Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика для звука л.
    материал (1 класс) на тему

    Светлана Александровна Панькина

    Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л, 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_l.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика звука Л.

    Звук л - согласный, звонкий, твердый.

    Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

    • губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
    • зубы незначительно разомкнуты;
    • язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
    • между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
    • голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

     1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

     2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

     3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

     

     4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Упражнения

    I    Упражнения для губ.

    • «улыбка» т.е. равномерное растягивание губ с  оскалом верхних и нижних резцов.
    • «хоботок» или «трубочка» т.е. вытягивание губ вперёд.
    • Попеременное выполнение этих упражнений.

    II   Упражнения для языка.

    1. Упражнения для распластывания языка.
    • просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог па, после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка в течение 5-7 секунд.
    • Просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусывая его посредине произносится слог та, после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка.
    1. «Лопатка». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком состоянии, считая про себя до 5.
    2. «Иголочка». Открыть рот. Высунуть язык далеко вперёд. Напрячь мышцы языка и  сделать его узким. Подержать его в таком состоянии, считая про себя до 5.
    3. «Лопатка» - «Иголочка» (попеременное выполнение этих упражнений)
    4. Упражнения для кончика языка.
    • Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы.
    • Поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы
    • Попеременно поместить кончик языка на нижнюю, на верхнюю губу, за верхнюю, за нижнюю губу, за верхние, за нижние резцы.
    • «Слизывание»:

    а)   Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.

    б)   Круговые движения кончиком языка по верхней и по нижней губе.

    • “Орешек”  –  это перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щеки.
    • «Болтушка» - Быстрые движения кончиком языка внутрь ротовой полости.
    • Узким языком посчитать зубы.
    • Узким языком надавить на правую, левую щёку.
    • «Парус» - кончик узкого языка поднят и прижат к верхним зубам, боковые края языка опущены, образуя с боковыми зубами щель.
    1. Упражнения для выработки сильной воздушной струи.
    • Подуть на кончик плоско высунутого языка
    • Подуть на кончик высунутого языка в  пузырёк или в бутылочку (бутылочкой дотронуться до нижней губы).
    •  Свернуть язык трубочкой и подуть на кончик высунутого языка.
    • “Фокус”  –  на кончик носа кладётся кусочек ваты, папиросной бумаги, ребёнку предлагается, высунув язык изо рта  и подняв кончик языка, подуть на него.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для звука р.

    Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р....

    Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

    В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

    Артикуляционная гимнастика для звука Л

    Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

    артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

    Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...

    Артикуляционная гимнастика для звука Р

    Данные упражнения помогут выработать нужный артикуляционный уклад для звука Р...