Подготовка детей к школе
методическая разработка по теме

Тляубаева Зульфия Галеевна

В статье описан этап подготовки будущего первоклассника к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе.

Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. 

В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве.  До 6-7 -  летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе? 

  • У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к  школе.
  • Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
  • При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать,  сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать  свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить,  что  и  как  понял  ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а  кроме того, учит  связной,  последовательной  речи,  закрепляет  в  словаре  новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение  в школе.
  • Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.
  • Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.
  • Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. 
  • Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. 

2.Что нужно приобрести родителям будущих первоклассников к школе? 

Школьная форма.

В Уставе  нашей школы есть пункт, где написано : учащийся обязан являться в школу в одежде делового стиля:

Деловой стиль одежды – это все светлые оттенки для верха и темные оттенки для низа.

( тёмного цвета брюки, светлых тонов рубашки( однотонные),юбка)

Обувь.   Не менее важно подобрать обувь ученику, которая ни в коем случае не должна быть тесной, чтобы не допускать деформацию стопы, нарушать кровообращение, препятствовать росту ноги. Важное значение имеет и подошва обуви.(желательно светлая). Небольшой каблук обязателен. Для первоклассника его высота составляет 5-10мм, для учащихся 2 – 4 классов – 20 - 30мм.

Для уроков физкультуры нужны кроссовки или кеды желательно без шнурков, лучше ( на липучках).

Как выбрать портфель младшему школьнику?

Основной вопрос в экипировке школьника о том, в чём носить школьные принадлежности. Для учеников начальной школы это обязательно должен быть ранец. Только не позволяйте носить его на одном плече. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. Ведь только правильно надетый ранец – на оба плеча- позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник.

Помните и о том, что портфель должен хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники постоянно будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго. Застёжки должны быть надёжными, но не очень тугими, по силам детским ручкам.

Выбирая портфель, обратите внимание на следующие моменты: конструкция, материал, вместимость. Помните, что вес пустого ранца не должен превышать 700граммов, а нагруженного тетрадками в 1 классе не более 3 кг, а во 2 – 4 – не более 4 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить таким образом: он должен составлять 10% от веса ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...