Этапы становления речи
консультация (1 класс) на тему

Лёвина Татьяна Александровна

Характеристика речи ребёнка по возрастам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivaetsya_rech_rebenka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА.

Возраст

Развитие речи ребенка

Ранний

возраст

(от рождения

до 2 лет).

   Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

   К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); усвоение лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Младший дошкольный возраст

(от 2 до 4 лет).

   К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Но некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «р» и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые свистящие звуки звуками «ть», «дь», неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков «с», «з», нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).

    На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения. Речь детей в основном носит ситуативный характер, со стороны произношения еще недостаточна чиста и правильна.

Средний дошкольный возраст

(от 4 до 5 лет).

   К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

   Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 7 лет).

   К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

   К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную грамматическую речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

   Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш учиться говорить, - правильно и чётко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого ёще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

   В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп, шел – пошел, играл – играли – играла (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием –ов, -ев: ковров, окнов, карандашов); строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К. И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

   Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. В момент произнесения речевого звука происходит сближение или смыкание отдельных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба) с неподвижными частями: зубами, альвеолами, твердым небом.

   Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

   В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 – 3 года вместо звука ш ребенок сначала может произносить звуки ть,т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 – 4 года – звуки сь, с («сяпка», «сапка»), затем может быть смягчённое произнесение звука ш («шяпка») и, наконец к 4 – 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков.

   Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 – 4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5 – 6 годам).

   В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов.

   На первоначальном, подготовительном этапе происходит дозревание отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – кора головного мозга, и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (дыхания, голоса, артикуляции).

   Следующий этап – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов.

   Третий этап – с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она ситуативного характера, недостаточно совершенна).

   Последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.

   Овладение речью и дальнейшее её формирование находится в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы становления первоклассника. Формирование и развитие внимания в период адаптации.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погру...

Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом

Этапы становления метода проектов в школьном образовании                   в России и за рубежом...

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точкой зрения на этапе становления способности к самообразованию.

Цель дискуссии - развитие умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы, учить рассуждать, анализировать и обобщать факты,делать выводы на основе данных.Дети учатся оценивать творч...

Этапы становления первоклассника

Этапы становления первоклассника. Формирование и развитие внимания в период адаптации....

Основные этапы становления процесса письма в филогенезе

Изучение процесса письма известными исследователями...

Становление речи

Становление речи...

«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...