Адаптация ребенка
материал по теме

Гакаме Эльмира Арамбиевна

Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий дальнейшее развитие его организма и личности. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка. Младший школьный возраст- это новый этап возрастного развития ребенка, этап смены ведущей деятельности на учебную. Ребенок сталкивается с новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой, и т. д. Приспособление к этим новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация ребенка44.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Испытание школой.

Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий дальнейшее развитие его организма и личности. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка. Младший школьный возраст- это новый этап возрастного развития ребенка, этап смены ведущей деятельности на учебную. Ребенок сталкивается с новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой, и т. д. Приспособление к этим новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка.

Как ребенок справится с таким функциональным напряжением?

Как помочь ему успешно преодолеть трудности адаптации к школьным нагрузкам без ущерба для его здоровья?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимы минимальные знания о функциональных возможностях ребенка, зависящие от физиологической и психологической зрелости.

Адаптация к школе.

Сначала вспомним : адаптация - сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

Адаптация к школе - длительный процесс, включающий ряд этапов.

Первый этап - ориентировочный , когда на весь комплекс новых воздействий , связанных с началом систематического обучения , организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма . Это " физиологическая буря". Второй этап - неустойчивое приспособление , когда организм ищет и находит близкие и оптимальные варианты реакции на внешние воздействия . Если на первом этапе затраты организма чрезвычайно велики и организму приходится тратить все ресурсы , которыми он располагает , то на втором этапе эта цена снижается и буря начинает утихать.

Третий этап – относительно устойчивое приспособление , когда организм находит наиболее приемлемые для него варианты реагирования .

Условно комплексный процесс адаптации первоклассника к школе можно разделить на две составляющих: учебно–психологическую и социально – психологическую адаптацию.

Как же происходит адаптация к школе?

Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний , длительное нахождение в вынужденной сидячей позе , общение в разнородном коллективе , вызывает напряжение организма . Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем . Например , при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 % , а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту , артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови .

Адаптация к школе - длительный процесс. Для успешного обучения школьника необходимо учитывать особенности адаптационного периода у каждого ребенка индивидуально.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному . Здесь тоже можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения . Это при благоприятном стечении всех обстоятельств . Это проявляется в том , что ребенок привыкает к коллективу , ближе узнает своих одноклассников , приобретает друзей . Э та группа детей о которых можно сказать , что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей , благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение , активное отношение к учебе , желание посещать школу , добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя .

Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни . Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной . Не сразу выполняют нужные требования , часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами ( дерутся , капризничают , жалуются , плачут ). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Третья группа детей встречается в каждом классе ( примерно 14 % ). Это такие дети , у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации ,примерно до 1 года . Такие дети отличаются негативными формами поведения , устойчивыми отрицательными эмоциями , нежеланием посещать школу и учиться .Часто именно с этими детьми не хотят дружить ,сотрудничать , что вызывает новую реакцию протеста : они ведут себя вызывающе , задираются , мешают проводить урок.

« Острая » адаптация.

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения. Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, Иными словами организация режима дня. Ритм жизни , режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности ( уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд ) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться . Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний . Установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и учителей. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Некоторые трудности в межличностных отношениях ребенка со сверстниками предопределяет стиль семейного воспитания. Сотрудничество поможет индивидуально решать проблемы ребенка. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации . Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя. Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу.

Адаптация закончена успешно.

Успешность протекания адаптационного периода можно по этим критериям:

1.Положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его.

2.Адекватное восприятие школьных требований, легкость усвоения учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

3.Благоприятный статус в классе.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом мире, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и родителей, наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир.

Советы родителям первоклассников.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните : то , что кажется вам не очень важным , для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим .Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях

« в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый : помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый : помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Вопросы детей»

 

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

 

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

 

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

 

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

 

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

 

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

 

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

 

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к школе.

Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали  его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни"...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школ...

Адаптация ребенка при переходе в основную школу

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием....

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...