Главные вкладки

    Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников
    методическая разработка на тему

    Фисенко Наталья Анатольевна

    Материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников по п"рограмме " Преемственность между детским садом и начальной школой

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников

    (преемственность между детским садом и школой)

    Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

    Психологическая подготовка к школе

    Важнейшая задача родителей- психологическая подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает ваш ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения от поступления в первый класс.

    Важно вместе с ребенком выбирать учебные принадлежности для школы, объяснять, для чего они необходимы, рассказывать о самой школе, о школьном распорядке. В вашем настрое не должны звучать пугающие нотки. Нельзя ребенку говорить, что в школе ему будет трудно, что будет много заданий. Сформированный в дошкольном возрасте страх приведет к снижению познавательной мотивации.

    Однако и говорить о том, что обучение принесет только радость и удовольствие тоже не стоит, иначе дошкольник, придя в школу, быстро поймет, что его обманули, испытает горькое разочарование и даже отвращение к обучению.

    Нужно попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе. Для начала проверьте, какие представления у него уже сформированы, задав простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает- появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое.

    Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать, ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с друзьями.

    Физическая подготовка к школе

    В дошкольный период закладываются базовые предпосылки для нормального физического развития и здоровья ребенка. Исследования ведущих детских психологов показали, что развитие основных физических навыков оказывает непосредственное влияние на формирование психики ребенка, включая не только его мышление и развитие логических способностей, но и речевых навыков.

    Сегодняшняя школьная программа предполагает высокие нагрузки для семилетнего ребенка. Справиться со всем объемом заданий может хорошо развитый, в том числе и физически, дошкольник, поэтому физическому развитию ребенка нужно также уделять большое внимание.

    К тому же школьная программа предполагает подготовку ребенка к обучению письму, для чего малышу необходимо иметь развитую мелкую моторику рук. Развивать мелкую моторику рук необходимо с самого раннего детства не только потому, что это способствует хорошей подготовке к школе, но и потому, что развитие этой группы мышц оказывает положительное воздействие на формирование тех участков мозга, которые отвечают за развитие речи. Такое воздействие объясняется близким расположением участков, отвечающих за координацию движения пальцев и речевые навыки. Поэтому тренировка одного участка оказывает положительное влияние на развитие соседней области мозга.

    Обучить ребенка правильной позе за столом, умению правильно держать карандаш или ручку необходимо в раннем дошкольном возрасте, чтобы при поступлении в школу этот вид деятельности не казался ребенку занятием непосильным.

    Для развития мелкой моторики рук очень полезны детские раскраски, в которых много мелких деталей, различных спиралеобразных и волнистых контуров. Закрашивая их, ребенок учится правильно держать карандаш, не выходить за рамки деталей, вовремя останавливать движение руки, тренирует группы мышц, которые используются при письме. При этом полезнее пользоваться не фломастерами, а цветными карандашами, так как в этом случае напряжение мышц руки значительно сильнее.

    Хорошо развивает мелкую моторику рук лепка изделий из глины или пластилина, расстегивание и застегивание пуговиц. Пуговицы можно частично заменять крючками, значками и брошками, застежками для бус, шнурками для завязывания и развязывания узелков. Полезно перебирать мелкие предметы.

    Готовность к обучению грамоте

    Несколько слов о формировании речи ребенка. В процессе формирование личности речь в начале ребенок использует только как средство общения. Несколько позже к 7 годам у ребенка развивается внутренняя речь, которая формируется в процессе разговора его вслух с самим собой во время игр или выполнения каких- то заданий. Позже она обеззвучивается и переходит из внешней во внутреннюю форму. Такая форма речи позволяет ребенку решать логические задачи, уяснять ход выполняемых действий, проанализировать свои поступки, перевести на словесный язык свои чувства и таким образом получить опыт.

    К 6- 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает единственное и множественное число, словарный запас его не менее 3000 слов, знает и умеет применять на практике основные законы словообразования, речь становится развернутой и связной. Вот несколько заданий- тестов по проверке развития речи.

    1.Назови детенышей животных: корова, собака, кошка, лошадь, овца, верблюд, курица, олень.

    2.Назови эти слова во множественном числе: сова, воробей, лес, поле, цветок, лист, стена.

    3.Определи, какие из слов начинаются с гласного звука: озеро, берег, гриб, арбуз, утка, гусь, мама.

    4.Образуй пары слов: я гуляю, мы, вы, ты, он, они.

    5.Назови времена года, месяцы, дни недели.

    6.Подбери слова с противоположным значением: холод, шум, добрый, сидеть, бегать, смех, высокий.

    7.Из каких двух слов составлены следующие слова: пароварка, пылесос, зоопарк, большеголовый.

    8.Какое слово лишнее: отец, бабушка, мать, сосед, дочь.

    9.Найди ошибки в высказываниях: Папа младше сына. Сын старше мамы. Папа младше дедушки. Мама старше бабушки.

    К моменту поступления в школу ребенок должен уметь составить связный рассказ на заданную тему, отгадывать загадки, заучивать и выразительно читать небольшое по объему стихотворение, рассказывать небольшие по объему русские народные сказки.

    Знания по окружающему миру

    К моменту поступления ребенок должен обладать определенным набором знаний об окружающем мире: знать свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес и страну, в которой живет, иметь представление о временах года, месяцах, погодных явлениях, знать основные виды домашних и диких животных, насекомых, птиц, обитающих в данной местности, различать дни недели и их последовательность, временные периоды суток (утро, день, вечер, ночь), знать особенности основных профессий.

    Нормы развития по математике

    1.Знать счет до 10 и обратно.

    2.Уметь соотносить цифры с количеством предметов.

    3.Выполнять простейшие арифметические действия (сложение и вычитание) в пределах десятка.

    4.уметь делить предмет пополам, на четыре части.

    5.Иметь представления о длине, ширине, высоте предмета.

    6.Знать основные геометрические фигуры, находить их отличия.

    Таким образом, к тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речи идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. У ребенка дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще не умеет. Дошкольник может в деталях запомнить, например, разговор взрослых, не предназначавшийся для его ушей, если этот разговор, чем- то привлек его внимание. Но сосредоточиться долго на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А между тем это умение необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана- делать не только то, что хочется, но и то, что надо.

    В заключении еще раз хочется напомнить основные критерии готовности к школе.

    1.Нормальное физическое развитие.

    2.Желание учиться. Речь идет о воспитании истинной причины стремления- приобретении знаний.

    3.Управление своим поведением.

    4.Владение приемами умственной деятельности.

    5.Проявление самостоятельности.

    6.Отношения к товарищам и взрослым.

    7.Отношение к труду.

    8.Умение ориентироваться в пространства тетради (вправо, влево, вверх, вниз).

    «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

    Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

    Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.

    1. "Готовность к школе". Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать....

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

    Материал для проведения собрания для родителей будущих первоклассников с презентацией, буклетами, полезными рекомендациями для пап и мам....

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

    МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н. Куликова»     Родительское собрание для родителей будущих первоклассников       Учитель: Севостьянова Г.А....

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

    Цель родительского собрания:Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....

    Материал к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников

    Цель собрания:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:·         Познакомить родителе...

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

    Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....