Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
рабочая программа на тему

Насилевская Светлана Павловна

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ»

ПРОГРАММА  ВОСПИАТАНИЯ

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны.

Составитель программы:

учитель начальных классов

    Насилевская С.П.

2016 – 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы…………………………………………………………….. 3 - 4

Принципы реализации программы……………………………………………………4 - 5

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Восприятие окружающего мира…………………………………………………………..5

Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития………...5 - 6

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника……………………………………………………………...............................6

Правила человеческих взаимоотношений…………………………………………….6 - 7

Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности)…………...7 - 8

Правила игры и развлечений………………………………………………………………8

Гигиенические нормы человеческой жизни…………………………………………..8 - 9

Культура пользования предметами и вещами…………………………………………... 9

  1. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ………………………………………… .....10
  2. МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………....10
  3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………11
  4. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ…12 – 20
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..………21

Если учитель соединяет в себе

Любовь к ученикам и делу,

Он – современный учитель.

Л. Н. Толстой

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основанием для создания программы избраны научные концепции о социальной сущности человека, о становлении и развитии личности, о сознании как основе социальных связей, об отношении как содержании внутренней структуры личности, о ценностях и ценностных отношениях. Философской базой является идея гуманизма - признания Человека наивысшей ценностью.

Актуальность программы

              Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели.

        В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку современной культуры. Организованная педагогом деятельность и есть субстанция воспитания, тело процесса воспитания, доступное для восприятия и оценки.

              Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

Образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании Добра, Истины и Красоты.

              Задачи воспитания, исчерпывающие данную цель, следующие:

1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;

2. формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;

3. развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;

4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой;

6. вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях;

7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире;

8. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития;

9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

10. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы достойной личной жизни в контексте общественного развития.

Практически решение данных задач производится одновременно на всех ступенях программы, однако их содержательный вес и иерархия неодинаковы для разных периодов школьной жизни.

Принципы реализации программы

   Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса. Они отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

Отношения к этим ценностям, выработанные историческим ходом развития жизни человечества, и составляют содержательный стержень программы воспитания, потому что они в своей системе вбирают, вмещают в себя все частные ценности жизни и, следовательно, ценностные отношения современной культуры.

Наивысшие ценности и есть те основные пять объектов, которые передаются по социально-культурологической эстафете от поколения к поколению. Они вечны и независимы от социальных перемен и государственного устройства.

           Течение школьных лет обучения складывается из перехода детей из одной возрастной группы в другую. И каждая возрастная группа обретает особенную способность к присвоению, то есть, включению в свой внутренний личностный мир, одной из этих ценностей. Так, возникают пять отношенческих блоков, заполняющих содержательное поле воспитания:

Человек как наивысшая ценность и уважение человека как ценностное отношение.

Общество как социальное условие жизни человека - и признание безусловного исполнения законов общественной жизни как ценностное отношение.

Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение.

Природа как базовая ценность земной ниши для всех живых существ и любовь к природе как ценностное отношение.

«Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение человека к самому себе.

               Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения. С одной стороны, отношение как будто не существует: его разом не увидишь, его не измерить, не зафиксировать, оно не доказуемо и предметно не ощутимо. С другой стороны, пластика, мимика, слова, действия, реакции, поведение в целом – всё вкупе выдает существование отношения.

        Окружающая жизнь направляет своё влияние на становление единого гармоничного отношения по психологическим каналам: рациональному, эмоциональному и поведенческому. Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие. Подчеркнем ещё раз эту сложность воспитательного процесса: «отношение» есть, и «отношения» нет в реальной материальной практике человека. Оно, отношение, не имеет прямой разовой формы выражения, оно как связь субъекта с объектом интегрирует в себе разум, эмоции, действия субъекта. Оно интегративно, складывается и рождается из этих трех компонентов.

знание

Объект (ценность) эмоции отношение

умения

Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие.

Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее.

Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.

Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь

Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно на разум, эмоции и действия по формуле «осмысление – сопереживание – содеяние». Тогда деятельность становится реальным отношением. И только тогда организуемая педагогами деятельность детей являет собою плоть воспитательного процесса.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ.

Восприятие окружающего мира.

Общее отношение: земля есть общий дом для жизни растений, животных и человека.

1 – 2 класс.

