Родительское собрание на тему «Как воспитать книгочея?»+ анкета для детей и родителей.
консультация (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Комиссарова Любовь Владимировна

 «Почему чтение- это важно?» Каждый  аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем.

 

Чтение - это       -Знания       -Духовность    - Побуждение к нравственным поступкам         - Формирование самообразовательных навыков

                               - Помощь в  учёбе  - Повышение  интеллект       - Пробуждение эмоций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie._anketa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Анкета 1. «Любишь ли ты читать?»

1.Любишь ли ты читать?

2.Какую книгу ты читаешь сейчас?

3.Читают ли тебе родители?

4.Читаешь ли ты вместе с родителями?

5.В твоей семье любят читать взрослые?

6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?

7.Есть ли у вас дома интересные детские книги?

8.Ходишь ли ты в библиотеку?

9.Какую книгу сейчас читает мама? Папа?

10.Какие книги тебе больше всего нравится читать?

               Анкета 2. «Любит ли читать ваш ребёнок?»

1.Любит ли читать ваш ребёнок?

2.Какую книгу читает ваш ребёнок сейчас?

3.Читаете ли вы детям?

4.Читаете ли вы вместе с ребёнком?

5.Любят ли в вашей семье взрослые?

6.Как вы думаете, ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что интересно?

7.Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребёнка?

8.Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?

9.Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг?

10.Книги какого содержания?

     Анализ анкет показал, что любят читать лишь около половины наших детей, причём родители в своих оценках были более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает сейчас ребёнок, из этого следует, что далеко не все из вас участвуют в домашнем чтении ребёнка. Лишь меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши дети так в этом нуждаются. Поверьте, вы многое теряете, обедняете себя, упускаете  возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребёнку.

     Из ответов следует, что в сорока процентах семей взрослые любят читать и дети это видят. Это лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера родителей очень велика.

      Каждый второй родитель констатирует, что ребёнок читает больше по необходимости. А дети «лукавят», говоря, что большинство из них читает , потому что интересно. Радует, что у вас дома есть книги для детей.

     По результатам анкеты выяснилось, что почти никто из детей не знает, что читают его родители. Отмечаются противоречия: родители считают, что их ребёнок предпочитает сказки, а он любит приключения; другие полагают, что ребёнку интересны энциклопедии, а ребёнка  интересуют комиксы. Такое несоответствие – ещё одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы обсуждаем, очень актуальна.

     Давайте вместе ответим на вопрос «Почему чтение- это важно?» Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем.

                                                                                          Знания

        духовность

                        Побуждает к

                           нравственным

                     поступкам

        Формирует

        самообразова-

        тельные навыки

        Помогает в

        учёбе

                   Повышает

                   интеллект  

Будит эмоции

                 Чтение

     1.   Ещё И. П. утверждал, что эмоции являются для человека весьма своеобразным и сильным энергетическим источником. Читая книгу , ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это -  эмоции, они нужны.

     2.  Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством зрения. То есть , если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной информации. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно повышать всё время.

     3.Действительно, хорошо читающий ребёнок улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто свободно читает, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и обобщения.

       4.Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Посещая библиотеку, ребёнок учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

     5.К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

     Книги – ценный источник знаний о нормах поведения (примеры из сказок).

- Итак, как же воспитать «книгочея»?

Часто , к сожалению, мы наталкиваемся на неприятие со стороны ребёнка к процессу чтения. В чём дело?  

--Не всё получается с первых попыток, причина неудачи может корениться не в идее, а в её реализации;

--У каждого своя высота, и то, что для одного – обычное дело, для другого – рекорд и подвиг;

--Лучше не заставлять, а показывать пример;

--Прежде, чем сдаваться, попробуй победить;

--Родитель сделает – ребёнок повторит;

--Нет своих идей -  посоветуйся с соседом;

--Проблемы наших детей – продолжение наших проблем, только они более заметны;

--Если мы прощаем себе лень, ошибки, то и к детям нужно быть снисходительными.

1. Если родители не читают, то и дети вряд ли будут читать;

--Назидания родителей по поводу важности чтения не принесут никаких результатов, если они сами редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги служат подставкой, пылятся на полках, валяются, где попало, то, скорее всего, ребёнок не поймёт их истинной ценности. Если же родители читают, обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями о прочитанном, то разговоры о книгах просто не нужны.

2.Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам, удивляться им.

--Участие родителей в процессе чтения бесценно. Но не увлекаться, иначе можно всё испортить.

3.Помогут некоторые родительские хитрости: «Почитай мне, пожалуйста, а то мне некогда! Я пока посуду помою».

--Хороший приём: чтение не должно быть в пустоту, если оно трудно даётся ребёнку. В предлагаемой ситуации у ребёнка возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения.

4.Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы.

--Действительно, от того, насколько интересными окажутся первые книги, зависит очень многое. Если книга пришлась по душе, она входит в жизнь, в неё хочется «играть». (вспомните свои книги).

5.Надо запастись терпением, не упрекать за то, что у него с чтением «туго», ободрять его, хвалить за маленькие «шажки» вперёд. У вас тоже не всё сразу получалось.

--Самый антипедагогичный метод: Потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего труда. Кричать на ребёнка бесполезно и недопустимо. Но дети великодушны, они прощают своих пап имам.

6. иногда родителям надо превращаться в «незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

--У вас должно найтись время выслушать ребёнка. тем более это отличная школа рассказывания.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. Есть несколько советов, которые можно использовать как памятку.

        Памятка для родителей

                           «Как воспитать книгочея?»

=Взрослым не стоит прекращать читать вслух ребёнку. Совместно проведённые часы  - это замечательный способ духовного единения с ним, общения и естественного развития.

=Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

=В доме должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы  ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно, ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей,  справочников. Но они должны найти место на домашних  полках: со временем ребёнок это оценит.