Родительские собрания
консультация на тему

Ахметова Ильнара Рафиковна

Дружба и ссора в детском коллективе родительское собрание

Как вырастить ребёнка нравственным

Родительское собрание Как помочь детям стать внимательными

Родительское собрание Не хочу делать уроки

Трудности адаптации первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Дружба и ссоры в начальной школе»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение.

Уважаемые родители, я рада вас сегодня приветствовать на родительском собрании. Тема нашего собрания - «Дружба и ссоры в детском коллективе» Сегодня мы обсудим следующие вопросы: как помочь подружиться ребенку в классе, какие особенности поведения мешают установить дружеские отношения, как защитить от агрессии, научить решать конфликтные ситуации конструктивно и многое другое. Так же мы обсудим самые популярные причины сложностей в общении и методы их преодоления.

Как младшие школьники выбирают друзей?

 Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются внешние проявления детей  и следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

С кем дружат больше?

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников, характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.

Как помочь подружиться?

 

Вот простые рекомендации для школьников:

Самое главное и самое важное – искреннее желание дружить.

1.Уделять время (в том числе вне школы).

2.Быть внимательным слушателем.

3.Помогать другу.

4.Не выдавать секретов.

5.Не говорить о друге плохо, когда его нет  рядом (не желательно осуждать друзей, решать вопросы только лично).

Некоторые люди бояться дружить, опасаясь, что их предадут.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

 Артур Шопенгауэр (великий немецкий философ). [29,1192]

Рекомендации родителям:

Если вы замечаете, что у вашего ребенка не складываются отношения с одноклассниками, значит, пора с ребенком поговорить «по душам». Ребенок должен чувствовать, что родители - его лучшие друзья.

Предложите ему подумать о том, какого друга он хотел бы иметь и является ли он сам таким другом.

Ребенок должен понять, что только в том случае, если он сам будет хорошо относиться к людям, они так же будут относиться к нему.

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Евангелие от Матфея (глава 7).

Так же, конечно, необходимо учить  ребенка основным правилам дружбы.

В случае конфликтов давать советы мирного их разрешения.

Если у ребенка не ладятся отношения в классе, помочь ему завести новых друзей. Например, в кружках и секциях.

Ребенку всегда лучше положить с собой в школу две конфетки, два яблока, чтобы он имел возможность поделиться с другом. Чтобы он не стоял один на перемене, не жевал бы свое яблоко где-то в углу, вдали от всех...

А что если не дружат?

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Общим, что можно подчеркнуть у всех намеченных групп является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.

Для того, чтобы быть успешным человеку необходимо научиться договариваться  и сдерживать негативные эмоции. Чем ребенок этому научится, тем лучше. Ведь эти качества пригодятся в любом деле и в любой работе.

Так же невозможно представить долгую искреннюю дружбу без умения решать спорные вопросы конструктивно и прощать людей.

Итак, неуспешные в общении дети отличаются от остальных тем, что в их поведение зачастую можно характеризовать как агрессивное, замкнутое или эгоистичное. Любое из этих поведенческих проявлений не делает ребенка счастливым.

Вот что нам говорит об этом Татьяна Львовна Шишова.

В основе детской замкнутости и агрессии зачастую лежит одна и та же причина. Если родители очень часто говорят своему ребенку, что жизнь – жестока, в ней надо пробиваться с боем, обвиняют в слабости и слюнтяйстве.

Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться отдельные вкрапления зла, но именно вкрапления, редкие и непременно побеждаемые добром. Иначе страх парализует ребенка, затормозит его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Недаром даже дети, пережившие сущий ад: войну, стихийные бедствия, утрату близких, - подсознательно стремятся забыть, вытеснить кошмарные переживания. И действительно очень многое со временем забывают, переключаясь на более радостные, светлые впечатления. Иначе у них не будет сил жить.[24,149]

А тут не кто-нибудь, а собственные родители, чье слово весит для маленького ребенка гораздо больше слов всех остальных людей, выбивают из-под него опору. Вместо того, чтобы защитить сына от обидчиков, отец с одной стороны нагнетает на него страхи, а с другой лишает малыша самоуважения, называя его слюнтяем. [24,149]

Ребенок начинает чувствовать себя беззащитным, по отношению к «агрессивному» окружающему миру.

Из-за этого он часто становится либо замкнутым и подозрительным или чересчур агрессивным.

О замкнутых детях.