Представление о зависимости всех живущих на земле от состояния нашей планеты. Представление об удивительной приспособленности жизни флоры и фауны к земному существованию. Представление о специфической жизни человека, которому приходится самостоятельно обеспечивать себе средства существования. Понятие об ответственности людей за сохранение природы.

Умение наблюдать окружающий мир. Умения смотреть на звезды, слушать птиц, шум леса, голос моря и реки (ручья), наблюдать за падением снега, дождем и грозой. Умение замечать свежесть утреннего пробуждения жизни, наполненность светом дня, вечернее угасание светлого дня. Умение описывать своё состояние утром, днем, вечером.

Умение наблюдать за поведением животных, Умение ухаживать за растениями и выращивать растения. Умения ухода за животными и заботы о них. Умение рассказывать о своих чувствах и мыслях при восприятии явлений природы. Умение отражать картину природы в рисунке, песни, стихах, движениях.

3 – 4 класс.

Представление и понятие о течении жизни. Наблюдения за движением жизни в природе и обществе. Умение описать течение собственной жизни и передать свои впечатления. Умение рассказать о поступке человека, выразить сочувствие ему.

Знание о сложности напряженной взрослой жизни. Умение сочувствовать человеку неблагоприятного состояния. Умение воспринимать человека с позиции доброжелательности Умение описывать внешний портрет человека. Умение рассказывать о поведении человека и воспринимаемых событиях.

Представление общих законов человеческой жизни на земле: не сорить на планете, беречь природу, бережно относиться к человеку, исполнять законы общественной жизни, помогать друг другу быть хорошим человеком, трудиться, выстраивая человеческую жизнь на земле.

Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития.

Общее отношение: на основе осознанных элементарных норм общежития и понимания их значения признавать их важность и проявлять желание их исполнения в повседневной жизни.

1 – 2 класс

Речевая культура. Понимание назначения хорошо построенной речи. Умения воспринимать речь, умение выстраивать собственную речь, ясную и понятную. Расширяющийся состав речевой лексики. Интонационные умения речи. Свободное владение элементарными нормами речевого этикета. Привычки речевого этикета. Умения обращаться к лицам общественных учреждений. Привычка тихой речи в общественных местах. Умение молчать.

Правило предметно-вещного обустройства - «Порядок, удобство и красота». Соблюдение повсеместной аккуратности и чистоты. Привычки аккуратности костюма, системного расположения учебных принадлежностей, умения соблюдать режим жизни. Умение бережного обращения с предметами и вещами. Привычка уважительного отношения к чужим вещам и предметам, не прикасаться и не использовать их в своих интересах. Умение пользоваться школьным гардеробом.

 3 – 4 класс

Представление о труде и профессиональной работе человека. Понимание значимости любой профессии. Интерес к профессиональной работе родителей, признание её важности и ценностности.

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника.

Общее отношение: учеба в школе - «маленькая работа» детей в контексте «большой» трудной работы взрослых.

1- 2 класс

Радость познания окружающего мира. Умение выполнять учебные задания добросовестно и красиво. Успешность выполнения учебных заданий.

Система элементарных общих умений учебного труда, обеспечивающих успех деятельности: четкая артикуляция речи; умение интонировать речь; слушать другого и высказывать согласие, меру понимания; удобно располагать учебные принадлежности для работы; умение сообщать о желании высказаться, умение читать текст с акцентом внимания на ведущих словах; умение рассказывать о виденном, услышанном, прочитанном;

3- 4 класс

умение обобщать информацию до одного тезиса либо одного слова; в решении проблемы выстраивать диспозицию данного и искомого; умение направлять речь слушателям; умение выслушивать другое мнение и высказывать своё собственное; умение читать и сообщать о впечатлении.

Привычка и потребность чтения книг. Привычка сосредоточенной интеллектуальной работы. Сочувствие успехам товарищей. Умение оказывать посильную помощь всем участникам учебной деятельности.

Представление о полезности и важности распорядка жизни и режима дня для успешного обучения.

Правила человеческих взаимоотношений.

Общее отношение: «Не посягать на другого человека».

1- 2 класс

Правило и умения приветствовать человека: обращение общее либо именное; пожелание здоровья либо доброго дня; выражение симпатии; произнесение вопроса о самочувствии.

Правило «Никого не беспокоить и быть приятным для окружающих».

Умение приносить извинения за беспокойство. Умение выразить радость по поводу встречи. Умение приветствовать группу людей. Умение приветствовать людей при входе в школу, при входе в библиотеку, магазин, киоск, театр... – всех, с кем начинаешь взаимодействовать. Умение быть сдержанным и вступать в разговор лишь при проявлении к тебе интереса.

