Советы родителям по подготовке к школе
статья на тему

Дичко Елена Алексеевна

Материал составлен по рекомендациям психолога. Из чего складывается "готовность к школе". Важность развития речи для успешного обучения. Игры  упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_podgotovke_k_shkole.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок идет в 1 класс.

Методические рекомендации родителям по развитию и подготовке ребенка к школе.

Пришла весна. Подходит к концу учебный год. Совсем скоро 11-классники покинут стены школы, а на смену им,  1 сентября придут в школу первоклассники. Их родители волнуются не меньше, чем они сами. Для тех родителей, кто уже сейчас задается вопросом «Как сделать так, чтобы мой ребенок успешно учился в школе» я посвящаю этот материал.

Многих родителей волнует вопрос «Нужно ли ребенка учить читать до школы?» Если он читает – это прекрасно! Но это не гарантия успешной учебы. Гораздо важнее, чтобы у ребенка были сформированы, развиты все психические процессы, способствующие усвоению нового материала: внимание, память, мышление, речь, усидчивость, терпение, и т.д. Как же этого добиться? Если ваш ребенок посещал до школы какое-либо дошкольное учреждение (внешкольный центр, детский сад, и др.), и воспитатели и педагоги «вкладывали» в детей свою душу, то думаю, что все будет хорошо. А если это не так, то родителям нужно постараться подготовить своего ребенка, пока есть время.

Готовность к обучению в школе

К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
      
Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения.
      
Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности связано с возрастным кризисом 6—7 лет. Ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к окружающей среде. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.
      
Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств: развитие речи дошкольника; развитие моторики, усидчивости, внимания, мышления, памяти.

Развитие речи дошкольника

Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

  • Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
  • Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
  • Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Ребенку необходимо повседневное общение с родителями. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т.д.

Развитию речи также помогают и некоторые игры.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

  • У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
  • Она маленькая и юркая.
  • Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.
  • Это животное обитает в лесу.
  • Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.

Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин...

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы скороговорки, четверостишия, рифмовки:

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развитие мелкой моторики рук

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, моделирования, штриховки, конструирования из различных деталей. Способствуют развитию моторики и игры с конструктором, мозайкой, а так же лепка из соленого теста, работа с бумагой, оригами, аппликации.

Можно попробовать предложить ребенку «Побыть золушкой»: мама «случайно» насыпает в тарелку гречку и немного рисовых зерен и просит ребенка помочь перебрать крупу.

Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

 Как развить усидчивость у ребенка

Дети — это наша радость и счастье. Но процесс воспитания ребенка очень трудоемкий и тяжелый. Все мы рано или поздно сталкиваемся с непослушанием ребенка и чрезмерной активностью, а нам так хочется посидеть и почитать вместе книжки или порисовать. А далеко не каждый малыш может просидеть на месте хоть пару минут, ведь для него эти пару минут — целая вечность.

Пока ребенок маленький, неусидчивость не доставляет нам, взрослым, никаких тревог и неудобств. Мы всегда себе говорим - «Мой ребенок просто активный, ему все интересно — так он познает мир». Малышу трудно усидеть на одном месте долгое время, он постоянно прыгает от одного занятия к другому. Вот вроде бы только сидел и собирал пирамидку, но не прошло и минуты, как он уже бежит к Вам с машинкой в руке и требует с ним ползать и играть. Это вовсе не плохо. Дети, действительно, так познают мир и учатся в нем жить. Со временем ребенок будет становится последовательным и сможет дольше концертировать свое внимание на одном из понравившихся занятий. Но для этого нужно время и родительская помощь.

 Все родители хотят, чтоб их чадо было самостоятельным, дисциплинированным и внимательным. Но, к сожалению, сам ребенок не сможет это усвоить и осилить. Тут никак не обойтись без помощи взрослого. Работать над этим нужно с раннего детства — завлекать ребенка, заинтересовывать и развивать. Давайте рассмотрим, как лучше проводить игры с ребенком.

  • Дети любят все яркое и привлекающее внимание. Поэтому лучше покупать игрушки ярких цветов и интересного содержания. Также можно придумать интересную сказочную историю для выполнения какого-нибудь задания и заинтересовать ребенка для его выполнения.
  • Атмосфера должна быть спокойной, сосредоточенной и приятной. Ребенка ни что не должно отвлекать от занятия или игры. Телевизор или музыка обязательно должны быть выключены.
  • Обязательно показывайте свои эмоции — радость и заинтересованность процессом игры. Ребенок смотрит на Вас и старается повторять Ваши же действия.
  • Хвалите и поощряйте успехи Вашего малыша. Это будет стимулировать его положительные действия.
  • Не стоит одергивать ребенка, если ему совершенно неинтересно занятие. Лучше отложить эту игру на некоторое время (неделю-две). Может Ваш ребенок еще не готов к таким играм. А вместо того, чтобы ругать его и постоянно одергивать, лучше подыскать более увлекательное занятие.

