Подготовка детей к школе
статья на тему

Барсукова Анна Ивановна

Статья акцентирует на вопросах подготовки детей к школе в новых условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_gotovnosti_k_shkole.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе как одна из важнейших проблем  предшкольного и начального образования

                                               «Мы живем в быстро меняющемся  обществе,

                                         и наша школа должна успевать за его  развитием,

                                                а в идеале и опережать его, потому что будущее

                                        рождается сегодня. Это уже стало аксиомой»

А.Асмолов

Каждый раз, когда набираешь первоклашек, у меня сердце полно вопросов и тревог:

- А какие они мои будущие первоклассники? (Непоседы, капризы Коли, застенчивые и тихони Оли…)

- Как они примут меня как учителя, как человека – мои ученики?

- А какие у них мамы, папы – мои родители? (Одни – старательные, внимательные, всегда в курсе школьной жизни, другие – и в школу забывают заходить…)

Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Еще задолго до этого дня родители приобретают все необходимое своему ребенку. И вот, 1 сентября, нарядные, торжественные и радостные дети идут вместе с родителями в школу. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения:

- ребенок неусидчив;

- плохо пишет;

- не умеет толково ответить на вопросы учителя. Это иногда объясняется отсутствием у ребенка способностей, его ленью, а причина в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе.

Поэтому сегодня назрела необходимость говорить о проблемах  предшкольного образования.

Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнего возраста. Конечно, таких карапузов готовить к школе несколько преждевременно, но всего через пару лет они попадут под прицел предшкольного образования, и тогда… Что очень важно, не опоздать бы, а с другой стороны – не перенапрячь бы не окрепший еще интеллект, психику и физические возможности малышей.

 В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня более 40% детей 5-6 летнего возраста – это «неорганизованные» дети, или по другому сказать «домашние», по разным причинам не посещавших ДОУ. Трудности ожидают не только их самих, но и учителей, сталкивающихся с неадаптированным к школе «контингентом», Высокий уровень тревожности, несформированность эмоциональной сферы, недостаточная социализированность этих детей находят выход либо в агрессии, либо в апатии. Неприятие со стороны одноклассников, проблемы с учебой способны вызвать у ребенка «аллергию на школу» и привести к психосоматическим расстройствам. Выход – есть: это предшкольная подготовка.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование, где бы ребенок его не получал: в детском саду, в школе, дома, в группах при центрах развития или даже при домоуправления, - это не «натаскивание» для поступления в первый класс, а формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развивать любознательность, творческую активность и восприимчивость к миру.

А как же умения читать, писать, считать, говорить по-английски и ориентироваться по географической карте, спросят нас заботливые родители, более всего обеспокоенные мыслью «как бы не опоздать».

Доверьтесь специалистам, ответим мы им,- они научат вашего ребенка всему, что понадобится ему для успешной учебы в школе, и при этом не лишают его детства.

Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку к школе. В настоящее время им предоставлено самостоятельно выбирать  программу для обучения детей. И причем, таких программ много. Разнообразие программ нередко мешает нам, педагогам, сориентироваться, что же необходимо 5-6 летнему малышу знать и уметь для поступления в 1 класс. Например, программа «Радуга» предлагает ознакомление с дробями, изучение которых предусмотрено лишь в 4-5 классах, программа по экологии знакомит детей с человеческими органами и их расположением. Подобных примеров много. Но надо ли это дошкольнику?

И что получается, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение слушать учителя, товарища, организовывать свою деятельность.

Поэтому и назрела необходимость в каких-то альтернативных формах подготовки в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, институтах.

 На мой взгляд, сегодня лишь одна образовательная система стремится реализовать принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в его полноте и целостности – это «Школа 2100».

В условиях перехода к предшкольному образованию «Школа-2100» решает важную и актуальную на сегодня проблему преодоления детьми возрастного кризиса, сопровождающего приобретения ими нового социального статуса «Я - ученик». «Школа-2100» не только подчеркивает важность учета возрастных новообразований в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, но и акцентирует внимание на последовательном и поступательном развитии личности.

Известно, что наиболее интенсивно развитие личностных качеств и психологических новообразований осуществляется в дошкольном возрасте. Именно в этот период запускаются основные психологические механизмы, предопределяющие качественные характеристики развития памяти, мышления, воображения, творческих способностей. Если взрослые упускают этот благоприятный период, они неизбежно сталкиваются с явлением, название которому в свое время дал педагог – практик Б.Никитин: «НУВЕРС»- Необратимое Угасание Возможностей Естественного Развития Способностей. И избежать ошибок в воспитании ребенка позволяет правильно избранное концептуальное направление в педагогической деятельности (т.е. выбор программы).

Одним из ведущих принципов в Образовательной системе «Школа-2100», определяющих содержание, технологию, методы и приемы  работы с детьми, является принцип обучения деятельности. В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится по технологии проблемно-диалогического обучения, а  для занятий с дошкольниками разработана технология, специального адаптирования к возрасту детей.

Педагог не только передает своим воспитанникам готовые знания, но и организует такую их деятельность, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Этот подход позволяет обеспечивать преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Можно смело утверждать: именно такой подход к образованию позволяет разжечь факел творчества ребенка, направить его стремления к исследованию неизвестных горизонтов познания.

Итак, решить проблему готовности детей к школе возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит шире опираться на уровень развития ребенка, сформированном в дошкольном детстве.

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н. Поговорим о проблемах предшкольного образования журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 10/04 – ООО «Баласс», 2004
  2. Денякина Л. М. Некоторые размышления о предшкольном образовании, журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 5/07 – ООО «Баласс», 2007
  3. Майер А.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 12, 2008

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...