Умения благодарить за общение, за помощь, за предоставленную услугу, за общее дело, за подарок, угощение, за проведенный учителем урок.

Умение произносить просьбу, не отягощая человека: просьба-вопрос, просьба-пожелание, просьба- раздумье, просьба-затруднение и т.д.

Умение проявлять знаки внимания и заботы по отношению к человеку: (подарки, сувениры, нежность, угощение, рисунки, книги, поделки).

Умение приносить извинения при оплошности, ошибке, отказе, невольной обиде.

3- 4 класс

Правило «Не позволять обижать слабого».

Умение высказаться в защиту обиженного. Умение произнести публично хорошие качества слабого. Умение поддержать слабого. Умение предложить наилучшие условия для слабого. Умение нежно обращаться с малышами.

Правило «Соблюдать различия поведения мальчиков и девочек».

Умение мальчиков уступать девочкам и прощать их неудачное поступки. Умение девочек заботливо и нежно относиться к мальчикам, просить их о помощи и защите. Умение мальчиков предлагать помощь девочкам. Умение девочек замечать достоинства мальчиков. Умение мальчиков избавлять девочек от грубости. Умение девочек быть красивыми. Умение мальчиков быть отзывчивыми и сильными. Умение девочек признавать силу мальчиков.

Правило «Успех человека встречать с радостью».

Умение радоваться удачам и достижениям каждого ученика. Умение находить положительное в действиях товарища даже при неудаче. Умение выслушивать человека по поводу его успехов и выслушивать человека о его проблемах. Умение утешать печального и не омрачать счастливого. Опыт положительного оценивания работы товарищей.

Правило «Почтительность по отношению ко взрослому, старшему, и ласковая заботливость по отношению к малышам».

Умение вставать при появлении старшего, до конца выслушивать старшего, не перебивая и не оспаривая при высказывании своего мнения. Умение предлагать наилучшие условия расположения старшего в данной ситуации. Умение предлагать старшему и малышам самое вкусное, самое красивое, самое интересное.

Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности).

Общее правило: «Нельзя не трудиться – так устроена жизнь человека.».

1 - 2 класс

Правило «хорошо выполненного дела». Навыки четкой организации учебного труда на уроке и дома. Умение осмысливать задание, умение определить порядок исполнения работы, умение оформить красиво работу, умение проверять правильность исполнения работы. Опыт положительного проживания успеха выполненной работы.

Правило «одного голоса». Умение речевого посыла для группы. Умение молчаливого знака о желании высказаться.

Правило «слышать, слушая». Умение воспринимать речь другого человека и воспроизводить её содержание. Умение выделять главное в услышанной информации.

3 – 4 класс

Правило «Сначала продумай, как делать, потом – приступай». Умение представить результат планируемого дела. Умение определить средства и способы действий. Умение планировать последовательность действий. Умение высказывать кому-либо о предварительном плане действий. Умение совместного обсуждения в группе плана работы.

Правило «заботы каждого о каждом». Умение сдерживать импульсивные желания и действия. Умение оказывать помощь только при просьбе о помощи. Умение наблюдать лица, жесты, позы товарищей, определять их состояние души.

Правило «все вместе, и каждый своё» в совместной групповой деятельности Умение подчиняться общему порядку. Умение исполнять свою роль в деле максимально хорошо. Умение вносить предложения по улучшению общего дела.

Правило «взаимной благодарности». Умение благодарить педагога за проведенные занятия. Умение благодарить товарищей за совместную деятельность. Умение благодарить любого человека за действия, полезные для тебя: родителей, учеников, учителя, технического работника, повара, дворника, нянечку, медсестру и т.д.

Правила игры и развлечений.

Общее правило: «Постарайся, чтобы игра доставляла удовольствие каждому участнику».

1 – 4 класс

Представление игры как способа отдыха. Опыт в игровой деятельности: подвижных играх, интеллектуальных играх, художественных играх, спортивных играх, социально-ролевых.

Правило честного соблюдения условий игры. Умение регулировать своё поведение в игре. Умение признавать победы и поражения. Умение благодарить всех участников за игру.

Правило «В игре всем весело». Умение ориентироваться на самочувствие играющих Умение наблюдать за участниками игры, так чтобы никого не обидеть. Умение победителя благодарить побежденного.

