Родительское собрание " О воспитанности"
методическая разработка (3 класс) по теме

                                                               Данный материал поможет учителям в проведении собрания "О воспитанности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «О воспитанности».

Учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края

ОстренкоЛ.П.

Цели: способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся; формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности; познакомить с педагогическими идеями Д. С. Лихачева.

Форма проведения: семейная гостиная.

Участники собрания: учащиеся 3 класса, родители, разделенные на 3 микрогруппы, классный руководитель.

Оборудование: медиапроектор; презентация, магнитная доска; таблицы; бумага; маркеры; памятки «Советы Д. С. Лихачева»; задания для микрогрупп.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

- Дорогие мамы и папы, девочки и мальчики! Наша встреча в семейной гостиной посвящена культуре поведения. Культура поведения – понятие многогранное. Его составляющими являются: культура общения, культура речи, культура внешнего вида. (Показать слайд 1).

Отношение к нам других людей зависит от многих факторов, в том числе насколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим. Сегодня мы будем говорить об очень важном качестве человека, оно называется воспитанность.

(Учитель прикрепляет к доске карточки со словами воспитанный человек и невоспитанный человек.)

На собрании мы решим, какого человека можно назвать воспитанным, а какого невоспитанным.

  1. Знакомство с новой информацией.

- Сегодня мы познакомимся с мыслями ученого, председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. (Показать слайд 2 с фотографией Д. С. Лихачева). В 2012 году ему исполнилось бы 105 лет. В России и во всем мире любят и уважают этого человека. Он написал книгу «Письма о добром и прекрасном». (Показать слайд 3 с изображением книги). Эта книга составлена в форме писем, адресованных молодому поколению. Одно из писем называется «О воспитанности». Обращаясь к читателям, Д. С. Лихачев говорит: «Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родителями».

3. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

(Показать по очереди слайды 4-9). Ученики решают, какой из представленных поступков может совершить воспитанный, а какой невоспитанный человек.

Слайд 4. Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, то он ____ человек.

Слайд 5. Если человек вежлив со знакомыми, а с домашними раздражается по каждому поводу, то он ___ человек.

Слайд 6. Если человек не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, то он ____ человек.

Слайд 7. Если уже во взрослом состоянии человек принимает помощь родителей как должное и не замечает, что они уже сами нуждаются в помощи, то он ____ человек.

Слайд 8. Если человек громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки, то он ____ человек.

Слайд 9. Если человек любит шутить над женой (мужем) или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то он ____ человек.

  1. Осмысление.

- Теперь подумаем над тем, как ведет себя воспитанный человек. Для этого будем читать письмо Д. С. Лихачева вместе с родителями. Перед каждой группой лежат разные тексты - это отрывки из письма «О воспитанности».

Работая в парах (родители и дети), вы должны выбрать словосочетания о воспитанном человеке. Затем всей группой вы напишите эти словосочетания на карточках. Мы прикрепим их к доске и сделаем вывод о том, как должен вести себя воспитанный человек.

Цитата для группы 1. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, институте, на работе, в магазине и автобусе. Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи… Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей… были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Цитата для группы 2. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

Цитата для группы 3. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать на себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. Не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, природе, животным и птицам, растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где ты живешь…

Представители групп выходят к доске и прикрепляют карточки. В результате обсуждения цитат участники собрания приходят к выводу, что воспитанный человек хочет и умеет считаться с другими, собственная вежливость ему не только привычна и легка, но и приятна, он в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим.

  1. Рефлексия. Получение обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы.

Учитель раздает группам карточки, на которых написаны ситуации или вопросы. Предлагается найти и исправить ошибки в поведении участников ситуаций или ответить на вопрос.

Карточка для группы 1.  Миша сидит, развалившись за столом, локти на столе, во рту много пищи. Он громко рассказывает интересную историю.

Карточка для группы 2.  Почему перед тем, как выйти на улицу, надо посмотреть на себя в зеркало?

Карточка для группы 3.  Витя увидел своего друга в салоне автобуса и закричал: «Эй, Максим, привет! Иди скорей сюда, тут место есть».

- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака, которое называется «Урок вежливости». Подумайте, о чем это стихотворение, о каких правилах поведения здесь идет речь?

Учитель (или ученики) читают стихотворение.

- О чем это стихотворение? (О вежливости, о воспитанности.) Кто главный герой стихотворения и сколько ему лет? Чему его учили? (Быть воспитанным). Научили ли его этому? Вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть воспитанными во всем и всегда. Не только детям, но и всем людям хочется, чтобы их друзья, соседи, незнакомые прохожие уважали бы их и не делали им замечаний. Секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

- О чем мы сегодня говорили? С мыслями какого выдающегося человека вы познакомились? Какую книгу он написал? Как называется письмо, которое мы читали и обсуждали? Кого можно считать воспитанным человеком? Обращаясь к родителям и детям в своем письме «О воспитанности», Д. С. Лихачев просит запомнить его советы. (Показать слайд 10).