Конечно, замкнутость ребенка, может зачастую объяснятся особенностями темперамента. Например, к такому поведению склонны флегматики или меланхолики. Но, как правило, если наблюдается изменение в сторону замкнутости, то это говорит о возможных проблемах.

Не все дети успешно усваивают уроки самообороны (просто боятся постоять за себя словом). Многие зажимаются, еще больше, поскольку не могут себя преодолеть и бояться вызвать недовольство папы (родителей). А потому предпочитают поменьше жаловаться на обидчиков, скрывать свои переживания, перестают доверять родителям, отчуждаются от них. Это порождает еще большие страхи, ведь, утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает свою полную беззащитность. [24,143]

Причина.

Получается, что ребенок боится обидчиков, не может постоять за себя, но и не  говорит родителям о нанесенных обидах, так как боится осуждения с их стороны. Ребенок остается абсолютно беззащитным, что еще больше усугубляет его страх.

Об агрессивных детях. Агрессия – защита.

Вот что нам говорит Татьяна Львовна.

Детям, привыкшим чуть что - кидаться на обидчиков с кулаками, бывает трудно ужиться в коллективе. С ними предпочитают не связываться. Отвергнутые люди озлобляются, у них растет желание мстить. Это порождает ответную реакцию и так до бесконечности. В школе у отвергнутого ребенка может сложиться устойчивое убеждение, что кругом одни враги, а это прямой путь к депрессии, которая в подростковом возрасте порой чревата даже самоубийством.[24,144]

Причины:

1)Недостаток знаний о решении конфликтных ситуаций. Ребенок испытывает чувство страха (по выше перечисленным причинам). И из СМИ, окружения, советов окружения он уяснил для себя систему решения вопросов такую как -  «Если у тебя что-нибудь отбирают, не церемонься».

2)Неверная система ценностей. 

Агрессивный человек склонен реагировать на раздражающие его обстоятельства чрезмерно энергично и несдержанно, производя на окружающих резко отрицательное впечатление и впоследствии сожалея об этом.

Очень часто люди, отстаивая свои интересы, действуют агрессивно, смешивая понятия агрессивного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права других людей в той же мере, что и свои собственные.  [3]

Ребенку кажется, что сильны – герои одиночки, на самом же деле сила в дружбе, во взаимной помощи.

3)Копятся обиды.  Ребенок в целом не агрессивен, но не умеет решать вопросы на вербальном уроне (уровень разговоров).  Попросту предпочитает делать вид, что вообще ничего не произошло.

 В действительности копятся обиды, развивается мнительность и, в один момент срываются во всей своей разрушительной силе на обидчике даже из-за пустяка. Ребенок не желает вступать в конфликт, но делает это  вынужденно, так как выносливость человеческой психики тоже имеет свои лимиты.

 

Об агрессивных детях. Агрессия – нападение.

Чаще всего так проявляется желание ребенка самоутвердиться.

Вот что говорит Татьяна Львовна Шишова в своей книге «Чтобы ребенок не был трудным» в разделе о детях и нецензурной лексике.

Но порой ребенок, невзирая ни на что, упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?

Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим себя окружающим, показаться взрослее и независимей, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как бы липнет все отрицательное. [24]

 Значит, ребенку в действительности не хватает уверенности в себе. Похвалы, одобрения и ласки. Уверенность в себе ему дает то чувство, что есть те, кто слабее его, и он может их обижать. Он сильнее физически и т.д.

Нецензурная лексика.

Основная причина – самоутверждение, желание быть «взрослым».

Как помочь?

  • Позволить самоутвердиться мирным путем, хвалить за успехи.
  • Следить за собой. Самим не употреблять нецензурную лексику.
  • Конструктивное решение конфликта. Подавать позитивный пример. Нецензурная лексика употребляется только в самом крайнем случае.
  • Объяснить, что нецензурная лексика – это лексика людей, которые находятся в местах лишения свободы, и что она не возвышает человека, а наоборот принижает.
  • В крайнем случае - объяснять ребенку, если требуется, смысл ругательства так, чтобы он сам не захотел употреблять.
  • Объяснить, почему не стоит употреблять нецензурную лексику. Последовательность в санкциях.

Два полюса.

 Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с ним, как ни в чем не бывало. Тем самым они еще больше его раззадоривают.

Целесообразнее четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что, когда он вежлив, окружающие его ценят и стараются его порадовать. А то часто бывает, что хорошее поведение демонстративного ребенка не бывает положительно подкреплено взрослыми, и тогда у него нет никакого стимула вести себя хорошо.