Правило осторожности в обращении с человеком. Способность регулировать свои эмоции. Умение «держать себя в руках». Правило легкого прикосновения в подвижной игре. Правило щадящей оценки в интеллектуальной игре. Правило признания особенности восприятия мира в художественных играх. Правило честности в спортивной игре. Правило морали в сюжетно-ролевой игре.

Гигиенические нормы человеческой жизни.

Общее отношение: «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano.»)

1 – 2 класс

Культурные привычки ухода за телом. Основные умения по сбережению здоровья. Основные умения укрепления организма: умения укрепляющих гимнастических упражнений, привычка к водным процедурам, привычная прямая осанка, привычная легкая походка, привычность режима дня, умение соблюдать гигиенические условия ночного сна, умение релаксации, уиение сохранять удобную и красивую позу во время работы и отдыха.

Культурные привычки ухода за одеждой. Представление о назначении одежды человека. Соответствие одежды условиям погоды и обстоятельствам. Бережливость по отношению к одежде. Умение «не замечать» одежды человека в общении с ним. Умение ухаживать за одеждой: хранить, гладить, стирать, чинить. Основные эстетические правила к одежде: «ничего лишнего».

3 – 4 класс.

Соблюдение чистоты своего организма, порядка, деликатности в этом вопросе. Умение пользоваться всей палитрой санитарно-гигиенических средств. Признание правила: «Зная об этой важной стороне жизни, не говорить о ней публично».

Культура питания. Представление о режиме питания. Представление об эстетике питания. Представление о совместном с другими людьми питании как форме общения. Умения пользоваться приборами, средствами человеческого питания. Умения приготовления простых блюд и угощений. Привычное соблюдение этики и эстетики питания. Умение угощать другого человека.

Культурные привычки использования жилища человека. Помощь родителям в уходе за жилищем. Умение наводить порядок на своем рабочем месте. Умение нести ответственность за порядок в классной комнате, в собственной комнате, в семейном доме и дворе. Система трудовых элементарных умений по обустройству жилища.

Культура пользования предметами и вещами.

Общее правило: «Все вещи и предметы, созданные трудом человека, имеют своего хозяина».

1 – 2 класс

Привычное исполнение правила «неприкосновенности собственности человека». Запрет на чужие вещи, не принадлежащие тебе. Бережное отношение к общественной собственности.

Привычка хранить вещи в определенном месте. Привычка менять одежду школьную на домашнюю.

3 – 4 класс

 Понимание цены вещам, купленным на деньги родителей. Правило запрета хвастаться вещами. Понимание, что вещи лишь помогают человеку, но не заменяют достоинства человека.

Правила поведения в общественных местах.

Общее правило: «Вокруг тебя люди – учитывай их интересы!»

1 -2 класс

Правило передвижения в общественных местах. Умение соблюдать правостороннее движение. Умение уступать дорогу идущим. Знания и привычное исполнение правил дорожного передвижения. Умения пользоваться общественным транспортом.

Умение проявлять посильную помощь в ситуации затруднений человека. Умение не смеяться над человеком, непохожим либо оказавшимся в странной ситуации. Умение просить постороннего человека о помощи, услуге.

Правила поведения в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, парке, на выставке. Умения «не мешать», «не сорить», «не трогать», «не кричать», «не выражать недовольства». Умение быть приятным окружающим: умение приветствовать, умение благодарить, умение высказывать просьбу, умение ставить вопрос, умение интересоваться мнением другого, умение извиняться за ошибку, оплошность.

3 – 4 класс

Правило «хорошего настроения». Умение не выказывать всем своего плохого настроения. Умение сдерживать своё бурное желание кричать и прыгать, не выражать грубо свою обиду и злость. Умение сообщать о своих чувствах, не обижая никого. Умение учитывать происшедшее с другим человеком, сочувствовать ему.  

Формы реализации программы

Формы реализации программы

Индивидуальные, групповые, массовые

теоретические

практические

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Экскурсии
  • Просмотр фильмов
  • классный час
  • дискуссии
  • родительские собрания в различных формах
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • занятия в кружках
  • досуговая деятельность
  • занятия в факультативах
  • занятия- практикумы
  • игры
  • акции
  • театральные постановки

Поле воспитания – всё пространство жизни школьника. Это жизненное пространство наполняется социальными отношениями, очерченными в Программе воспитания.

