Детско-родительские отношения
материал (1 класс) на тему

Эпштейн Татьяна Валерьевна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskie_otnosheniya.rar582.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №3

Тема «Детско-родительские отношения»

Дата: 22 января 2015 года

Присутствовало: ______ ч.

2 слайд "Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней" (Алла Спиваковская)

Сегодня мы затронем очень актуальную тему -  "Детско-родительские отношения". Моё выступление будет состоять из небольшой теоретической части, затем будет практическая часть, в которой мы проведем небольшое тестирование.  

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, меняется и часто становится непонятен родителям. Личное дело каждого родителя - решать какого ребенка он хочет вырастить. В деле воспитания трудно давать общие советы. То, что подходит одному, совсем неприемлемо для другого. Поэтому подход психолога к каждой семье индивидуален. 3 слайд  Многими психологическими исследованиями доказано, что успешность воспитания детей стоит в прямой зависимости от личностного роста, гармонии и душевного равновесия родителей.

В период своего взросления ребенок переживает ряд кризисов, и родители должны знать и учитывать эти особенности иначе сложно будет понять, что происходит с ребенком, почему именно так, а не иначе ведет он себя в том или ином возрасте.

4 слайд  Любовь, принятие, уважение, понимание, которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, старайтесь быть с детьми искренними и честными, дети очень остро чувствуют фальшь.

Но порой  ребенок воспринимает родителей, воспитателей, учителей как карательный отряд, указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же основное закладывает семья. И ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на вас, родители.

5 слайд  Психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:

       1.Оптимальный тип, где бывает полное взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. Личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

       2. Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль) Такой тип отношений характеризуют: неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы ''растворяется'', становится нечетким. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия "можно-нельзя", ''хорошо-плохо'' ему не понятны. Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг малыша стену из любви, такие родители тормозят процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе. Они немедленно выполняют любое требование ребенка, часто даже предугадывая его. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Их ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным. Проблема становится особенно заметной при поступлении ребенка в школу. Он совершенно искренне не поймёт требований и запретов учителя, и будет проситься к маме. Навязанная неправильным воспитанием ребёнка его инфантильность проявляется в медленном развитии лобных функций мозга, и, если вовремя не обратить на это внимание, это может принять и необратимый характер. И тогда проблемы задержки в развитии могут перерасти в проблемы больного ребёнка.

       3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Все это, а также отсутствие внимания родителя, приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка.

Аспекты воспитания детей:
А на самом деле, чего же  хотят сами дети? Исходя из исследований, психологи выделили несколько пунктов.

  1. Основной уход (еда, тепло, одежда и т.д.)
  1. Обеспечение безопасности.
  1. Душевная теплота.
  2. Поощрение.
  3. Руководство и ограничение.
  4. Стабильность.
  5. Важно четко разделять отцовские и материнские обязанности.

Сегодня хотелось бы поподробнее поговорить о 2 типе – гиперопеке.

Надо отметить, что современные родители вообще стали  «более продвинутыми» в плане воспитания, чем предыдущее поколение.

Сегодня взрослые гораздо больше интересуются тем, как правильно строить отношения с детьми:  покупают специальную литературу, отдают детей в развивающие школы.

Все это правильно, и, действительно,  важно в какие- то моменты отдавать ребенку инициативу, давать возможность почувствовать себя важным и значимым, как говориться, в каких- то ситуациях «меняться ролями».  Но  не стоит забывать, что во всем нужно знать меру.

Сегодня много говориться о том, что в отношениях с детьми необходимо проявлять уважение: интересоваться мнением ребенка, не применять насилие и не  заставлять детей что-то делать.

  И тут некоторые родители настолько увлекаются этим самым уважением, что уже становиться непонятно, кто в семье устанавливает правила, ведь основной задачей становиться узнать  мнение или получить  согласие ребенка по всем важным вопросам.

Хочется обратить внимание, что когда психологи советуют родителям проявлять больше уважения к интересам ребенка, то как правило, основной целью является научить ребенка личным примером уважать мнение других людей и в первую очередь самих родителей 

Важно советоваться с детьми, но не перекладывать на них принятие решений, советоваться лишь по каким-то вопросам, а не подстраиваться под детские желания.

Проблема недостаточной любви к детям со стороны родителей обсуждается во всех СМИ,  на родительских собраниях в школах и детских садах… в то время как проблема чрезмерной любви практически не обсуждается.

Считается, что чуть ли не  единственной  причиной плохого поведения ребенка является  его желание таким образом привлечь к себе внимание родителей, но всегда ли это так?

Мне кажется, что иногда родители настолько увлекаются тем, чтобы «правильно» воспитать ребенка, что у них уже не остается времени на то, чтобы заниматься своими делами.

Бывают ли у вас ситуации, когда вы спрашиваете у ребенка, отпустит ли он вас в гости к тете Тане? Или  разрешит  ли сходить с папой в театр…  Понятное дело, что ребенок обычно категорически против разлучаться с мамой и (или) папой и требует остаться дома или взять его с собой. И вот вы уже звоните подруге и говорите, что ребенок вас не пускает... А возможно с грустным видом тащите его с собой в гости, где он весь вечер ползает по коленям знакомых, отвлекает, напрягает вас и не дает расслабиться.

Потом ребенок подрастает и уже не просится с вами в гости. Вы отдаете его в школу, но и там он продолжает занимать все ваше внимание и время:  отказывается учиться, ходить на уроки. Вы проводите беседы, объясняете, как это важно для его будущего, тратите деньги на репетиторов, лишь бы его не выгнали, но... Результаты, как правило,  не значительны и не постоянны.

В  чем же ошибка? Почему дитя, которое вы так трепетно растили, с которым советовались, учитывали его желания,  ведет себя не так, как хотелось бы?

