Главные вкладки

    Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.
    материал на тему

    Мазыева Анна Валериевна

    Целью данного опытa  является создание условий для активизации  процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации, а так же привитие духовных ценностей и традиций кубанского казачества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_1_mazyeva_a.v.docx30.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 слайд

    Мазыева Анна Валериевна-учитель начальных классов казачьей направленности МБОУ СОШ №16 муниципального образования г.-к. Анапа.

    Тема моего выступления: Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.

    2 слайд

    Целью данного опытa  является создание условий для активизации  процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации, а так же привитие духовных ценностей и традиций кубанского казачества.

    Для достижения целей существует  ряд задач: 

    1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель – учащийся - учитель;

    2.Организовать просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

    3. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия казачьей направленности.

    3 слайд

    Антон Семенович Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

    Актуализация темы.

            Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

    Опыт работы

    Изучив литературу, я для себя выделила наиболее важные моменты:

    4 слайд

            Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи. Это позволяет педагогу ближе познакомиться, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

        Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

    Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

    Как я реализую это на практике.

            В 2014 году я набрала, впервые в нашей школе, класс казачьей направленности. Как и везде, все новое принимается с трудом. Поэтому класс формировался тяжело. Как правило, родители «трудных» детей из трудных семей выбирали этот класс для перевоспитания своих чад. Таким образом, класс получился «тяжелым» в плане поведения и успеваемости. Я, как педагог, столкнулась с проблемой: как организовать, заинтересовать, дисциплинировать, сплотить моих учеников и привлечь к воспитательному процессу их родителей.

    5 слайд

            Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу с детьми, и с коллективом родителей. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность выбрать правильную линию поведения с родителями. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

    Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию.

    Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

    • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка

    • Для привлечения родителей к работе класса

    • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

    Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

    Социально-демографический портрет семьи.

    • Состав семьи.

    • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

    • Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).

     Культурный потенциал семьи.

    • Образ жизни семьи.

    Организация и принципы семейного воспитания.

    • Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

    • Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

    Взаимоотношения родителей с классом.

    • Желание принимать участие в жизни класса

    6 слайд

            Существует большое количество разработанных анкет и диагностических методик разных авторов для получения необходимой информации. Их можно найти в сети Интернет и психолого-педагогической литературе. Некоторые из анкет представлены в презентации.

    7 слайд

            После проведения анкетирования формируется социальный паспорт класса, который имеется у каждого классного руководителя, на основании которого и строится дальнейшая работа с родителями.

            

            Далее строится и планируется просветительская, консультационная и коррекционная работа:

    • Просвещение родителей по интересующим их вопросам с привлечением специалистов различных направлений.
    • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
    • Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения.
    • Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.
    • Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    8 слайд

            Проводя анкетирование родителей «О желании принимать участие в жизни школы и класса», диаграмму которого Вы видите на слайде, становится понятно, что большая часть родителей не прочь принимать участие в мероприятиях. Это оказалось очень кстати, так класс казачий и особое внимание уделяется организационной работе:

            Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

    9 слайд        

    • В классе проводятся уже ставшие традиционными творческие и тематические казачьи мероприятия: «Кубанская ярмарка», «День матери-Казачки», «День казака», «Колядки», «Масленица», «Рождество». Родители принимают участие в оформлении мероприятий, необходимой атрибутики, пошиве костюмов. Также участвуют в сценках, помогают детям делать поделки, организуют чаепития. Праздники получаются очень яркими, веселыми и по-семейному теплыми.

    10 лайд

    • Проведение военно-спортивных мероприятий. Где мамы принимают активное участие как болельщики, а папы в качестве наставников и тренеров.

            11 слайд

    • Коллективные выезды на экскурсии – дети вместе с родителями в полном составе.
    • Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч.
    • Дни коллективного отдыха родителей и детей. В нашем классе это стало еще одной традицией, родители и дети всем классом выезжают на отдых: в лес, на море, на конные прогулки и т.д. Делают это даже во время летних каникул.

    Результат деятельности

    Подводя итог работы, я могу отметить, что дифференцированный подход к работе с родителями дает положительный результат:

    12 слайд

    • в классе достигнут оптимальный уровень взаимодействия педагога и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;
    • повысился уровень педагогической культуры родителей;
    • благодаря активному участию родителей в педагогическом процессе, повысилась самооценка детей.

    Практика показывает, если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и за весь класс в целом. Коллектив стал одной дружной семьей.

    13 слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 2 класс. Дифференцированный подход. Самостоятельная работа "Синонимы и антонимы".

    Самостоятельная работа по теме "Синонимы и антонимы", 3 уровня (от простого 3 к сложному 1)....

    Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

    Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

    Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

    Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

    «Дифференцированный подход в работе с родителями, имеющие ребенка с отклонениями в развитии в условиях ГБУ СО СРЦ «Волжанка»».

    Данная работа содержит теоретический и практический материал для индивидуальной и групповой работы с родителями в условиях ГБУ СО СРЦН "Волжанка"...

    программа воспитательной работы в классе казачьей направленности

    Важнейшей задачей современного общества является воспитание гражданина и патриота своей страны. Решение этой задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Со...