Когда же он ведет себя плохо, сквернословит, делает на зло, взрослым следует показать, что у них пропадает всякое желание иметь с ним дело. То есть два полюса – положительный и отрицательный – должны быть в этом случае разведены демонстративно резко. Гораздо резче, чем с детьми, не отличающимися демонстративностью поведения.[24,75]

Взрослым необходимо быть ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

Как помочь?

Главное - ребенку необходимо объяснять, что дети вокруг него - не враги, а потенциальные друзья. Они могут стать самыми настоящими друзьями, с которыми ему будет весело и интересно. Истинная сила не в агрессии и подавлении, так как все это ведет к обидам и разрушению. Сила в дружбе, в умении  ладить, доброжелательно договариваться с окружающими, решать конфликтные ситуации мирным путем. Ведь твои друзья, родственники, родители – это твои помощники.  Ведь не зря есть пословица «Человек без друзей, что дерево без корней».

СМИ. В любом случае необходимо ограничить просмотр передач и фильмов со сценами жестокости.

Замкнутые дети.

Никогда не критиковать ребенка за то, что он не может постоять за себя, ведь из-за этого он теряет доверие к родителям и чувствует себя совершенно беззащитным. Но в целом ребенку необходимо обязательно объяснять, что дети вокруг могут стать его друзьями. Помочь научиться решать вопросы на вербальном уровне и тогда ребенку будет чувствовать себя более уверенно. Ведь сказать что-то в ответ не так страшно, как ввязаться в драку, например.

Так же важно обеспечить позитивный опыт общения. Будь то походы в гости или посещение секций, где он может почувствовать себя среди сверстников раскрепощено.

Агрессия – защита.

  1. Недостаток знаний о методах решения конфликтной ситуации необходимо восполнить. Для этого отлично подойдут доброжелательные беседы на предмет того, что кулаки – это не решение. Ограничить просмотр передач с кровавыми сценами. Объяснить, что стрельба и кулачные бои – возможны в фильмах, но никак не применимы для решения спорных вопросов.

     Сила – в дружбе!

2) Неверная система ценностей. Ограничить просмотр агрессивных зрелищ.

3)У ребенка копятся обиды. Допустим, кто-то обидел ребенка. Он смолчал и сделал вид, что «ничего не замечает», на самом же деле  это не прошло бесследно. Например, в следующий раз какой-то ребенок нечаянно толкнул его, совершенно, не желая обидеть, но на него полетели все шишки. Важно в такой ситуации научить ребенка решать вопрос на вербальном уровне и не терпеть, не молчать, когда обижают. Игнорировать обиды, ровно как реагировать на них бурно с драками – не верно. И, конечно же, необходимо научится прощать, ведь все мы иногда (даже не зная об этом) обижаем кого-то.

Агрессия – нападение.

Ребенку необходимо объяснить методы и пути неагрессивного достижения своих целей.

Например, если ребенку что-то не нравится или его что-то раздражает, то попросить другого человека можно доброжелательно, не крича, не используя ругательств и т.д. Причем, если обращение будет обличено в форму доброжелательной просьбы, то оно будет выполнено с большим эффектом, чем угроза. Так как просьбу другого человека выполнить намного приятнее, чем приказ.

Очень важно такому ребенку (неуверенному в себе) дать возможность утвердиться в своих силах позитивным способом, не причиняя вреда другим детям.  Важно искренне хвалить такого ребенка, когда вы видите результаты и реагировать негативно на то, что ребенок обижает других детей.  Негатив в данном случае должен проявляться не в форме агрессии и насилия, а лишения каких-то удовольствий. Просмотр мультфильмов, игры в компьютер и т.д. Таким образом, вы достигаете двух целей, ребенок становится более счастливым и у него формируется любовь к тому делу, в котором у него успехи.

Важно – применяя санкции, ребенку необходимо объяснять, что вы его любите, но он своим поведением провоцирует вас на эти действия. Вы искренне не хотите его обижать, но вам приходится это делать.

Как решать вопросы на уровне родителей?

Защищать ребенка путем договоренностей на уровне родителей. Не винить в неумении защитить себя самостоятельно.

Защищать детей нужно. <…>оставлять ребенка беззащитным да еще попрекать его тем, что он не может постаять за себя сам, взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство.

Поверьте, если б ребенок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберется с силами, ваша помощь ему станет не нужна. А пока этого не произошло долг родителей – обеспечивать ему надежную защиту.

