Родительское собрание "Особенности образовательной системы Школа -2100"
методическая разработка (1 класс) на тему

Галанова Наталья Евгеньевна

В материале рассматриваются особенности образовательной системы "Школа 2100", её основные подходы и принципы,  отличие от других образовательных систем. Представлено описание учебной книги "Букварь", даны советы родителям по организации учебной деятельности по данной образовательной системе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с особенностями

образовательной системы «Школа 2100»

(из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Добрый вечер, уважаемые родители!

Хотелось бы познакомить Вас с особенностями образовательной системы «Школа 2100». Сегодня современная школа имеет два пути получения знаний: либо давать детям готовые знания, либо развивать умения добывать эти знания.

Какой путь Вам больше нравится? Если в новых условиях продолжать «накачивать» ученика знаниями, то ребенок сегодня не научится решать жизненные проблемы, с которыми ему так часто приходится сталкиваться в современном мире. Поэтому сегодня в информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться. Это и является главной целью новых образовательных стандартов второго поколения.

По окончании школы ребёнок будет владеть следующими умениями, которые помогут нашим детям быть успешными в современной жизни. Это такие умения как:

  • умение общаться;
  • умение адаптироваться к ситуации; 
  • умение ориентироваться в мире;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • уметь заботиться о других, быть нравственным человеком;
  • сохранить здоровье;
  • умение ставить цель и добиваться ее.

Развитие этих умений является главной целью ОС «Школа 2100». В основе образовательной системы «Школа 2100» лежит деятельностный метод. Основная особенность этого метода заключается в том, что новые понятия дети «открывают» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель на уроке выступает не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учеников. По традиционной же методике, учебный материал преподносится детям в готовом виде. Очевидно, что знания, которые ребенок «открыл» сам, наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Ведь включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию.

Система «Школа 2100» включает в себя разноуровневое обучение (принцип минимакса) (слайд 7). В соответствии с этим каждый ребенок осваивает учебный материал в том объеме, который ему доступен и необходим, т.е. ученику предлагается учебное содержание на высоком уровне трудности (уровне «максимума»), нижний уровень - это то, что учащийся как минимум обязан усвоить. Таким образом, ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом знаний, а ученик очень сильный возьмет всё, что ему дают, и пойдёт выше.

Эта система развивает интерес к предметам. Я считаю, что невозможно добиться хороших результатов в обучении, если у школьников низкий интерес к предмету. Для его развития и закрепления в учебниках предложено достаточно много упражнений, интересных по содержанию и по форме (головоломки, кроссворды, ребусы, задачи на смекалку, расшифровки и т.д.).

Учебники очень красочные, яркие. Некоторые учебники, например «Букварь» сделан в форме тетради на печатной основе, т.е. это учебник - тетрадь. Предусмотрено, что ребенок самостоятельно работает в учебнике ручкой или карандашом.

Остановимся подробнее на учебнике по обучению грамоте. «Букварь» -  это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития умения читать и писать. В том одна из главных особенностей «Букваря» и его существенное отличие от других букварей (слайд 8). Левая страница каждого разворота - это страница, прежде всего, для тех, кто учится читать, но уже читающие первоклассники работают по ней: участвуют в беседе, думают над лексическим значением слов и т.д.. Правая страница каждого разворота - это текст для читающих детей. Этот текст набран полужирным шрифтом. Однако в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать. Эти слова напечатаны светлым шрифтом. Постепенно, слов, которые могут прочитать все дети становится всё больше и больше, и в конце «Букваря» все слова и тексты на обеих страницах по виду уже не отличаются. Это значит, что весь класс научился читать!

Такая особенность оформления страниц «Букваря» принципиально важна: она позволяет каждому ребенку видеть каждый день свое продвижение вперед, собственный успех.

Конечно эта система, как и все друге развивающие программы требуют больших усилий, так как объем материала очень большой, сложный, темы обширные, но они настолько интересные, в такой доступной форме, что иногда трудность материала даже не заметна (в течении всего курса обучения с 1 по 4 класс мы затрагиваем материал как 5 класса, так и 7, но конечно же на доступном для детей уровне).

А сейчас хотелось бы дать несколько советов (советы для родителей представлены в презентации на слайдах 9 – 11).

Образовательная система «Школа 2100» - одна из четырех государственных систем РФ. Реализующие ее учебники используются в школах с 1992 года. Все учебники прошли многолетнюю апробацию во всех регионах России и входят в Федеральный перечень учебной литературы. В 2005 году Образовательная система  «Школа 2100» прошла комплексную экспертизу всех материалов в Российской академии образования и была признана современной личностно ориентированной развивающей образовательной системой нового поколения. В 2008 году авторский коллектив, разработавший образовательную систему «Школа 2100», был удостоен высшей награды России в области образования премии Правительства Российской Федерации. За подобную деятельность - теоретическую разработку и практическую реализацию образовательной системы - такая премия в истории России вручается впервые.

Проработав по этой системе, более 10 лет, я могу сказать, что образовательная система «Школа 2100» очень эффективна. Исходя из личной практики, я заметила, что дети, обучающиеся по этой системе:

  • почти всегда спокойно отвечают у доски;
  • умеют чётче и яснее излагать свои мысли;
  • не боятся сделать ошибку;
  • более активны и самостоятельны;
  • не боятся высказывать свою точку зрения;
  • лучше обосновывают свои ответы;
  • чаще проявляют нестандартность и творчество;
  • более  рассудительны, осмотрительны и серьёзны в своих действиях;
  • непринуждённы и смелы в общении со взрослыми, легко вступают с ними в контакт;
  • обладают отличными навыками самоконтроля, в том числе и в сфере взаимоотношений и правил поведения.

Я считаю, что при использовании деятельностного подхода, который лежит в основе этой образовательной системы, возрастает познавательная активность, творчество, раскрепощённость обучающихся, снижается утомляемость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Формировать, давать знания. 2. Развивать умения Два пути современной школы:

Слайд 3

Если в новых условиях продолжать «накачивать» ученика знаниями…

Слайд 4

Умение ставить цель и добиваться ее Сохранить здоровье Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Умение ориентироваться в мире Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Самостоятельно добывать и применять знания

Слайд 5

Образовательная система «Школа 2100» Помочь каждому стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком .

Слайд 7

Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. МИНИ МАКС На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.

Слайд 9

Традиционная методика «Школа 2100» Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.

Слайд 10

Традиционная методика «Школа 2100» Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.

Слайд 11

Традиционная методика Не судите об успехах ребенка по одним отметкам . Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему. Об успехах ребенка судят по отметкам, которые поставил учитель. Все делятся на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»)! Дети будут оценивать себя сами! Каждый может быть лучшим в чем-то своем! «Школа 2100»

Слайд 12

Что же означает название? Век, в котором мы живем Бесконечность Живем в настоящем, готовя будущее! Школа 21 ∞


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образовательная система Школа 2100»

Материал к родительскому собранию в 1 классе....

Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)

Рабочая программа по курсу «Русский  язык»  (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...