Родительское собрание "Путь к толерантности"
методическая разработка (2 класс) на тему

Шепова Елена Викторовна

Данное собрание проводилось во 2 классе с целью обсуждения вопросов толерантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_put_k_tolerantnosti2.docx795.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс для классных руководителей на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики межнациональных конфликтов.

Номинация: 1 – 4 классы

Родительское собрание

«Путь к толерантности»

Провела:

Учитель начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

школы № 12

Шепова Елена Викторовна

Email: elena.shepova@yandex.ru

город-курорт Геленджик

2013 г.

Родительское собрание во 2-а классе

ПУТЬ К ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Методические рекомендации: 

Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.

Способы проведения собрания: игра-тренинг.

Собрание включает в себя: упражнение-игра, беседа, рассмотрение некоторых практических ситуаций; разрешение конфликтов с позиции толерантности; просмотр видеоматериалов с классного часа, посвященного вопросам толерантности, подведение итогов родительского собрания.

Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, подбор материала, составление схемы «Толерантный родитель»,  составление буклета для родителей.

Направление: духовно – нравственное

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: 

  • создать  условия  для активного и сознательного участия родителей в
  • познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести  к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
  • способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества,
  • побудить  родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.    

Афоризмы для работы

1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

3. "Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)

4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

9. "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

Сценарий собрания.

  1. Введение  в тему

      Все родители разделены на три группы произвольно. Задание каждой группе:

У вас на столе лежит модель человека. Украсть ее по-своему. Можете дорисовать что-либо или раскрасить.

(Цель данной работы: настроить родителей на дружелюбный лад, снять скованность и внутреннее напряжение, проявить свои лидерские или другие командные качества и подвести к теме данного собрания).

Затем следует обсуждение.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

F:\родит. собрание на конкурс\родительское собрание\IMG_4643.JPG

  1. Слово учителя.

(Цель данного этапа собрания: дать информацию о теме собрания, дать определение слова «толерантность».)

     Вот так на примере этих человечков мы показали, что все люди разные. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете?

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному: (слайд 2)

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие люди могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,  благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

     Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".

     Меня же в большей степени интересует, какие вы родители, и как вы воспитываете своих детей. Отвечает ли воспитание принципам толерантности.

  1. Тестирование. (слайд 3)

(Цель: помочь родителям определить, является ли их воспитание толерантным, на что можно обратить внимание при общении с детьми.)

Проверьте себя: насколько вы -  толерантный родитель

1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

2.Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

5.Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?

7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?

8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?

10.Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?

11.Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Результаты: Если большее количество ответов  «Да», то Вы обладаете качествами толерантного родителя.

  1. Разбор ситуаций.

(Цель: разбор родителями ситуаций с разных позиций: позиции ученика – определение его эмоционального состояния, чувств, которые он испытывает, когда с ним случается  что-либо неприятное, и последующих действий его и одноклассников;

с позиции родителя и учителя. После разбора каждой ситуации  роли в  группах  меняются, чтобы все родители могли на себя примерить разные

роли. )

   -   Не случайно я разбила Вас на группы. Вы попробуете сегодня себя  в разных ролях, попробуйте разобрать ситуации и рассказать о своих чувствах, с позиции «Детей»,  «Родителей»,   «Учителей».  А мне еще и очень важно узнать, как Вы поведете себя в роли  учителя,  может, Вы меня сможете чему-нибудь научить.

  1. Ситуация. (слайд 4)

Вашему ребёнку прописали носить очки, но в первый же день дети его обсмеяли.

  1. Ситуация.(слайд 5)

Учитель вызвал ученика к доске решать уравнение. Ребенок постоял несколько секунд у доски и заплакал.

  1. Ситуация. (слайд 6)

Мама отсчитала сына при всем классе за то, что у него под партой лежал его пиджак и спортивная форма.

F:\родит. собрание на конкурс\родительское собрание\IMG_4669.JPG

5.Практическая работа. (слайд 7)

     Итак, мы с Вами узнали о принципах толерантности, Вы ответили на вопросы теста, разобрали ситуации. А теперь вернемся к нашим человечкам. Мы должны написать, какими качествами может обладать толерантный родитель.

(На доску вывешиваются человечки, делается вывод и сразу заполняется схема «Толерантный родитель»)

C:\Users\АЛЁНА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4660.jpg

     Какими, по  мнению Ваших детей, качествами, чертами характера должен обладать идеальный родитель, мы узнаем, посмотрев видеозапись.

C:\Users\АЛЁНА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4684.jpg

6.Рефлексия (слайд 8)

(Цель: сделать вывод проведенного собрания, закончить его на положительной ноте.)

- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?

А чтобы Вы еще раз задумались о принципах толерантности в воспитании и рассказали своим родным, я подготовила для Вас буклеты «Путь к толерантности».

     В заключении я хочу сказать следующее:  Если Ваш ребёнок сделал что-либо плохое, вспомните себя в детстве, вспомните свои чувства в происходящем, поймите его действия, обсудите с ним и помогите найти выход из данной ситуации.

   

Список используемой литературы и источников

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поговорим о толерантности"

Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного под...

Родительское собрание "Формирование толерантного поведения у детей"

Формирование толерантного поведения учащихся....

Родительское собрание "Воспитание толерантности"

Теперь, когда мы научилисьлетать по  воздуху, как птицы,   плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:научиться  жить на земле,  как люди....

Родительское собрание «Развитие толерантности у учащихся начальной школы»

На собрании родителям предлагается деловая игра для определения хаактеристик толерантной личности....

Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"

Родительское собрание "Формирование толерантного поведения в семье"...

Родительское собрание о толерантности.

Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, ...

Родительское собрание: "Формирование толерантного сознания у подростка, предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма."

Задачи.1. Расширить представление о понятии «толерантность».2. Исследовать уровень сформированности толерантных черт обучающихся школы....