Дело в том, что когда вы делаете ребенка центром своей жизни, ребенок  понимает, чтосамое главное, это его интересы, а не ваши.

Не уважая свои желания, занимаясь жизнью ребенка больше своей собственной, родители показывают, что их интересы не столь важны, как интересы ребенка.

Говорить о проблемах, связанных с чрезмерным вниманием к детям можно долго.  Недостаток любви,  как и слишком активное ее проявление, приводит к негативным последствиям. Хочется обозначить важные моменты в построении отношений родитель-ребенок.

Несомненно, самое важное, это давать ребенку чувство, что его любят.

Не забывайте, что все, что вы видите в своем ребенке – это в первую очередь ваше отражение. Если  хотите, чтобы дети Вас уважали – уважайте себя и свои интересы. Если хотите, чтобы жизнь вашего ребенка была интересной и насыщенной – делайте свою жизнь интересной.

Какими могут быть последствия избытка родительской опеки и внимания к детям? Раньше женщины заботились о доме и были погружены в домашние хлопоты, пока их дети развлекались на улице бесконечными забавами и играми. Женщины готовили на кухне супы, пекли сладости и занимались уборкой. Что же изменилось на сегодняшний день? Вместо работы по дому женщины больше беспокоятся о том, подпадает ли их ребенок под категорию «нормального», по мнению одногодок и по стандартам потребительской идеологии.

В наше время воспитание детей стало очень стрессовым, высокоорганизованным и конкурентным занятием и рассматривается как проект, который нужно выполнить.

В прежние времена дети были уверенными в себе и могли пойти в школу пешком или выбежать куда-то по поручению, несмотря на то, что это могло занять немало времени.

Многие родители рассказывают истории о том, как ходили в школу под дождем, несмотря на ветер и снег. Некоторые из этих рассказов в наше время могут показаться нелепыми. В наше время возник новый тип родителей, страхи которых причиняют вред здоровью и благополучию детей. Это родители, проявляющие чрезмерную заботу и опеку.

В возникновении феномена чрезмерной родительской опеки следует винить средства массовой информации, в особенности, сообщения о похищении и сексуальной эксплуатации детей. Естественно, что все мы хотим защитить своих детей от окружающего их насилия. Телевизионная реклама и объявления в газетах создают видимость, будто ужасающие события происходят непрерывно и прямо за углом соседнего дома.

Как ни крути, но трагедия одиннадцатого сентября 2001 года спровоцировала спекуляцию на терроризме в средствах массовой информации, что заставило родителей еще больше задуматься о безопасности детей. Страх порождает только страх и, к сожалению, средства массовой информации пользуются этим, распространяя все больше историй о похищениях, запугивании, надругательствах над детьми. В наше время родителей, которые позволяют детям свободно гулять, путешествовать, кататься на велосипеде и исследовать мир, осуждают и критикуют другие родители. Их считают безответственными и плохими родителями, которые подвергают своих детей опасности, но никак не родителями, которые развивают самостоятельность ребенка.

Существует миф, что для того, чтобы дети были счастливы, нужно оградить их от любых неприятных или грустных событий, то есть постоянно защищать их от огромного и страшного окружающего мира. Вот почему так много родителей отвозят своих детей в школы, если даже в этом нет необходимости. Многие решения также принимают родители. И проблемы решают тоже родители. Они же несут последствия за совершенные ребенком ошибки. Проблема чрезмерной опеки наиболее распространена в зажиточных семьях.

        Дети, испытавшие на себе чрезмерную родительскую заботу, вырастают избалованными, неуверенными в себе людьми, с заниженной самооценкой и боязнью самостоятельно принимать решения и пробовать что-либо новое. Дети, которые пугаются ответственности, склонны винить других, они чаще всего трусливы и скромны, либо высокомерны и заносчивы. Такие дети считаются эмоционально незрелыми для своей возрастной группы.

Как избавиться от привычки чрезмерно опекать своих детей

Избыток родительской опеки напрямую зависит от уровня уверенности родителей в себе, а также от уверенности в окружающем их мире. Родители, которые разрешают детям самостоятельно принимать решения, выделяют им много свободного времени на игры и на исследования внешнего мира, уверены в себе. Они оптимистичны, жизнерадостны и лучше будут веселиться, чем грустить. Такие родители честно рассказывают детям об авариях и трагедиях, которые случаются вокруг, что позволяет детям научиться смотреть на жизнь с уверенностью и самостоятельно оценивать такие события. Как только вы замечаете, что ваш ребенок начинает перекладывать на вас принятие решений, планирование своего времени, переживания и проблемы – значит, пришло время перестать его опекать.

7 Слайд  Положите край лени и измените повседневную рутину таким образом, чтобы ваш ребенок почувствовал себя независимым и ответственным. Дайте ему возможность делать ошибки и поощряйте проявление характера. Поверьте в вашего ребенка и заставьте его поверить в себя. Будьте отзывчивыми родителями – сопереживайте вашим детям, помогайте им, ведь вы не станете контролировать их, а это уже не будет проявлением чрезмерной опеки. Если заметите за собой возвращение к старой привычке – родительской заботе, то остановитесь и дайте ребенку расти, развиваться, исследовать, планировать, создавать, учится, делать ошибки, падать и подниматься.

Тест «Мера заботы»     8 слайд

 Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Категорически не согласен" - 1 балл. 

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. 

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

Утверждения.

1.  Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов     9 слайд

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

10 слайд  

Закончить моё выступление хочется словами 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Далее разное (классные вопросы, организация внеклассных мероприятий и т.д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений

Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....

Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения."Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу ж...

Cтатья Взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений агрессивного поведения у младшего школьника

Тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Исследование особенностей агр...