Развивая внимательность и усидчивость, мы учим ребенка терпению, добиваться своей цели и умению доводить дело до конца. Своим примером мы показываем как себя надо вести, контролировать свои эмоции. Также и ребенок сам себя контролирует во время игры и, разумеется, самостоятельно решает ход этой самой игры. А если в игре участвуют несколько человек (в том числе и родители), то ребенок вынужден подстраиваться под всех участников, тем самым проявляя терпение и целеустремленность.

Труд — это лучший способ воспитания терпимости и желания добиться цели. Почти все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, детскую помощь нужно одобрять и по возможности позволять ребенку помочь вам в домашних делах, например, вытереть пыль, выбросить мусор, подмести или пропылесосить комнату и включить стиральную машинку. Ваша терпимость и снисходительность в неудачах крохи только усилит его желание помогать и быть вам полезным. А агрессия и гнев наоборот, отобьют все желание что-либо делать и в будущем вы сами будете потом сердится на своего малыша.

Не стоит забывать, что во время болезни дети не могут продолжительное время концентрировать внимание. Они быстро устают и хотят переключится на другое занятие. В здоровом же состоянии ребенок выдерживает занятие в 15-20 минут, потом лучше переключить внимание малыша на другую интересную ему игру. Немаловажно учитывать интересы и пожелания самого ребенка.

Непосредственно перед игрой лучше спросить, во что он хочет сейчас играть. Это поможет Вам, так как ребенок сам выберет вид деятельности, который ему интересен.

Игры на развитие усидчивости и внимания

  • «Съедобное – несъедобное». Всем известна эта детская игра с мячом. Эта игра развивает и внимание и воображение.
  • «Найди отличия» Показываем ребенку два похожих рисунка или игрушки и просим найти отличия. Для начала лучше брать простые и крупные рисунки с явными отличиями, чтоб ребенок быстро и без проблем смог их найти. А потом с каждым разом рисунок можно усложнять.
  • «Что пропало?» Берем несколько игрушек и рассматриваем их вместе с ребенком, а потом просим малыша закрыть глазки и одну из игрушек прячем. Малыш должен понять какая игрушка пропала. В более старшем возрасте можно добавить к этому и игру «тепло-холодно», тем самым подсказывая ребенку в каком направлении искать пропавший объект.

Также для развития усидчивости и мелкой моторики пальцев нам помогут такие занятия как:

  • Лепка — пластилин развивает мелкую моторику рук, изучение цветов. А вместе с родителями малышам понравится лепить животных и сказочных персонажей. Будьте внимательны при подборе пластилина — смотрите возрастные ограничения!
  • Собирать пазлы и мозайки — опять развитие мелкой моторики, усидчивость и развитие фантазии. Из мозайки можно собирать рисунки и целые картины, а пазлы дают ребенку возможность собрать уже готовое изображение.
  • Рисование и аппликации. Для начала можно нарисовать простую фигуру и попросить ребенка разукрасить ее, не выходя за контур, со временем усложняя рисунок. Тоже самое и с аппликацией — для начала можно из деталей наклеивать дом, машину.

При богатой родительской фантазии можно придумать разнообразные увлекательные игры, которые разнообразят ваш рабочий день с ребенком и наполнят его радостью и весельем.

Игры по развитию внимания и мышления

Для этих игр необходимо иметь набор картинок на заданную тематику или можно приобрести книги по развитию мышления дошкольника, которые в современных магазинах имеются в разнообразии.

Расставить по образцу что изменилось? 
Лошадка, кукла, мяч, машинка, кубик. 
Треугольник, квадрат, треугольник, круг, овал. (Убирают или переставляют предметы)

Что здесь лишнее? 
Ручка, карандаш, линейка, 
вилка, краски.
Круг, квадрат большой и маленький, прямоугольник, трапеция.
Вишня, листик, 
бабочка, арбуз, виноград.

Как назвать это одним словом? 
Тарелка, кастрюля, чашка, кружка... (Посуда.)
Балалайка, пианино, гитара, барабан, дудочка, бубен... (Музыкальные инструменты)
Береза, ольха, тополь, дуб, ель, пихта... (Деревья)
Помидор, огурец, картофель, баклажан... (Овощи)
Яблоко, груша, абрикос, банан...(Фрукты)
Собака, утка, кошка, корова, свинья. (Домашние животные)
Белка, крот, лиса, волк, медведь, барсук, олень. (Дикие животные)
Воробей, ворона, ласточка, стриж, орел, грач, страус, пингвин. (Птицы) и т.д. Можно дополнить эту игру: называть еще предметы каждой группы.