Методы воспитательной деятельности

  • Деятельный метод
  • Групповой – работа в разных группах на основе ротации и свободного выбора
  • Метод тренингов – психологических. Направленных на переосмысление Я – концепции и социальных, направленных на социализацию учащихся в социуме,
  • Метод « деловой игры».
  • Метод коллективного анализа деятельности, размышления,
  • Метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к происходящим событиям.
  • Метод тестирования и анкетирования

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации основных положений Программы воспитательной работы в рамках школы ожидается следующее:

Выпускник это личность, ориентированная на успех и максимально адаптированная к современным социальным условиям:

  • на общечеловеческие ценности;
  • ответственен за свои поступки и дела;
  • самостоятелен в выборе решений;
  • психологически раскрепощен;
  • творческий, способный к креативному мышлению;
  • интеллектуально развитый;
  • общественно активный;
  • готовый к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
  • организована система мониторинга качества воспитательного процесса;
  • усовершенствована работа с органами детского самоуправления;
  • организована эффективная работа с классными руководителями;
  • разработана модель взаимодействия «классный руководитель – родитель», «классный руководитель – психолог – социальный педагог – школьный инспектор»

Образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании Добра, Истины и Красоты.

Организаторская деятельность классного руководителя

I. организация воспитывающей деятельности.

Виды работ.

Содержание работы учащихся.

Анализ.

1

Общественно – полезная.

2

Познавательная.

3

Ценностно – ориентировочная.

4

Художественно – творческая.

5

Свободное общение, досуг.

II. Развитие коллектива.

Средства.

Содержание работы учащихся.

Анализ.

1

Коллективная творческая деятельность.

2

Самоуправление.

3

Влияние на межличностные отношения.

4

Традиции коллектива.

III Воспитание личности.(индивидуальный подход)

Средства.

Содержание работы с учащимися.

Анализ.

1

Изучение учащихся.

2

Работа с семьей

3

Работа с учащимися «Группы риска»

4

Работа с «малым коллективом». (учителя предметники, педагоги доп.обр.)

5

Помощь в организации самообразования и самовоспитания.

4 класс

Знание

Качество личности

Функциональная деятельность

Ценностные отношения

Дата

Гигиеническая культура и приобщение к ней.

1.Уход за своим телом:

- что такое гигиена;

- для чего надо мыть руки перед едой;

 - для чего надо принимать душ;

- кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах).

- аккуратность

- чистоплотность

- забота о своем здоровье

- каждый день мыть руки перед школьным завтраком;

- умение пользоваться салфеткой для рук;

- умение ухаживать за своим телом;

- задание в группах на куклах:

- правильно расчесать волосы;

- правильно почистить зубы).

Акция «Чистые руки».

Рыцарский турнир.

Праздник 8 марта.

Экскурсия в больницу.

Праздник Мойдодыра

2.Культура питания:

- для чего человек ест;

- что такое витамины;

- какие продукты необходимы организму;

- научить правильно сервировать стол;

- правила культурного поведения за столом;    

- для чего надо долго и тщательно пережёвывать пищу;

- забота о своем здоровье

- воспитанность

- сдержанность

- умение правильно пережевывать пищу;        

- умение правильной последовательности потребления пищи;                            

- задания дежурным:                          

  - накрыть стол к школьн. завтраку;        

  - напомнить ученикам помыть руки перед едой;

  - убрать стол после завтрака.

Классные часы о правильном питании.

Подготовка и участие в конкурсах на  знание   этикета, поведения за столом

3.Уход за одеждой:

- для чего нужна одежда;

 - виды одежды;

- соответствие одежды разным ситуациям;

- домашняя химчистка;

- соответствие одежды сезону и погодным условиям

- аккуратность

- бережное отношение к  вещам

- уважительное отношение  к чужому труду,

-  чистоплотность

  задания на труд:                            

- пришить пуговицу;                          

- изучение швов;

- правильно подобрать одежду соответственно ситуации и погоде;

- Игра "Белка в колесе";

Экскурсия в лес.

Классные часы, диспуты.

Рыцарский турнир.

Праздник 8 марта.

4.Уход за жилищем:

- кто живёт в пыли (о микробах);

- проветривание класса на переменах  и  его значение;

- для чего нужны комнатные цветы;

- чистоплотность

- забота о своем здо-ровье

- без напоминания убирать свое рабочее место;

- без напоминания проветривать класс;

- ежедневная уборка дежурными класса;

- уход за цветами класса;

Конкурс "Лучший дежурный"

Классные часы, беседа со школьным мед.работником.

Физическая культура и приобщение к ней

1. Физические упражнения для  совершенствования организма:

- для чего надо делать физические  упражнения;

 - в здоровом теле - здоровый дух;

- сколиоз и сутулость  (о  гигиене  учебной деятельности);

- подвижные игры на воздухе

- сила;

- выносливость;

- забота о своем здоровье;

- соблюдение правильной посадки во время урока;                                        

- задания в группах:

  - выбрать комплекс упражнений для

    утренней зарядки в классе;

  - придумать упражнения для физминутки;

День Здоровья.

Спортивная эстафета.

Шашечный турнир.

Кл. час "Береги платье с нова, а здоровье с молода".

Акция «Перемена – территория здоровья».

Веселые старты.

2. Язык тела:

- значение и язык жестов;

- искусство перевоплощения;

- жесты и выразительность речи.  

- сдержанность;

- разумность пользования жестикуляцией;

- физминутки-театр:                          

  - "Ты мышка, кошка

  - театр-экспромт: умение языком пластики и жестов выразить свое состояние;

Конкурс чтецов.

Исследовательская конференция «Юный изыскатель»

Игры по ролям.

Рыцарский турнир

Праздник 8 марта

3. Культура телодвижений:

- как нужно стоять у доски (на уроках);

- красиво и  некрасиво  (жесты,  походка  и т.д);

- воспитанность;

- разумное пользование жестикуляцией;

- соблюдение дистанции;

задание в группах:

- войти в класс быстро, спокойно, занять свое место;

- усадить девочек;

Кл.часы.

Конкурс чтецов «Дню поэзии»

Культура поведения человека: научение и приучение.

1. В общественных местах:

- как нужно вести себя на уроках,

перемене, на улице, в магазине;

- что значит "не мешай окружающим людям";

- что значит “Будь приятен окружающим людям”

 

- воспитанность;

- уважительное отношение к окружающим;

- вежливость;

- упражнения для тренинга (задание в группах):

  - тихо выйти из класса;

  - как правильно перейти улицу;

  - быстро и тихо поменять учебники на рабочем месте;

Игра "Магазин одной покупки"

Викторина "Я и улица"

Рыцарский турнир

Праздник 8 марта

Новогодний праздник.

Участие в неделе по ПДД.

2. В художественных заведениях:

- каким должно быть поведение в театре;

- каким должно быть поведение в музее,

художественной галерее;

- воспитанность;

- сдержанность;

тренинг: "Ты - зритель",

"Ты - экскурсовод",

"Ты - посетитель музея"

Посещение музея, ДЮТ

3. С незнакомыми людьми:

- как правильно обратиться к незнакомому человеку;

- что значит быть разумным и осторожным;

- какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома, на улице.

- уважительность;

- осторожность;

тренинг:

- обратиться к незнакомому человеку с  вопросом типа "Который час? Как пройти...?"

- вспомнить сложные ситуации и постараться найти их оптимальное решение.

Кл.часы по  этике.

Рыцарский турнир

4. На лоне природы:

- взаимосвязь человека и природы ;

- как нужно вести себя в лесу, парке, чтобы не навредить природе;

- для чего нужны деревья во дворе;

- откуда берется кислород, которым мы дышим;

- деревья - пылесосы (чтение);

- бережное отношение к природе;

- любовь к родному дому;

задание в группах:

- составь и провести инструктаж со своими товарищами на тему: "Наш класс в лесу", "Прогулка в своем дворе";

- сочинение на тему "Исчезли деревья"

Неделя науки.

Экскурсии  в природу.

Эссе.

5. Поведение мальчиков по отношению к девочкам:

- каким должно быть поведение мальчика по отношению к женщине; девочке;

- мальчик - будущий защитник отечества;

- кто такие рыцари;

- самый дорогой для тебя человек - мама;

 

- вежливость;

- мужественность;

- уважительное отношение друг к другу;

- забота о ближнем;

- любовь к маме;

- выполнение более тяжелой работы            

мальчикам во время классных дежурств;

- изготовление подарков-поделок для          

мальчиков, девочек, пап и мам.

тренинг:

- подать девочке руку;

- представить девочку членам своей семьи;

- пригласить девочку на танец;

- проводить девочку после танца на место.

Мамин праздник

День защитника отечества

Рыцарский турнир

Уроки этикета

Экологическая культура и приобщение к ней.

1. Природа как источник эстетического наслаждения:

- для чего нужны цветы;

- можно ли рвать первоцветы;

- Красная книга природы;

- что такое пейзаж;

- любовь к родному краю;

- бережное отношение к природе;

- наблюдательность;

- изготовление поделок из природного          

материала;

 - знакомство с пейзажем:

 - что такое пейзаж;

  - что изображает;

  - какие чувства вызывает;

Неделя детского творчества

Неделя окружающего мира

Конкурс творческих работ «Золотая осень

«Осенний бал»

4 неделя сентября

2. Способы общения человека с природой:

- что такое природное сообщество;

- что необходимо растениям;

- человек и природа;

- бережное отношение человека к природе;

- мини-сочинение  жалоба: "Я - луг",  "Я - лес",  "Я - озеро"

- уход за комнатными растениями:

  - подготовка почвы;

  - посадка растений;

  - дальнейший уход;

Уроки окр.мира.

 Кл  час «День Земли».

Викторина  " Богатство моей Земли"

3. Общение человека с животными:

- образ жизни диких животных;

- собака - друг человека (букварь);

- кошка гуляет сама по себе;

- хорошо ли птице в клетке;

- как помочь птицам зимой;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

- сострадание;

- рассказать о своих домашних животных;

- составить рассказ о посетителях кормушек за твоим окном;

Неделя наук.

Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».

4. Уход человека за животными:

- твои четвероногие друзья;

- ты в ответе за всех, кого приручил;

- зачем человеку кошка;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

задания по группам:                          

- составить памятку для владельцев собак; кошек;

- рассказать о своем животном;

Кл.час.

Проектная деятельность.

Конкурс фотографий к всемирному дню животных  «Мы за них в ответе»

4 неделя

Культура умственного труда

1. Книга как источник знаний:

- как появилась письменность, книги;

- для чего нужны книги;

- книга - твой друг в овладении знаниями;

- разнообразие книг;

- правила общения с книгой;

 - правила пользования статьей, выбор главного;

- любовь к книге;

- бережливость;

- аккуратность;

задания по группам:  

- составить памятку работы с учебником;

- с художественной книгой;

 

Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний: « Здравствуй, школа!»  

Читательские конференции на уроках чтения.

Тематические недели.

Конкурс на звание "Самый аккуратный ученик" (по сост. учебников).

Экран техники чтения.

Библиотечный час.

01.09.15

2. Культура восприятия информации:

- как надо вести себя на уроке;

- теперь ты ученик;

- что такое произвольное внимание;

- внимательность;

- сосредоточенность;

- сдержанность;

работа в группах над текстом:

- прочитать заданный объем текста;

- умение найти главное, существенное;

тренинг: "Ты - ученик";

- поведение во время объяснения нового материала;

- поведение на контрольной работе;

- поведение во время закрепления;

Игры:

"Третий лишний"

"Что изменилось"

"Разбей на группы"

3. Культура речи:

- как правильно задать вопрос;

- как правильно построить ответ на вопрос;

- правильное построение фразы с словами "потому, что", "поэтому";

- вежливость;

- уважительное отношение друг к другу;

- четкость речи;

работа в парах:

- обратиться друг к другу с просьбой о помощи;

- предложить помощь соседу по парте;

- спросить об интересующем тебя предмете.

игра "Теремок", отрабатываются:

- построение фраз;

- подбор слов, располагающих к говорящему;

- четкость доводов в пользу говорящего;

Беседы, игры.

«Живая газета», «Журнал-молния», «Книга рекордов Гиннесса», «Новогодний альманах», «Музыкальный словарь»

4. Культура письменной речи:

- правильное оформление работ различного рода в тетрадях;

- построение сочинений в зависимости от типа: описание, повествование;

- аккуратность;

- четкость в работе;

- ясность речи;

- написание писем;

- письма обращения и просьбы;

- письма поздравления;

- письмо приглашение;

Выставка лучших тетрадей

Поощрение лучших сочинений.

Конкурс «Письмо солдату».

