Главные вкладки

    «Дифференцированный подход в работе с родителями, имеющие ребенка с отклонениями в развитии в условиях ГБУ СО СРЦ «Волжанка»».
    методическая разработка на тему

    Торговец Наталья Павловна

    Данная работа содержит теоретический и практический материал для индивидуальной и групповой работы с родителями в условиях ГБУ СО СРЦН "Волжанка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство социального развития Саратовской области

    Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

    «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Волжанка» 

    Творческая работа

    «Дифференцированный подход в работе с родителями, имеющие ребенка с отклонениями в развитии в условиях ГБУ СО СРЦ «Волжанка»».

    на соискание  высшей  квалификационной категории

    Работу выполнил:

    педагог-дефектолог

    высшей

     квалификационной

    категории

    Торговец Н. П.

    Вольск 2014 г.

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………….3

    Основная часть ………………………………………………………………….6

    I глава.

     Клинико - психолого-педагогические  механизмы ЗПР. ……………………...6

    1.1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей имеющих ЗПР.

    II глава.

    Выравнивание образовательных возможностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. ………………………………………..10

    2.1. Диагностическая программа выявления отклонений в развитии у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..10

    2.2.Реализация коррекционно-развивающих задач в рамках программы «Ступени» ………………………………………………………………………..12

    Заключение ……………………………………………………………………..18

    Список используемой литературы …………………………………………..20

    Приложение 1 ……………………………………………………………………21

    Приложение 2 ……………………………………………………………………23

    Приложение 3 ……………………………………………………………………24

    Приложение 4 ……………………………………………………………………26

    Приложение 5 …………………………………………………………………....29

    Приложение 6 …………………………………………………………………....32

    Приложение 7  …………………………………………………………………...38

    Приложение 8 ……………………………………………………………….…...45

    Приложение 9…………………………………………………………………….50

                     В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь,

     которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

            В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

            Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка,  зависит только от родителей. Вера в положительный исход, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

            В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

              Работа  с родителями в ГБУ СО СРЦ «Волжанка» имеет свои особенности. Так как 90% детей поступают в Центр из  семей, которые находятся  в  социально опасном положении и 10% в трудной жизненной ситуации. В основном дети неорганизованны, не посещают детский сад и склонны к прогулам, к бродяжничеству. Работа с родителями затруднена.

            ГБУ СО СРЦ «Волжанка» обеспечивает  не только психолого-педагогическую реабилитации и коррекцию детей, имеющих отклонения в развитии, но и вовлечение в коррекционно – реабилитационный процесс родителей и их законных представителей.

    Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй в условиях Центра.

    При поступлении в Центр ребенок с отклонениями в развитии  проходит комплексное медицинское обследование, составляется программа реабилитации, заполняется карта дефектологического сопровождения для каждого ребенка.

             Ведется большая консультативная и просветительская работа по пропаганде популярных медицинских знаний, даются практические советы и рекомендации по воспитанию нервных, физически ослабленных детей, созданию для них необходимого охранительного режима жизни в семье. Родителям даются основы психолого-педагогических знаний и характеристика развития личности ребенка, рассматриваются причины тех или иных проблем в его развитии.

    Основным содержанием работы педагога-дефектолога с родителями проблемного ребенка является формирование сотрудничества между родителями и их ребенком.

    Сотрудничество — это своеобразный этап в развитии взаимодействия матери и ребенка. Оно предполагает, что родители могут передать общественный опыт и сформировать у ребенка потребность (желание) перенять его. В процессе сотрудничества взрослому важно не просто обучить какому-либо действию, а передать ребенку через это действие способы познания окружающего мира.

    Цели и задачи работы с родителями в Центре:

    - оказывать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

    - создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

    - помогать близким,  взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду;

    - выявлять, раскрывать и поддерживать положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком,

    - формировать уверенный и спокойный стиль воспитания.

    Формы работы с родителями.

    1.Консультативно-рекомендательная форма работы.

    Данная форма работы включает в себя первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.

    На первичном медико – социально – педагогическом консилиуме с участием дефектолога, врача — детского невропатолога, психолога, логопеда родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

    Положительным результат первичной медико – социальной -психолого- -педагогической консультации считается тогда, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.

    При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.

    2. Лекционно-просветительская форма работы.

    На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. При этом во время первой встречи им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны им, а также предлагается дополнить список теми вопросами, которые отсутствуют, но важны для них, т. е. о чем им хотелось бы узнать.

    По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященных медицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты.

    В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся специалистом-дефектологом и психологом.

      3.Практические занятия для родителей.

    На практических занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т. д.

    Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия — лекция на определенную тему, затем практическое занятие.

    Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным. Например, по окончании лекции «Игрушки: роль, виды, назначение. Критерии оценки игрушки при покупке» родителям предлагается изготовить на заданную тему какую-либо игрушку. По окончании работы родители рассматривают поделки друг друга, обращая внимание на то, как можно по-другому сделать игрушку.

    Или после лекции «Игра: роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашних условиях» родителям предлагается организовать и провести какую-либо игру, в качестве партнеров выступают другие родители и т. д.

    4. Организация «круглых столов», детских утренников и праздников.

    Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах. Видя, что их понимают, сочувствуют, пытаются помочь, перестают прятаться от своих проблем. Во время этих встреч родители получают полезную информацию,  а также обозначают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

    В подготовке и проведении бесед и «круглых» столов принимает  участие психолог, который направит беседу в нужное русло, поддерживает нерешительных родителей и т. д.

    Беседы, которые  проводятся  на индивидуальных занятиях , как правило, носят личный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты разрешения некоторых проблем. Желательно родителям побеседовать с психологом.

    Ежемесячно проводятся  детские утренники праздники: Новый год и Мамин праздник, День матери и т.п. В их подготовке и проведении участвуют все специалисты, музыкальный руководитель, а также сами родители. Такие праздники важны в ходе коррекционно-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоваться за малыша (праздники проводятся в дружеской атмосфере, они доставляют детям огромную радость).

    5.  Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. С чего начинается работа специалиста-дефектолога с родителями? С диагностики. Специалист должен понять, как родители организуют деятельность своего ребенка. Необходимо выяснить, каков характер и особенности организации предметно-игровой деятельности малыша. От этого будет зависеть содержание работы с семьей, степень активного участия родителей в занятиях и т.д. В этих целях педагог-дефектолог целенаправленно наблюдает за свободной игрой родителей с детьми. Проводится также анкетирование. На первом занятии педагог-дефектолог предлагает матери выбрать любую игрушку (должен быть представлен широкий выбор — от погремушек до игрушек, позволяющих организовать сюжетно-ролевые игры) и поиграть минут десять со своим ребенком. При этом ей обязательно сообщается, что специалист хочет посмотреть, как ребенок играет с близкими взрослыми (чтобы родители не чувствовали себя проверяемыми). В ходе наблюдения специалисту следует,  какую игрушку выбрала мама и соответствует ли она уровню психофизического развития ребенка. При  контакте   взрослого с ребенком, выясняется соответствует ли он уровню развития ребенка, способствует ли он формированию привязанности к взрослому. Исходя из этого, в протоколе отмечается вид игрушки и ее соответствие возможностям и интересам ребенка;

    Необходимо обратить  внимание на следующие моменты:

    • на эмоциональную насыщенность общения. Экспрессия имеет огромное значение, так как внимание и доброжелательность являются постоянными компонентами содержания потребности в общении, эмоциональное восприятие окружающего мира составляет важную особенность психики ребенка;
    • на умение создавать ситуацию совместной деятельности. Отмечается наличие совместных действий (когда мама выполняет действия руками ребенка), частично-совместных (мама начинает, а ребенок продолжает начатое действие или наоборот) или раздельных действий (мама играет со своей игрушкой, ребенок рядом — с такой же своей);
    • на средства общения, используемые ребенком и матерью. Согласно теории генезиса общения, выделяются три группы средств общения: экспрессивно мимические: взгляды, мимика, жесты и экспрессивная вокализация; предметно-действенные: предметные действия, локомоции и статичные позы; речевые средства общения;
    • на наличие (или отсутствие) потребности в общении как у ребенка с взрослым, так и у взрослого с ребенком по следующим критериям: первый критерий — интерес к ребенку (у ребенка — к взрослому); второй — эмоциональные проявления в адрес ребенка (взрослого); третий — действия, направленные на ребенка (на взрослого); четвертый — чувствительность к отношению ребенка (взрослого); • на умение взрослых учитывать интересы ребенка и использовать их в решении своих задач. Специалист отмечает, учитывает ли мама интерес ребенка, решая при этом познавательные задачи; либо мама директивно предлагает игрушку, игнорируя отсутствие интереса ребенка к ней; либо мама учитывает интерес ребенка, но познавательную задачу при этом не решает (т. е. ребенок берет машинку — мама подхватывает; ребенок бросает машину и «переключается» на кубики — мама также оставляет машинку и берет кубики и т. д.).

