Родительское собрание
учебно-методический материал на тему

Пахомова Елена Юрьевна

Технология подготовки и проведения родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология подготовки и проведения родительского собрания


Технология подготовки и проведения родительских собраний

Примерное положение о классном родительском собрании

Общие положения

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе он созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Классное родительское собрание:

  1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителем, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;
  2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;
  3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;
  4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;
  5. Слушает отчёты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и даёт им оценку;
  6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;
  7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;
  8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;
  9. Принимает меры по стимулированию общественно работы родителей в общеобразовательном учреждении.

Правила проведения собраний:

  1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
  2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
  3. Главным методом проведения собрания является диалог.
  4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
  5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.
  6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
  7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
  8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
  9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

Принципы проведения родительского собрания

  1. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
  2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, бестактных разговоров не будет.
  3. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Методические рекомендации по проведению

 родительского собрания:

  1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

  1. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода сценария, программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

  1. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги лил использовать домашние сочинения детей.

  1. Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме.

  1. Не менее важна и форма приглашения родителей на собрание:
  • Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей.
  • Звонок по телефону.
  • Использование дружеских связей родителей.
  • Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания.
  • Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.
  • Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению.
  • Стихотворная открытка.
  • Приглашение с помощью родительского комитета.

  1. Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
  • Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.
  • Поприветствовать и поблагодарить родителей.
  • Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).
  • Знакомство родителей с проблемой и регламентом.
  • По-особому (необычно) рассадить родителей.
  • Выставка творческих работ учащихся.
  • Реклама педагогической литературы.
  • Видеоролик о жизни класса или выступление детей.
  • Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей.
  • Отметить работу родительского комитета.
  • Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания.
  • Выразить радость от общения с родителями и их детьми.

  1. Формы проведения собрания:
  • Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким ученику).
  • Собрание-диспут.
  • Деловая игра.
  • Родительские конференции по обмену опытом воспитания.
  • Конференция отцов.
  • Итоговые совместные собрания детей и родителей.
  • Собрания-чаепития «за круглым столом».
  • Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.
  • Домашние посиделки.
  • Презентация семейного воспитания.
  • Пикник.

  1. Правила составления выступления классного руководителя:
  • С хорошего начать и хорошим закончить.
  • Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей.
  • О плохом сказать в общем, не называя фамилий.
  • В плохих учениках  найти хорошее  и похвалить их за что-то при всех.
  • О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально.
  • Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
  • Написать благодарности в дневник за учёбу, трудовые дела и др.
  • Награждение родителей грамотами.
  • Создание психологического портрета ребёнка с помощью определённых значков, объяснённых родителям.
  • Анализ дел (отметить каждого).

Необходимо учитывать, что на собрание родители часто приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.

Примерная структура родительского собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 минут).
  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5 -7 минут).
  3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя) оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 минут).
  4. Обсуждение проблемы родителями (20 минут).
  5.  Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилии отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить позором». Анализ должен выражать, что совместная работа позволит исправить положение дел.
  6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Как учителю организовать  беседу с родителями

  1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
  2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
  3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом.

Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию партнёра.

  1. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
  2. Нужно попросить родителя выказаться и внимательно его выслушать.
  3. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка прежде, чем он поймёт отношение к нему родителя.
  4. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
  5. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчуждённость.
  6. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей является руководством к действию.
  7. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
  8. Воспринимайте всё, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Родительские собрания нужны:

  • Для быстрого получения информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и чётко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
  • Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснять мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;
  • Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал, «без жарких фактов», фамилии родителей и детей;
  • Как консультативные собеседования по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул.  Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
  • Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребёнку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);
  • Как показ «товар лицом», когда дети показывают  свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для детей, и для родителей;
  • Собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

                         Подготовка собрания

  1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
  2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.
  3. Разослать родителям приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  4. Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
  5. Продумать выставочный или информационный материал.
  6. Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
  7. Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Некоторые секреты успешности  родительского собрания

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-ых классов.
  4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на её обсуждении постройте собрание.
  5. Жёстко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
  6. Умело определить время и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуаций, интересных телепередач и т.п.)
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться, отвергая предложения, вносить встречные, молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама…».
  8. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  9. Желательно закончить родительское собрание принятием конкретного решения.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании.

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребёнка.

Учителю на заметку.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не контролировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  2. Тема собрания разрабатывается с учётом возрастных особенностей детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренировочные упражнения, дискуссии и т.д.

                 Другие формы работы с родителями.

Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.

Дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

 Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашнее библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.)

Телефон доверия – разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы.

Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

Технология и проведение совместных праздников детей и родителей.

Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей необычностью. Дети и взрослые за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как листающие вершины, манящие и одновременно требующие определённых усилий для восхождения на них. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующие труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей для взрослых, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.

Детский праздник, совместно с родителями способствует решению следующих педагогических задач:

  1. Создание условий для проявления способностей, склонностей детей.
  2. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка. Обеспечение каждому ребёнку эмоционального комфорта.
  3. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
  4. Создание условий для творческого взаимодействия взрослых и детей.
  5. Развитие познавательной активности учащихся.
  6. Формирование родительского коллектива.

Алгоритм подготовки и проведения праздников.

  1. Составление совместно с родителями тематики праздников на новый учебный год.
  2. Уточнение темы праздника, выбор цели, содержания, формы, даты, и места проведения праздника, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
  3. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке праздника (работа со словарями и энциклопедиями, подготовка конкурсов, проведение конкурса рисунков, сочинений, поделок, подготовка костюмов, реквизита).
  4. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана праздника.
  5. Отработка выступлений учащихся.
  6. Приглашение гостей. Красочные объявления, афиши, рекламы, необычные по форме, с интригующим  текстом. Объявление может быть объёмные – в виде домика, ёлки, ракеты, футбольного мяча или плоским – в форме цветка, звезда, солнца или дерева, обрисованных ладошек, открытой книги.
  7. Оформление зала.
  8. Встреча участников и гостей. Встреча-церемониал. Гостей встречают, например цветами, хлебом-солью, песней и др.

Сюжетная встреча. У входа в зал разыгрывается театральное действие.

  1. Организационный момент дела. Участники праздника раздеваются, приводят себя в порядок, настраиваются. Они могут осмотреть специальные выставки: рисунки, коллекции, поделки, книги, плакаты и т.д.
  2. Проведение праздника.
  3. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности праздника.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

  1. Родители (законные представители) имеют право:
  • Защищать законные права и интересы детей;
  • Участвовать в управлении школой в форме, определённой его Уставом;
  • Знакомиться с ходом и содержанием учебного процесса;
  • Знакомиться с оценками успеваемости обучающихся;
  • Вносит предложения по улучшению работы с детьми на уроке и во внеурочное время, по организации дополнительных образовательных услуг;
  • Участвовать в организации досуговой и внеурочной деятельности;
  • Вносит добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы, и заслушивать отчёты об их использовании;
  • Получать информацию о расходовании родительских средств на дополнительные и сопутствующие услуги;
  • Знакомиться с Уставом Школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

  1. Родители (законные представители) обязаны:
  • Нести ответственность за воспитание и обучение своих детей;
  • Обеспечить ликвидацию обучаю
  • щихся академической задолженности;
  • Посещать родительские собрания и конференции;
  • Выполнять Устав Школы в части, регламентирующей их деятельность;
  • Своевременно вносить оплату за оказанные дополнительные платные образовательные услуги и сопутствующие услуги;
  • Бережно относиться к государственной собственности (возмещать материальный ущерб, причинённый Школе по вине их ребёнка);
  • Выполнять решения конференций, родительских собраний, родительских комитетов, Совета профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...