В конце концов, мы ведь тоже не всегда справляемся  со своими обидчиками сами, а в каких-то случаях прибегаем к помощи милиции. Как бы посмотрели на милиционеров, которые на просьбу защитить вас от распоясавшихся  бандитов, ответили бы:

- А кулаки у вас на что? Сами защищайтесь, как можете. Человек должен уметь сам за себя постоять.

Вам кажется неправомерным сравнивать маленьких распоясавшихся хулиганов с большими? Но ваш ребенок-то тоже маленький. И для него Петька с Колькой, терроризирующие двор, такие же страшные, как для вас настоящие террористы. [24,150]

Схема переговоров «ОВПВ».

Если по какой-либо причине дети в классе все-таки стабильно конфликтуют, то вопрос необходимо решать на уровне родителей.

Описание. Начните ваш сценарий наиболее подробным и объективным описанием некорректного поведения оппонента.

Выражение. Скажите, что вы думаете об этом происшествии (я расстроен, недоволен и т.д.)

Перечисление. Предложите свой вариант поведения. (предложить свой вариант решения ситуации).

Выводы. Доходчиво объясните оппоненту, что подучится, если он изменит свое поведение.[3]

Обучать ребенка навыкам самозащиты.

Первое – на вербальном уровне.

Второе – на физическом уровне. Самозащита от нападений на улице и т.д.

То есть не наука нападений, а защиты. Как предотвратить нападение. Схватить руку агрессора и удержать во время нападения и т.д.

Не раздувать из «мухи слона».

Так же важно, если есть какие-то проблемы в коллективе не раздувать из мухи слона. Детские обиды обычно нестойки и быстро улетучиваются.

Но когда на обиде фокусируются взрослые, она приобретает качественно иной статус, как бы получает официальное признание.[24,146]

Вместе с пустяковой проблемой родители раздувают самолюбие ребенка. А раздутое гипертрофированное самолюбие мешает человеку нормально строить отношения с окружающими. Он во всем выискивает подвох, вспыхивает как спичка, при малейшем неосторожном слове, сказанном в его адрес. Понаблюдайте за людьми, которые зафиксированы на отстаивании собственного достоинства. Много ли у них друзей? Любят ли однокашники, соседи, сослуживцы затевать с ними какие-нибудь совместные дела или стараются держаться от них подальше? В крайнем, уже клиническом варианте, такие люди обижен на весь мир. Все вокруг плохие, только одни они хорошие. В результате такой человек никому не желает помогать, никому не сочувствует, всех осуждает и при этом считает себя самым несчастным, несправедливо обойденным судьбой. Обида вообще плохое, вредное чувство. Она разъедает душу, пробуждает в ней злость, зависть, ненависть.[24,147

Заключение.

Давайте поможем нашим детям стать счастливыми и сильными. Ведь сила в любви, согласии и дружбе.

Человек без друзей, что дерево без корней! Друг за друга держаться - ничего не бояться!



Предварительный просмотр:

 

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация: 

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • Пять положительных ответов - высокий уровень.
  • 4-е, 3-и - средний уровень.
  • 2-а - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  • Пытаюсь ему помочь.
  • Думаю о том, что могло произойти.
  • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • Отвечу, что не могу ему помочь.
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  • Я не обращу внимания.
  • Скажу, что он размазня.
  • Объясню, что нет ничего страшного.
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • Обижусь в ответ.
  • Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: 

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 балла - высокий уровень
  • 2, 3 балла - средний уровень
  • 0, 1 балл - низкий уровень

MCj04376570000[1]

         

MCj04376360000[1]

Адаптированный вариант теста

«Размышляем о жизненном опыте»

для младших школьников

(составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В.Павловой,

 Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4-х классов.

Инструкция: вопросы теста должны быть прочитаны поочерёдно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и обозначить его в таблице знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Ты:

а) обойду, не потревожив.

б) отодвину и пройду.

в) смотря, какое будет настроение.

  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Твои действия:

а) ничего, какое моё дело.

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства.

в) подойду и непременно заговорю.

  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Ты:

а) тороплюсь в школу.

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду.

в) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих…

  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Ты:

а) предложу свою помощь.

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь.

в) если попросят, я конечно, помогу.

  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Твоя реакция:

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами.

б) ничего: жизнь вообще несправедлива.

в) вступаюсь за обиженного.

  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашёл деньги:

а) они мои, раз я их нашёл.

б) завтра спрошу,  кто потерял.

в)может быть, возьму себе.

