Артикуляционная гимнастика для звуков ш и ж
материал (1 класс) на тему

Светлана Александровна Панькина

Комплекс упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvukov_sh_zh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Ш. 

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Звук Ж. 

Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 

 4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 5. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок  во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

Упражнения.

I    Упражнения для губ.

  • «улыбка» т.е. равномерное растягивание губ с  оскалом верхних и нижних резцов.
  • «хоботок» или «трубочка» т.е. вытягивание губ вперёд.
  • Попеременное выполнение этих упражнений.

II   Упражнения для языка.

  1. Упражнения для распластывания языка.
  • просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог па, после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка в течение 5-7 секунд.
  • Просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусывая его посредине произносится слог «та», после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка.
  • На длительном выдохе произнести гласный «и».
  1. Упражнения для кончика языка.
  • Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы.
  • Поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы
  • Попеременно поместить кончик языка на нижнюю, на верхнюю губу, за верхнюю, за нижнюю губу, за верхние, за нижние резцы.
  • «Слизывание»:

а)   Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.

б)   Круговые движения кончиком языка по верхней и по нижней губе.

  • «Лакание»
  • “Чашечка” сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости.

  1. Упражнения для выработки сильной воздушной струи.
  • Подуть на кончик плоско высунутого языка
  • Подуть на кончик высунутого языка в  пузырёк или в бутылочку (бутылочкой дотронуться до нижней губы).
  •  Свернуть язык трубочкой и подуть на кончик высунутого языка.
  • “Фокус”  –  на кончик носа кладётся кусочек ваты, папиросной бумаги, ребёнку предлагается, высунув язык изо рта  и подняв кончик языка, подуть на него.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звука л.

Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л,...

Артикуляционная гимнастика для звука р.

Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р....

Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Данные упражнения помогут выработать нужный артикуляционный уклад для звука Р...