Технология здорового раскрепощенного развития детей
консультация (1 класс) на тему

Бойко Татьяна Ивановна
Перед учителями школ поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе я предприняла попытку решения данной проблемы, создав на уроках условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психическго здоровья учеников. Такую технологию предлагает доктор Владимир Филиппович Базарный. Исследованиями ученых под его руководством установлено: воспитание и обучение без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_zdorovogo_raskreposhchennogo_razvitiya_detey.docx216.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технология здорового раскрепощенного развития детей

Перед учителями школ поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе я предприняла попытку решения данной проблемы, создав на уроках условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психическго здоровья учеников.

Такую технологию предлагает доктор Владимир Филиппович Базарный. Исследованиями ученых под его руководством установлено: воспитание и обучение  без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой.

Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребенка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.

В прошлом году у нас была приобретена специальная мебель. Это - конторки и коврики. Ученики в классе  разделены на группы. Каждая группа – дети разные по росту. Во время уроков по очереди группы меняются местами, т.е. каждая группа по 10-12 минут стоит за конторками в носочках на ковриках. Этот предлагаемый режим существенно повышает психическую активность на уроках, в том числе их учебно-познавательные способности.

Практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации  фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.

В сотни раз легче предупредить согбенность и нарушения осанки, за которой кроется патология позвоночника и внутренних органов, чем все попытки потом вылечить хотя бы один недуг. Вот почему идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали. Конторки Базарного имеют возможность подобрать высоту для каждого ребенка.

Слай 2.   Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки.

Общие рекомендации

Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребенка устойчивого «засиженного» динамического стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной. Главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз!

Слайд 23.  Зрительная координация.

То, что дети, как правило, устают на уроках, видели и видят многие на протяжении не одного столетия. Основным же средством борьбы с учебной усталостью учащихся, кроме гигиенических требований, большинство видели в средствах физической культуры, а точнее в физических упражнениях, выполняемых как на уроках, так и вне их. Выяснилось, что упражнения, активизирующие мышечный тонус, а так же чувство телесной, в т.ч. зрительной, координации в пространстве наиболее эффективен    для снятия утомления. Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя, по заданным траекториям. Продолжительность таких упражнений 1,5 -2 минуты. Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока.

упражнение «Пальминг»

Сразу после того, как ты поработал глазками, а любая работа требует напряжения глазных мышц, глазам необходимо отдохнуть. Точно так же, как бегун после стометрового забега ложится на траву и отдыхает.

Сядь на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы тебе действительно было удобно сидеть.

Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не станут совсем  тёплыми.

Теперь положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!

Обопрись локтями на стол или на колени (если ты сидишь на полу).  Следи за  тем, чтобы тебе по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.

Теперь, когда твои глаза ощущают тепло ладоней, пошли им ещё и свою улыбку и почувствуй, как они при этом расслабляются.

Внимательно следи за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представь себе, что с каждым вдохом твои глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбрасывают напряжение.  Если хочешь, можешь считать, сколько раз ты вдохнул и выдохнул, а когда закончишь упражнение и отнимешь ладони от глаз, некоторое время подержи глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, открой глаза. Сразу же после этого, подобно кошке, потянись, выпрямись и зевни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...

Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...

Доклад:Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об  окружающем мире.Игра – это искра, зажига...

Статья обобщения опыта по теме "Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах".

Статья является обобщением опыта работы по развитию интеллектуальных способностей детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах через игровые технологии....

"Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей с ОВЗ".

Каждый  педагог и воспитатель, работая в учебно – воспитательном учреждении с обучающимися младших классов с ОВЗ, должен  не только учить и воспитывать обучающихся, но и научить их заб...