Главные вкладки

    Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Ахмаева Ольга Анатольевна
    Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Opisanie_raboty.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 30

     с углубленным изучением отдельных предметов»

    г. Энгельс, Саратовская область, ул. Колотилова  - 82,

    телефон: 8-(8453)-72-19-94

    Программа воспитательной работы в классе.

    Игра – путешествие «Волгарики».

    Учителя начальных классов

     высшей квалификационной категории

    Ахмаевой Ольги Анатольевны

    2010 год

    «Люби свой край, служи Отчизне

    И будет цель твоя проста.

    В родных истоках корень жизни.

    А остальное  суета…»

    Николай Фёдоров, поэт, ветеран,

    почётный гражданин г. Энгельса.

            Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования.

            Основой воспитательной системы школы является эколого-краеведческая программа «Гнездо». Она ориентирована на выполнение социального заказа, который состоит в повышении требований к воспитанию, формированию у подрастающего поколения современного мышления, гражданской  ответственности, духовности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в современных условиях.

            Программа «Гнездо» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» и программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ «Отечество». В программе заложены личностно - деятельностный  подход и основы формирования ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, социально-трудовых.

            Цель программы - формирование личности, способной к успешной социализации и обладающей ценностно-смысловыми и общекультурными экологическими и краеведческими компетенциями.

    Сложившаяся воспитательная система предполагает:

    • создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
    • обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
    • интегрирование основного общего и дополнительного образования.

    Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.

    В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка  в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.

    Решением всех поставленных задач служит игра – путешествие «Волгарики». (Данная игра является частью воспитательной работы школы «Гнездо»).

     Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.

            После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Для  педагогического коллектива нашей школы важно, чтобы школа стала для ребенка вторым домом, «гнездом». Мы живём на берегу великой русской  реки – Волги. Поэтому  мы – команда волжских человечков и жизнь свою организуем, путешествуя в игре «Волгарики».        Эта игра:

    • создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
    • позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей;
    • отвечает принципам гуманизации и оптимизации.

            Игра – путешествие  «Волгарики» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Поволжье. Игра объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, исследование,  физический труд и другие.

    Цели игры:

    Создание условий для творческого самовыражения личности.

    Воспитание гражданина своей страны.

    Задачи:

    Организовать игру – путешествие   для развития индивидуальных способностей детей.

    Способствовать формированию здорового образа жизни.

    Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.

    Познакомить с историей города и Поволжья.

    Основная идея игры – воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край. Волжане – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.

    Волжане – это люди, обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.

    Волжане – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.

    Волжане – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.

            Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать поставленные задачи.

                            Социальные связи

    Родители

            Проводя игру, мы  ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект - субъектных отношений. Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «путешествий». Традиционным должно стать проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет должен принимать активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.

    Социум

    Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. Мы установили тесные связи с детской библиотекой № 11:  работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы. Тесно сотрудничаем с Краеведческими музеями г. Саратова и Энгельса, художественным музеем им. А. Н. Радищева, музеем Льва Кассиля, Планетарием. Дом культуры «Мелиоратор», клуб «Юность» открывают свои двери для ребят. Для проведения занятий по правилам дорожного движения приглашаем инспектора ГИБДД.

     В традиции класса вошло посещение театров г. Саратова и Энгельса. В 2008-2009 учебном году взяли шефство над ребятами 2-й младшей группы МДОУ №69 г. Энгельса.

                    

     Cоздание игрового пространства

    Игровые роли

    Путешественники -  обучающиеся класса, родители, шефы. Ребята выступают  в роли «веселых человечков»:

    Капитан – командир класса. Он  дает команды, информирует о правилах игры.

    Умнички– информируют о книгах, устраивают выставки книг, занимаются подготовкой викторин, участвуют в конкурсах, олимпиадах.

    Городовички – рассказывают об истории и сегодняшнем дне родного города, организуют и проводят экскурсии, выставки, берут интервью, собирают материалы для газеты.  

    Трудовички – курируют трудовые дела, прилежную учебу, выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)

    Добрячки – организуют помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.

    Здоровячки – учат бережно относиться к своему здоровью, проводят и контролируют занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организуют походы, туристические слеты. 

    Игровой транспорт.

     Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Волге и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Энгельса на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.