Подбери по примеру (огурец - овощ; мак- ... , сорняк, роса, садик, земля, цветок)

Развиваем память у дошкольников

"А может, выучим с тобой стишок к празднику?" – бросая подобную реплику малышу, взрослые зачастую не понимают, что в этот момент запускают очень сложный психический процесс. Как всем известно, память, с помощью которой можно запоминать впечатления, дана человеку с его рождения, а вот управлять и владеть ею необходимо всю нашу жизнь. Весь дошкольный период ребёнок постепенно и последовательно вступает в права обладания своей памятью. Память всё больше развивается, и происходит выделение её из восприятия. Ещё, не маловажную роль в развитии памяти дошкольника играет, так называемое, узнавание при вторичном восприятии какой либо вещи. А способность воспроизвести, приобретает большое значение. Примерно в периоды среднего и старшего дошкольного возраста уже появляются довольно глубокие представления памяти. На фоне этого идёт усиленное созревание образной памяти. Память ребенка будет развиваться правильно при том, если она будет двигаться от образной и далее переходя, в словесно-логическую.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Маленький шкафчик

Склейте восемь спичечных коробков  вместе, так чтобы коробочки выдвигались как ящички. Это будет шкафчик. В один из ящичков на глазах у малыша спрячьте какой-нибудь мелкий предмет, например пуговицу или конфетку. Затем шкафчик уберите на минуту, а после попросите сказать, в каком ящичке спрятался этот предмет. Если ребенок с таким заданием справляется легко, то усложните игру, спрятав несколько разных предметов.

Найди пару

Для  этой игры вы можете использовать карточки,  которые надо распечатать в двух экземплярах. Понадобится от 3 до 15 пар картинок, в зависимости от возраста вашего ребенка.  В начале игры все парные картинки лежат на столе лицом к игрокам. За одну минуту надо запомнить расположение картинок, а потом их перевернуть рубашкой вверх.  Малыш переворачивает две карточки, если это пара, то он забирает их себе и продолжает играть. Если он открыл не парные картинки, то они опять переворачиваются рубашкой вверх. Играем до последней открытой пары.

Собираем чемодан

Вы говорите фразу: «Мы  едем  в гости и кладем  в чемодан… » и называете любой предмет, ваш ребенок повторяет эту фразу и добавляет свой предмет. Вы начинаете фразу сначала, повторяете все, что было сказано и добавляете свой предмет. Игру начинайте сначала, если  ваш малыш сбился и  не может повторить всю фразу.

Как это было

Возьмите фотографии семейных путешествий, дней рождения или походов в парк. Попросите ребенка вспомнить, как проходили эти события. Вспомните, как он капризничал, или не хотел надевать шапку, как лопались надуваемые шарики или какие липкие были руки от сладкой ваты.  Поощряйте воспоминания  о мелких деталях, которые не запечатлены на снимках.

Угадай цвет

 Для этой игры подберите несколько предметов разного цвета. Например, красный шарик, желтый карандаш, зеленая батарейка, синий клубок и т.д. Попросите ребенка все это внимательно изучить, после чего сложите все предметы в небольшой мешок (можно использовать наволочку). Засунув руку в мешок, он должен по очереди  ощупывая предметы достать их, называя не только предмет, но и цвет.

Что пропало

Разложите на столе 5-6 небольших предметов и попросите ребенка внимательно их рассмотреть. Потом ему нужно отвернуться, а вы в это время убираете один из предметов и разрешаете  ему посмотреть снова. Малыш должен сказать, какого предмета  не хватает. Похвалите его за правильный ответ. Со временем игру можно усложнить – взять большее количество предметов, менять их местами, спрашивая, что изменилось.

Повтори узор

Нарисуйте на бумаге простой узор, например молнию. Пусть ребенок постарается запомнить его в течение одной минуты. Затем рисунок закройте, и пусть малыш попытается  воспроизвести его по памяти. Усложняйте узоры, если ребенок легко справляется с заданием.  Не забывайте время от времени меняться с ним ролями.

Превращения

Возьмите  брусок пластилина и слепите из него карандаш. Объясните ребенку, что этот карандаш может превратиться во что угодно, так как он пластилиновый.  Вытягивайте карандаш и сматывайте его в клубок, как нитки. Из клубка вырастают пластилиновые иголки – теперь это ежик. А во что превратится ежик? Для начала количество превращений должно быть не больше десяти. Когда закончите превращения, попросите малыша вспомнить всех героев этой цепочки.  Можно  дать ребенку другой брусочек, и лепить вместе.

В процессе подготовки к школе необходимо помнить, что не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п. И постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Надеюсь, все эти советы помогут Вам, родители, лучше разобраться в специфике возраста дошкольника, соотнести требования школы с психологическим обликом вашего ребенка и практически подготовить его к школе.

      Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи Дичко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.

Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти –...

Рекомендации родителям по подготовке к школе

Практические упражнения по подготовке к школе...

Подготовка к школе (советы родителям)

Рекомендации родителям детей, будущих первоклассников. Этот материал можно использовать на родительском собрании....

Советы родителям по подготовке домашних заданий

Советы   родителям по подготовке домашних заданий...

Советы родителям по подготовке домашнего задания с учениками начальных классов

Советы родителям по подготовке домашнего задания с учениками начальных классов...

Советы родителям при подготовке детей к школе

В статье рассматривается, что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу...