Артикуляционная гимнастика для звука р.
материал (1 класс) на тему

Светлана Александровна Панькина

Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как произносятся звуки Р  в норме?

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

Правильная   атикуляция звука р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

 4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 5. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок  во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

Упражнения.

I    Упражнения для губ.

  • «улыбка» т.е. равномерное растягивание губ с  оскалом верхних и нижних резцов.
  • «хоботок» или «трубочка» т.е. вытягивание губ вперёд.
  • Попеременное выполнение этих упражнений.

II   Упражнения для языка.

  1. Упражнения для распластывания языка.
  • просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог «па», после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка в течение 5-7 секунд.
  • Просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусывая его посредине произносится слог «та», после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка.
  • На длительном выдохе произнести гласный «и».
  1. Упражнения для кончика языка.
  • Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы.
  • Поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы
  • Попеременно поместить кончик языка на нижнюю, на верхнюю губу, за верхнюю, за нижнюю губу, за верхние, за нижние резцы.
  • «Слизывание»:

а)   Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.

б)   Круговые движения кончиком языка по верхней и по нижней губе.

  • «Лакание»
  • “Чашечка” сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости.
  • “Маляры”  –  кончиком языка начиная от верхних резцов прогладить весь нёбный свод по направлению к мягкому нёбу.
  • “Орешек”  –  это перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щеки.
  • “Грибок” – это присасывание всего языка к мягкому нёбу.
  • “Пулемет” – кончиком языка многократно и быстро ударять в альвеолы, произнося звук «д», при выполнении этого упражнения рот – открыт.    

  1. Упражнения для выработки сильной воздушной струи.
  • Подуть на кончик плоско высунутого языка
  • Подуть на кончик высунутого языка в  пузырёк или в бутылочку (бутылочкой дотронуться до нижней губы).
  •  Свернуть язык трубочкой и подуть на кончик высунутого языка.
  • “Фокус”  –  на кончик носа кладётся кусочек ваты, папиросной бумаги, ребёнку предлагается, высунув язык изо рта  и подняв кончик языка, подуть на него.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звука л.

Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л,...

Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Данные упражнения помогут выработать нужный артикуляционный уклад для звука Р...