    Карта путешественников. Карта прослеживает движение по тропам путешествия.

    Успешный Дневничок.

    1-й вариант: общий классный дневничок ведёт учитель, родители.  (1-2-й класс).

    2-й вариант: общий классный дневничок. Дети записывают свои достижения и победы в этот дневничок. Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами.(3-й класс)

    3-й вариант: такой дневничок  есть у каждого путешественника. (4-й класс)

    Уголок путешественника.

     В уголке находится список экипажа, девиз, анонсы предстоящих мероприятий, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций, смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.

            Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать, что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.  

                                    Модель игры

              Обучающиеся класса путешествуют по тропам по карте:

    у Городовичков – историческая тропа (экскурсии, встречи с интересными людьми);

    у Добрячков – экологическая тропа доброты и дружбы, патриотическая тропа.  Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – Защитников Отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы);

    у Здоровячков –  тропа здоровья и спорта (зарядка, физминутки, спортивные часы, соревнования, школа здоровья);

    у Трудовичков  –  трудовая (руководство дежурством по классу, организация выставок, субботников, трудовых операций, рейдов, акций и т. д.).

    у Умничек  - тропа познаний (конкурсы, олимпиады и т.д.)

    Этапы игры

    Подготовительный период

    1. Сбор заявок и классное обсуждение;

    2. Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;

    3. Мультимедийная презентация. ( Для того, чтобы  заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия»,  мы подготовили презентацию (Сопроводительный текст к презентации в приложении 1).

    Основной этап

    Старт игры – путешествия. Путешествие по тропам.

    Заключительный этап

    Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.

    Система поощрений

    Вручение игровой валюты «волгариков»

    «Дневничок успешности»

    Автографы героев игры и взрослых

    Благодарности от помощников в «Уголке путешественника»

    Грамоты героям игры.

    Диагностика результативности.

    Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

    Приложение 1.

    Заставка.                                                                 Слайд 1

    «О, Волга, колыбель моя!                                                 Слайд 2

    Любил ли кто тебя, как я…»

    Сказал когда-то так поэт.

    Прошло с тех пор немало лет,

    Но кто хоть раз в наш край попал,

    Душой добрей и чище стал!

                                                    

    Мальчишки и девчонки! А также их родители!                         Слайд 3

    А в путешествие-игру отправиться хотите Вы?!                        

    Тебя в игру мы приглашаем.

    Узнаешь ты про край родной.

    Оценишь ты и убедишься,

    Что нет другой земли такой!

    Чтоб путешествие начать

    Пора бы  роли нам раздать:

                                            

    Если знаний много, много                                                 Слайд 4

    Накопил ещё до школы,

    И желание учиться

    Не даёт остановиться,

    Хочешь ты дипломы получать

    И учиться только лишь на «пять»-

    То роль для тебя ясна

    Будешь Умничкой тогда!        

                                            

    Если любишь быть в движенье,                                         Слайд 5

    Хочешь знать о приключеньях,

    Читаешь книги о зверях,

    Народах, нравах, временах,

    То с ролью Городовичка

    Ты справишься наверняка!         

                                            

    Если ты всегда готов                                                 Слайд 6

    Помочь в беде любому,

    Найдёшь ты пару добрых слов

    Котёнку и больному,

    Не ждёшь наград и похвалы

    То в Добрячки скорей иди!

                                            

    Если знаешь всё, всё, всё                                                 Слайд 7

    Про режим и про питанье,

    И зарядка для тебя

    Не игра, не наказанье,

    И в спорте ты не новичок-

    Конечно, ты - Здоровячок!

                                            

    Если любишь ты трудиться,                                         Слайд 8

    Не лениться, веселиться,

    Любишь, чтоб везде вокруг

    Был и порядок, и уют.

    То роль твоя – твоё призванье:

    «Трудовичок» её названье!

                                            

    Так собирайся ж поскорей!                                         Слайд 9

    Возьми в поход с собой друзей,

    Родителей взять не забудь

    И – «В добрый путь!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа воспитательной работы 3 класс

    В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....

    Программа воспитательной работы 4 класс

    Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс

    Гла Тема воспитательной работы:    «Азбука коллективной жизни»- умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....

    Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"

    Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.  Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...

    Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

    Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...