праздника в этих долгожданных встречах, интересных беседах.

Во многих семьях существуют хорошие традиции - отмечать различные  события, связанные с жизнью семьи: день начало учебного года, окончание школы, учебных заведений и т.д.

Полноценному воспитанию ребёнка способствует труд. В труде проявляются особенности  поведения ребёнка- активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции, происходит физическое и психическое  развитие, овладение умениями и навыками.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать  деятельность ребёнка. Многие родители не только распределили  обязанности между членами семьи, но и имеют трудовые традиции: всей семьёй выходят на уборку осенней листвы вокруг дома, весной занимаются высадкой растений, к зиме семья изготавливает кормушки для птиц, и развешивают на деревьях. Хорошие семейные традиции с наступлением зимы стала прогулка на лыжах в выходные дни, зимняя рыбалка.

Во многих семьях уже стало традицией поездка в зарубежные страны с целью отдыха и знакомства с другой культурой.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения, но нельзя допустить их полной утраты и забвения.

Помните о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей.

Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И ...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Тема « Семейные традиции и особенности воспитания третьеклассника»

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский...

«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)

laquo;Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)...

Внеклассное занятие на тему «Семейные традиции и ценности» для детей 1 - 4 классов.

Внеклассное занятие на тему «Семейные традиции и ценности» Цель: приобщение детей к семейным ценностям и традициям.Задачи: дальнейшее знакомство с понятиями “семья”, &ldqu...

Статья " Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей"

Формирование духовно - нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребен...