Главные вкладки

    программа воспитательной работы в классе казачьей направленности
    материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Ковтун Инна Владимировна

    Важнейшей задачей современного общества является воспитание гражданина и патриота своей страны. Решение этой задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Создание классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у детей чувства ответственности за судьбы России в духе и традициях наших предков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kazachego_klassa.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

    В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    МБОУ СОШ № 31

    Возраст: 7-11 лет

    Срок реализации программы: 4 года

    Концептуальные основы программы


      Возрождение казачества. 

            В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.

           Создание классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у детей чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.

           Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях  школы, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности. В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Именно возрождению такой преемственности между поколениями служат классы казачьей направленности.
           Программа отличается от уже существующих тем, что к воспитанию и обучению формируется комплексный  подход, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства.

             Чтобы открыть класс казачьей направленности необходима большая подготовительная работа. Эта программа рассчитана на 4 года (1-4 классы). Три из них (1-3классы) отводится на подготовительный период во внеурочное время, а затем(4 класс), после образования класса казачьей направленности, проходит более глубокое изучение традиций, нравов и быта казаков в урочное и внеурочное время.

             Основные формы работы по воспитанию гражданина и патриота своей родины - это кружковая, поисковая, исследовательская деятельности, развитие самостоятельности, умения принимать правильные решения. Проходят занятия во внеурочное время: факультативы, кружки, секции, экскурсии. Во время подготовительной работы учащиеся должны прочувствовать всю ответственность, значимость и серьезность возлагаемой на их плечи деятельности.

    Цели программы:

     – создание оптимальных условий для интеллектуального, физического, нравственного и творческого развития; 

    -  формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще;

    - ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры кубанского казачества;
    - ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание, сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.


     Задачи программы:


    1.Воспитать преданность Родине.
    2.Сформировать уважение к боевому прошлому России.
    3.Воспитать основы гражданского сознания.
    4.Воспитать гуманное отношение к окружающим людям.
    5.Воспитать любовь, уважение и гордость за свою малую родину – Кубань.
    6.Сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям.
    7.Воспитать мужество, стойкость, отвагу.
    8.Изучить духовное и культурное наследие России, кубанского казачества.
    9.Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
    10.Подготовить к службе в Российской Армии.
    11.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
    12.Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
    13.Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

    Предполагаемый результат программы

           Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности казачат, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
           Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Кубани. Привития казачатам чувства чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

            Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла.
         Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

           Обеспечение получения казачатами основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.


    Содержание воспитания (тематические блоки)

    Разделы программы
     Мир вокруг нас……………………………………………….18 часов
    Дерево добра…………………………………………………..30 часов
    Край, в котором ты живешь………………………………….28 часов
    Основы Православной культуры………………………………34 часа
    Казаки и казачки………………………………………………32 часа  

    1. «Мир вокруг нас» 
    Необходимо открыть детям путь к познанию окружающего мира, обращать внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

    Тематика занятий: 

    Рукотворный и нерукотворный мир

    Разнообразие животного мира 
    Многообразие растений
    Мир - наш дом
    Умеем ли мы видеть
    Питание, отдых, здоровье
    Жизнь человека
    Времена года  

    2. «Дерево добра»  
     Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать добро и зло, дать представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. 
    Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. 

    Тематика занятий:  
    Семья, дом
    О дружбе и друзьях
    Правда и ложь
    Родина
    Совесть
    Благодарность
    Порядочность
    Память
    Предательство
    О дружбе мальчиков и девочек
    Храбрость и трусость
    Добрые слова и добрые дела  

    3. «Край, в котором ты живешь» 
    Воспитывать чувства любви к своему городу, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Краснодарского края, русского государства, Знаменитости Кубани. 


    Тематика занятий:  
    Край, в котором ты живешь
    История возникновения поселка, города
    История в архитектурных памятниках
    Флаг, герб города
    Улицы и здания поселка
    Парки города
    Памятники города
    Люди, прославившие Ейск 

    4. «Православная культура» 
    Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, 

    Основные задачи: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

    Тематика занятий: 

    Откуда пошла земля русская?
    Наши предки
     Знакомство с православными праздниками:
    Рождество Христово
    Крещение
    Сретение
    Благовещение
    Вербное воскресение
    Пасха


    Вознесение
    Троицын День
    Преображение
    Воздвижение Креста
    Рождество Богородицы
    Введение во Храм
    Успение
    Покров  

    5. «Казаки и казачки» 
    Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
    Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. 

    Тематика занятий:
    Казачья станица, хутор
    Быт казаков на Кубани
    Казачья утварь
    Традиции казаков
    Воспитание девочки- казачки
    Воспитание мальчика - казака
    Особенности казачьего костюма
    Казачьи забавы 

    Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха. Структура  и организация  данной воспитательной программы строится с учетом  различных возрастных категорий учащихся. Она состоит из нескольких блоков, тесно связанных между собой. По окончанию изучения  каждого блока  казачатам предлагается  комплексное мероприятие, в процессе которого дети демонстрируют свои  умения, знания, навыки. В зависимости от возраста преподавателями  выбирается  соответствующие формы и методы итогового мероприятия: интеллектуальные викторины, марафоны, отчетные концерты  ансамблей, защита проектов  и результатов исследовательской деятельности,  тематические праздники.

        Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический. 
    Наглядный метод  
    • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
    • экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
    • экскурсий по городу, целевые прогулки; 
    • моделирование и показ сказок (педагогом, детьми); 

    Словесный метод 
    • чтение стихотворений; 
    • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
    • ответы на вопросы педагога, детей; 
    • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); 
    • сообщение дополнительного материала; 
    • загадывание загадок; 
    • рассматривание наглядного материала;

    • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
    • разбор житейских ситуаций; 
    • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 


    Практический метод 
    • проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
    • изготовление кукол к сказкам; 
    • постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
    • проведение экскурсии различной направленности; 
    • организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников.

    Направления работы. 
    1. Духовно-образовательное. (Лектории, беседы, рассказы, занятия, встречи со священнослужителями, посещение храмов, участие в православных праздниках).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы).
    3. Культурно-познавательное (встречи, концерты).
    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка класса, занятия по интересам, продуктивная деятельность, разработка творческих работ).

    Формы работы по реализации программы

    Методическая работа:

    -создание методической копилки: научно-методическая, художественная, учебная  литература; методические разработки, учебные  программы и программы дополнительного образования.

    -материалы по обобщению опыта;

    -создание и пополнение медиатеки, аудио,видео –теки;

    Сотрудничество с представителями станичного казачьего общества на основе договора;

    - сотрудничество со служителями Свято-вознесенского храма на основе договора;

    -использование материалов музеев и библиотек станицы, района, края;

    - работа проблемной группы при ШМО классных руководителей;

    - оформление документации.

    Реализация  образовательных  программ «История и культура кубанского казачества» , «Основы православной культуры» и «Традиционная физическая культура кубанского казачества»  за счёт часов дополнительного образования

    Образовательный компонент

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    История и культура кубанского казачества

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    Основы православной культуры

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    Традиционная физическая культура кубанского казачества

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    1 ч

    Всего часов в неделю

    3 ч

    3 ч

    3 ч

    3 ч

    Всего часов за год

    33ч

    34ч

    34ч

    34ч


    Работа с детьми. 
    • Кружковая работа.
    • Создание творческих проектов детьми совместно с родителями.
    • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. 
    • Проведение праздников. 
    • Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
    • Экскурсии по станице, району, краю. 
    • Детская благотворительность. 
    • Тематические вечера эстетической, духовной  направленности (живопись, музыка, поэзия). 
    • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). 
    • Творческие вечера. 

    • Сбор материала для создания школьного музея. 

    • Физическая подготовка : занятия по строевой подготовки  сбор материала для создания школьного музея. 


    Работа с родителями: 
    • родительские собрания; 
    • лекторий для родителей; 
    • открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 
    • вечера вопросов и ответов; 
    • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО); 
    • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; 
    • индивидуальные консультации специалистов; 
    • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-раскладушки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
    • экскурсии; 
    • визиты домой; 
    • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; 
    • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); 
    • совместные с родителями праздники, спектакли, концерты, именины детей; 
    • помощь родителей классу (благоустройство территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).


    Работы с сопредельными структурами:

     Казачье общество: посвящение в казачата, совместные праздники, встречи, беседы  с атаманом, посещение выступлений казачьего хора, оказание методической помощи, спонсирование пошива казачьей формы, участие в казачьих  мероприятиях.

     Храм: встречи со священниками, участие в праздниках, посещение храма, проведение занятий ОПК.

    Совет ветеранов, воинские части: встречи с ветеранами войн и труда, посещение воинских частей, организация переписки и сбора посылок.


    Виды деятельности используемые при реализации программы 
    1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
    2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
    3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бисероплетение. Вязание,  работа с соломкой, деревом, лепка из глины и соленого теста.
    4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
    5) Знакомство с забавами Кубанских казаков, с устным народным творчеством.

    Для материально-технического обеспечения программы необходимо:
    1. Оснащение кабинета :

    • Персональный компьютер и интерактивная доска
    • Мультимедиа и  видеоаппаратура
    • Закрытые шкафы для хранения информации и документов конфиденциального характера
    • Плакаты
    • Аптечка первой помощи
    2. Оснащение спортивного зала: Тренажеры
    3. Квалификация педагогов:  курсы, семинары

    Форма подведения итогов работы:
    1) Выставки работ учащихся;
    2) Соревнования;
    3) Концертные программы;
    4) Ролевые игры;
    5) Создание проектов;
    6) Участие в конкурсах.

    Формы контроля:
    1) Тестирование уровня обученности;
    2) Тестирование уровня воспитанности. 

    Список литературы:
    1. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993. 
    2. «Дары Волхов»- ж. Божий мир , 2004 г. 
    3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. «Вако», М.2003г.
    4. Иоанн О. «Слово о малом доброделании» - ж. Воспитание школьников, 2000 г..
    5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г
    6. Назаров Л. Введение в песенный фольклор, Народное творчество.1999.
    7. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.
    8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. -- М.; Аспект-пресс; 1995.
    9. «С рождеством Христовым» - ж. Божий мир
    10. Храмова Р. Добро не терпит промедленья - ж. Воспитание школьников, 2006

    11.В.Н. Ратушняк  «Родная Кубань»

    12.Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко .Отечество: Гражданское и патриотическое воспитание.

    13.В.К. Романовский «Символы Российской государственности».

    14.И.А. Терская. География Краснодарского края. Природа. Экономика.

    15. Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

    Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

    программа воспитательной работы 3 класс

    В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....

    Программа воспитательной работы 4 класс

    Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...

    Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

    Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

    Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

    Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

    Программа воспитательной работы "Наш класс – дружная семья" ( с 1 по 4 класс на 2015 – 2019 г.)

    ПРОГРАММА  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ Наш класс – дружная семья» ( с 1 по 4 класс  на 2015 – 2019 г.)...