Конкурс сочинений и стихов о матери

5. Культура постановки и решения проблем:

- что такое проблема;

- что значит "решить проблему"

- что значит "решить проблему вместе";

- ты в классе не один;

- вежливость;

- уважительное отношение друг к другу;

- внимательность;

предупредительность;

игра "Корзина грецких орехов":

- выявить суть конфликта;

- определить позиции участников;

- попытаться найти пути решения;

Уроки этикета

Культура физического труда

1. Труд, как средство создания материальных ценностей, их сохранение и приумножение:

- откуда взялись вещи (чтение);

- из чего сделаны карандаши, твоя рубашка;

 

- трудолюбие

- уважительное отношение к чужому труду;

- изготовление полезных поделок;

- изготовить к неделе детского творчества поделки к ярмарке;

Неделя детского творчества; Конкурс рисунков и поделок «Для милой мамочки - букет».  

День защитника отечества

2. Труд как способ украшения среды обитания:

- что было бы, если бы человек бросил работать;

- какой твой вклад в то, что тебя окружает;

- русское народное творчество;

- шедевры мировой культуры;

- трудолюбие

- уважение к русской

культуре;

- уважать чужой труд;

- уважение к великим

шедеврам;

- умение делать простые подделки народного творчества (дымка, хохлома, матрешки, свистульки);

Неделя детского творчества

Экскурсии в музей

Масленица

Праздник 8 марта.

Конкурс поделок из природного материала «Осенний сюрприз»

3. Труд как помощь другому человеку:

- бывает ли нужна тебе помощь другого человека;

- чем бы ты мог помочь маме, папе,

сестре, брату, другу;

- доброта;

- взаимовыручка;

- взаимопомощь;

тренинг:

- ты пришел в класс и видишь...

  - у друга порвался портфель;

  - испортился рисунок-

домашнее задание;

Твои действия?

День добрых сюрпризов

Уроки окр.мира.

День пожилого человека

Уроки труда

4. Труд - забота, труд - работа:

- что значит заботиться о ком-то;

- почему необходима наша забота малышам;

- о стариках;

- доброта;

- заботливость;

тренинг:

- в каких ситуациях чаще всего нуждаются в помощи малыши; старики;

тренинг:

- переведи старого человека через дорогу;

- помоги малышу, который потерялся;

Встреча с ветеранами Великой Отечественной

Войны.

Кл. час «День пожилого человека» Посещение и поздравление бабушек и дедушек.

Экономическая культура

1. Уважение финансовых средств другого  человека:

- что для тебя значит "это чужое";

- честность и порядочность в человеке – зачем они;

 

- вежливость

- честность

- уважительность;

- порядочность;

Игра "Нашел на дороге"

Вспомнить и рассказать о чувствах, когда у тебя украли или ты потерял любимую вещь;

Кл.часы по  этике.

Игры ролевые.

2. Иждевенчество малышей и старших:

- сколько ты "стоишь";

- чем ты можешь отплатить своим  родителям за их заботу;

- могут ли твои дедушки и бабушки  много и тяжело работать;

- твой возможный вклад в семейный бюджет

- вежливость

- послушание

- уважительность

- милосердие

- сдержанность в желаниях

игра-тренинг: "Хочу и надо"

игра-тренинг: "Магазин одной покупки"

- умение оценить желание иметь вещь и её "цену";

- умение отказаться от покупки;

Кл. часы по этике.

Игры ролевые.

3. Благодеяние как материальная экономическая помощь:

- что такое нищета;

- что такое голод;

- как бы ты помог тому, кто в беде?

- милосердие

- доброта

тренинг: Ты пришел и видишь:

- твой друг потерял свой школьный завтрак;

- на экскурсии у друга пропали деньги на мороженое;

 Твои действия?

Кл. часы по этике.

Игры ролевы.

Список литературы

1.Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методические рекомендации для работы с детьми.- М., 1994.

3.Гауткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4.Лихошерст Н.В. Деловая игра «Договорные отношения в классе». Справочник классного руководителя. 2009. № 12.

5.Лизинский В.М - Практическое воспитание в школе. М., 2002 год

6.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.,1997 год.

7. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994 год.

8. Е.М.Елизарова, Ю.А.Киселева. «Справочник учителя начальных классов». Издательство «Учитель» Волгоград, 2010 г.

9. Н.И.Дереклеева. «Справочник классного руководителя» 1-4 классы. Москва «Вако», 2004 г.

10. В.В.Шумилова, И.П.Кузнецова. «Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе». Издательство «Учитель» Волгоград, 2007 г.

11. Е.М.Тихомирова. «Сценарии школьных праздников» внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2007 г.