Запомни!

  1. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
  2. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь.
  3. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

- И еще по секрету: получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Чтобы вы запомнили правильные советы, мы с родителями сделали памятки. Читайте их чаще всей семьей, и они помогут вам быть настоящими воспитанными людьми.

(Учитель раздает семьям памятки.)

- Дорогие ребята и уважаемые родители, наша встреча в семейной гостиной подошла к концу. Я советую вам быть всегда вежливыми и всегда соблюдать правила культуры поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Использованная литература.

Делекреева Н. И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых. М. 2000.

Ж-л «Начальная школа» №2, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «О воспитанности»

Слайд 2

"О воспитанности" Семейная гостиная

Слайд 3

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слайд 4

ВОСПИТАННОСТЬ Воспитанный человек Невоспитанный человек

Слайд 5

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (1906 – 1999гг.)

Слайд 7

«Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными»

Слайд 8

Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, то он __________________________ Невоспитанный человек

Слайд 9

Если человек вежлив со знакомыми, а с домашними раздражается по каждому поводу, то он __________________________ Невоспитанный человек

Слайд 10

Если человек не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, то он __________________________ Невоспитанный человек

Слайд 11

Если уже во взрослом состоянии человек принимает помощь родителей как должное и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, то он __________________________ Невоспитанный человек

Слайд 12

Если человек громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки (пусть это будут даже его маленькие дети), то он __________________________ человек и никогда не сделает воспитанными своих детей. Невоспитанный человек

Слайд 13

Если человек любит шутить над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то он __________________________ Невоспитанный человек

Слайд 14

Воспитанный человек

Слайд 15

Умеет не мешать другим Тактичен и вежлив Опрятен в одежде Умеет слушать других Бережно относится к миру и обществу, к природе, птицам, растениям и животным Не ведет себя громко Не совершает дурных поступков Строго выполняет обещания Экономит время других Не важничает, не задирает нос Имеет хорошие манеры Знает правила поведения в обществе, в гостях и дома, в театре, со старшими и младшими Воспитанный человек

Слайд 16

Миша сидит, развалившись за столом, локти на столе, во рту много пищи. Он громко рассказывает интересную историю.

Слайд 17

Почему перед тем, как выйти на улицу; надо посмотреть на себя в зеркало?

Слайд 18

Витя увидел своего друга в салоне автобуса и закричал: «Эй, Максим, привет! Иди скорей сюда, тут есть место».

Слайд 19

Запомни! В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. 2. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. 3. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

Слайд 20

"О воспитанности" Семейная гостиная



Предварительный просмотр:

) «Рай истинный или ложный» 10 передача «Дети и наркотики»
Ссылка 
http://isi-vuz.ru/iskusstvo-zdoroviya/audio.php

с участием Калабалина Антона Семеновича — руководителя педагогического музея А.С.Макаренко, Целинского Бориса Прокофьевича — Ведущего научного сотрудника национального научного центра наркологии

2) «Воспитание ответственностью» Ссылка http://youtu.be/y0v079oYD50

с участием Калабалина Антона Семеновича — руководителя педагогического музея А.С.Макаренко

3) «Риски употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Если мой ребенок употребляет наркотики? Советы врача-нарколога»  Ссылка http://youtu.be/EK6uZ-9ytjc

с участием Булатникова Александра Николаевича, доцента кафедры наркологии Российской медицинской академии последипломного образования, к.м.н., доцент

4) «Семейные ценности» Ссылка http://youtu.be/NiplGEGT7UQ

с участием Калабалина Антона Семеновича — руководителя педагогического музея А.С.Макаренко и Зарецкого Владимира Валентиновича – директора Федерального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобрнауки России

5) «Риски воспитания в семье» Ссылка http://youtu.be/JU_G6tq3Oq4

с участием Зарецкого Владимира Валентиновича – директора Федерального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобрнауки России и Калабалина Антона Семеновича — руководителя педагогического музея А.С.Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"

презентация к родительскому собранию "Мудрость воспитания"...

Родительское собрание "Стили воспитания"

Как быть для ребёнка авторитетом? Как научить его отвечать за свои поступки? Давайте поможем родителям в этом разобраться....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

родительское собрание. Трудовое воспитание в семье

необходимость трудовых обязанностей для ребенка...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.  Педагог К.Д. Ушинский писал: ...