  1. Ты пишешь контрольную работу. При этом рассчитываешь:

а) на шпаргалки.

б) на усталость учителя.

в) на свои знания.

  1. Ты пришёл на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Ты:

а) поболтаюсь немного, потом видно будет.

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих.

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Твой ответ:

а) соглашусь с благодарностью.

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование.

в) отказываюсь решительно.

  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Твои действия:

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчёт.

б) выполняю, конечно.

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Твои действия:

а) непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей.

б) не знаю, как придётся.

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Варианты действий:

а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу.

б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию.

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  1. Уроки закончились, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Варианты действий:

а) напомню о праве на отдых.

б) делаю, раз надо.

в) посмотрю, что скажут остальные.

  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Ты:

а) отвечаю тем же.

б) не замечаю, это не имеет значения для меня.

в) разрываю все отношения с этим человеком.

  1. Ты знал, что школу закрыли по каким-то причинам. Твоя реакция:

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью.

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться.

в) я буду ждать новых сообщений.

  1. На твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников:

а) ужасно завидую, мне неудобно.

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства.

в) мне всё равно.

  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Ты:

а) отдаю- здоровье дороже.

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет.

в) подарков не отдаю, сражаюсь.

  1. Когда ты уезжаешь из дома надолго, как ты себя чувствуешь вдали. Варианты:

а) быстро начинаю скучать.

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома.

в) не замечал (не замечала).

  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Твои действия:

а) отбираю интересное и приношу.

б) ненужных книг у меня нет.

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? Варианты:

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес.

б) человеку просто повезло прославиться.

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка полученных результатов.

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующем о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является суммарное количество соответствующих выборов от  10 и более при ответах на вопросы: 1,4,11,12,18,19 (пункт а)), 6,10,13,15,16 (пункт б)), 23,5,7,8,9,14,17,20 (пункт в)).

Показателем, свидетельствующем о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более при ответах на вопросы: 2,3,6,7,9,10,13,15,16,17,20 (пункт а)), 1,4,5,8,14,18,19 (пункт б)),

      11,12 (пункт в)).

Показателем, свидетельствующем о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где явно предпочтение не обнаруживается.

Бланк ответов

тест «Размышляем о жизненном опыте»

Ф.И.уч-ся______________________________________

№ вопроса

Буква ответа     а)

Буква ответа      б)

Буква ответа      в)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Количество ответов

ИГРА "МАГАЗИН"

(изучение уровня нравственного развития личности)

(подготовлена О.В. Соловьевым) 

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения: Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего школьного возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде "купли-продажи". Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. "Купля-продажа" осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведенной "купли-продажи" классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы "приобретенные", "купленные" положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа игры можно зафиксировать с помощью следующей таблицы:

 

Фамилия и имя учащегося

"Приобретенные"

положительные

 качества

"Проданные"

отрицательные

качества

1.     Алферова Ира

2.     Барабанов Саша

3.     …

Аккуратность

Вежливость

Неряшливость

Грубость

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается "приобрести" те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить "ненужные вещи", т.е. те отрицательные качества, которые еще у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги "торгов", помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

Фамилия и имя

учащегося

Закрепленные положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

 

 

 

При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.

Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.

Чтобы удобнее было фиксировать результаты «купли – продажи», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также, чистые, где учащиеся напишут отрицательные свойства.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Внимание есть именно та дверь, перед которой

проходит всё, что входит в душу человека

из внешнего мира.

К.Д.Ушинский

 Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

•выяснить причины неадекватного поведения;

•проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Задачи собрания:

1.     Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2.     Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Родители объединены в группы по 4-5 человек.

Классный руководитель:

         Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью наших детей.. Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.И я хотела бы начать наше собрание со слов Константина Дмитриевича Ушинского

Внимание есть именно та дверь, перед которой

проходит всё, что входит в душу человека

из внешнего мира.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                                            Жил человек рассеянный

                                             На улице Бассейной.

                                             Сел он утром на кровать,

                                             Стал рубашку надевать,

                                             В рукава просунул руки -

                                             Оказалось, это брюки...

                                             Вместо шапки на ходу

                                             Он надел сковороду,

                                             Вместо валенок перчатки

                                             Натянул себе на пятки...

         Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. А ведь не всё вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше неинтересных и нужных дел. Поэтому мы должны научить ребёнка сосредотачиваться, обязаны помочь ему развивать произвольное внимание, которое так необходимо в учебном процессе. И если мы возьмемся за это как можно раньше, то в ребёнке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.