    По окончании наблюдения за совместной игрой родителей с ребенком  маме предлагается заполнить анкету. Представленные в ней вопросы позволяют определить тип позиции родителей по отношению к ребенку.

    Под адекватной позицией понимают такое отношение к ребенку в семье, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Тем самым родители принимают и нарушения в развитии ребенка и самого ребенка. Принятие нарушения означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка. Под принятием ребенка понимается готовность включения его в свой жизненный сценарий, в свою жизненную программу.

    Можно выделить  четыре типа неадекватной позиции.

    1. При первом типе неадекватной позиции ребенок и его особенности родителями принимаются, тем не менее, позиция остается неадекватной. Это определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как беспомощное существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. В результате такой позиции возникает гиперопека.
    2. Второй тип позиции родителей — принятие нарушения и непринятие           ребенка — характеризуется отстраненностью от ребенка. Дети при подобном к ним отношении выделяются неухоженностью, они испытывают дефицит ласки и эмоционального общения.
    3. Третий тип позиции — непринятие нарушения и принятие ребенка. Родители всеми средствами пытаются доказать несостоятельность дефекта. При воспитании ребенка ими не принимаются в расчет его специфические особенности.
    4. Четвертый тип неадекватной позиции — ребенок и его ограниченные возможности родителями не принимаются. Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье.

    Также с помощью анкеты удается определить:

    • умеют ли родители наблюдать за своим ребенком;
    • уверены или нет родители в собственных педагогических способностях;
    • занимаются ли поиском помощи в проблемных ситуациях;
    • стиль воспитания и умение определять актуальный уровень развития ребенка.

    Получив данные целенаправленного наблюдения за игрой матери с ребенком и анкетирования, специалист-дефектолог определяет одну из шести тенденций поведения матери.

    Примерные  темы для родительских собраний и консультаций:

    - "Родителям о воспитании".

     -"Родительские заповеди".

    - "Как надо любить ребенка".

    - "О материнской ласке".

    - "Советы по воспитанию внуков".

    -  "Как отвечать на детские вопросы".

    - "Как воспитывать у детей самостоятельность".

    - "Что делать, если ребенок упрямится".

    -"Какие усилия требуются от родителей упрямых детей".

    - "Как преодолеть капризы".

    - "Как заучивать наизусть стихотворения с детьми".

    - "Как научить ребенка беречь книги".

    -"Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение".

    - "Если ребенок провинился".

    -"Правила хорошего тона во время беседы".

    - "Наказывая ребенка, нужно помнить...".

     -"Как провожать ребенка из дома".

    - "Как встречать ребенка дома".

    "Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки".

    "Если ребенок говорит неправду" и др.

    В целях оказания практической помощи при организации работы по формированию общения в семье постоянно обновляются рубрики в уголке для родителей:

    «Вести с занятий» эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в коррекционно – реабилитационном процессе ребенка, оказывать ему посильную помощь.

    «Благодарим» - эта рубрика отражает слова благодарности тем родителям, которые оказывают внимание, помощь в работе учителя-дефектолога.

    «Активизирующая рубрика на родительское содействие», особенно с детьми старшего возраста. И для создания мотивации к обучению осуществляю проведение конкурсов на лучшую тетрадь с домашними заданиями.

    «Для Вас родители!» - данная рубрика консультативно знакомит родителей с развитием, обучением и воспитанием детей.

    Консультативный, рекомендационный и другой материал в информационном стенде подбирается с учетом набранного контингента детей  и их родителей (законных представителей).

            Таким образом, семья вносит большой вклад в развитие  ребенка  с отклонением в развитии,  и при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т.д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха. Только в семье раскрываются полно  индивидуальные способности особого ребенка, создаются предпосылки для его развития, обучения и воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками

    Положительные стороны дифференцированного обучения Условия эффективности  дифференцированного подходаСпособы дифференциации учебной работы Материал содержит конспект + презентацию...

    Индивидуальный подход в работе со школьниками, имеющими недостатки в развитии речи.

    Индивидуальный подход на логопедических занятиях со школьниками....

    Индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми имеющими ОВЗ.

    Особенности коррекционной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья....

    Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.

    Целью данного опытa  является создание условий для активизации  процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной ...

    Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

    Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....