                 А какой он внимательный ребёнок, ответьте на вопрос: «Внимательный ребёнок - это ...»

(Время для выполнения задания - 3 минуты).

         (слайд 2) Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

       (Слайд 3)  К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

(Слайд 4) Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.        

   (Слайд 5) У детей объем внимания невелик, количество объектов которые ребёнок может воспринимать и удержать в сознании колеблется от 3 до 5.  

( Слайд 6) Следующее свойство внимания- распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить делать ребенка несколько дел работа очень трудная. Вот начинает наш ребёнок читать: произносит первый слог, второй, а слово собрать не может. А дел в том, что у ребёнка маленький объем внимания, и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. И конечно в это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать возможность ребенку повторить. Или ребёнок отвечает на вопрос учителя, пока он встаёт из-за парты он забыл, что хотел сказать.

( Слайд 7) Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

(Сайд 8) Ещё одно свойство внимания- устойчивость или неустойчивость. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Часто процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание задерживается недолго. Поэтому на уроках я стараюсь чаще чередовать виды деятельности. Последовательность подачи материала от легкого к сложному, от знакомого к неизвестному, стараюсь опираться на маленький опыт наших детей.

При начальном изучении нужно всегда дать детям время запомнить неизвестный предмет: потрогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, вот тогда сложится полная информация о предмете, он поймет его чувствами, значит сумеет удержать внимание на нём.

Признаки невнимательности:

  • Легко отвлекается на посторонние стимулы
  •  При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  •  С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  •  Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).
  •  Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  •  Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Если  у детей недостаточно развито внимание, то они будут

  • заменять буквы – гласные или согласные, близкие по  акустическим признакам:   дети –теди, дети – бети, звуки – жвуки.
  • пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава;
  • в примерах  пропускать цифры и знаки: 12-6=5  1. -6=5   12- 6 .  5;
  • переставлять слоги в словах: стройка – сытыройка, проходили – прохолиди,  собрались – собрасьли,   трава – твара;
  •  добавлять в слова гласные, то дрова –дорова, стройка – сытыройка.

Часто мы сетуем на своих детей: «Ты совсем невнимательный!» А ведь внимание можно тренировать.

 Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. И главными помощниками ребёнку могут стать его родители. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю вам ознакомиться.

Упражнения для развития внимания.

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

Рекомендации для родителей.

  • Приобретайте, читайте  и используйте книги , в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  •    Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  • Не забывайте о спортивных и подвижных играх.
  • Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
  •   Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему "Не хочу делать уроки".

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
  2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
  3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
  7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.



Предварительный просмотр:

Родительское  собрание на тему

 «Трудности адаптации первоклассников в школе».

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.  Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. 
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа
 детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
1. Уход от деятельности. 
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.

2. Негативистская демонстративность. 
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

3. Вербализм. 
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

4. «Ребенок ленится" -
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога.

4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.


Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе? 
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности;

2.Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы  учиться. Когда человек учиться, у него может что-то сразу не получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников.  Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех.Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.


3. Составьте вместе
распорядок дня, следите за его соблюдением.

4.Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении: демонстративность, истеричность, капризность. Все замечания свести к минимуму, наказывать за истерики одним способом - лишением общения .

5.Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит. «Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором».
6
.  Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). Запишите в кружок.

7. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращайтесь за советом к учителю, школьному психологу.

9.Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

10.Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

11.После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

12.Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

13.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления

14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Входная диагностика

В начале сентября мы традиционно проводим диагностические работы по готовности выпускников ДОУ к школьному обучению. Пример диагностической работы вы видите на экране. После проведения у нас  имеются данные об уровне развития о каждом ребенке.

зрительного восприятия (задание 1); мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);  высокий -3, средний -        18, низкий -4

пространственного восприятия (задание 2); высокий -16, средний -7, низкий  -2

•        представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);  высокий -  23, средний – 2%

•        умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4); высокий – 19, средний – 6

умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5); высокий – 17, средний – 7, низкий -1

  • сформированности  фонематического слуха и восприятия (задание 6); высокий -17, средний – 5, низкий -3.
  • сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7); высокий – 24 , средний -1

•        сформированности произвольности (умение следовать указаниям).

Высокий – 14, средний – 9, низкий -2.

Анализ подготовки к школьному обучению  показывает, что у большинства выпускников ДОУ преобладает средний уровень 60 %., высокий уровень –у 28 %  и низкий уровень –у 12 %

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...