После самых длинных каникул.
консультация (2 класс) на тему

Психолого - педагогические рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posle_samyh_dlinnyh_kanikul.docx61.89 КБ
Office presentation icon r.s._-pervaya_otmetka_uch-ka.ppt809.5 КБ

Предварительный просмотр:

После самых длинных каникул.

Начало учебного года. Букеты, улыбки, радостные встречи с друзьями. Однако возбуждение первых дней занятий довольно быстро сменяется разочарованием и раздражением. Детям приходится настраиваться на рабочий ритм: рано вставать, полдня сидеть на уроках, слушать учителя, отвечать, а затем делать домашние задания. А еще спортивная секция, иностранный язык, музыка. Все это вместо вчерашней свободы. После отпуска даже взрослые порой с трудом включаются в рабочий ритм, недаром специалисты в таких случаях говорят о «послеотпускной депрессии». Тем более это сложно для школьника. — Что значит «сложно»? — возразит недовольный родитель. — Отдохнул, набрался сил, три месяца мы его ничем не загружали, он даже в книжку не заглядывал.
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Специальными исследованиями доказано, что после отдыха, не насыщенного никакими интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Кстати, на отдыхе пищу для ума найти можно всегда: шахматы, шашки, разгадывание кроссвордов, игры в «следопытов», «разведчиков»— любые интеллектуальные игры, в том числе и компьютерные. И конечно, чтение.http://youngfamily.ru/engine/doc_images/kanik.jpg

По утрам ребенок отказывается вставать, а вечером его невозможно уложить спать. И главная забота родителей — как его «собрать», чтобы он включился в школьную жизньВ первые дни и недели учебного года от детей требуется напряжение всех сил — физических и психических. Наибольшие сложности переживают ученики первых и пятых классов, так как им приходится адаптироваться к новым условиям обучения. Но и в «обычных» классах — втором, третьем, четвертом, шестом — проблемы, возникающие у ребенка в начале учебы после самых длинных в году каникул, довольно серьезны. Существует даже такое понятие: «стресс начала учебного года». К cожалению, дети нередко вынуждены справляться с этим в одиночку, хотя плохо осознают, что с ними происходит. У одних стрессовое состояние длится несколько дней, у других — две-три недели или даже месяц. И опять слышу слова возражения: «Какой стресс? Это все выдумки! Вот дочка моих друзей и в школе на «отлично» учится, и музыкой занимается, и по дому помогает, да еще и в бассейн успевает ходить».
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Чем же расплачивается за эту образцово-показательность ребенок? Врачебная практика говорит о проявлении как психосоматических симптомов (например, нарушение сна, аллергии), так и психологических — отсутствие друзей, снижение творческих способностей. Ведь дружба и творчество требует сил и времени, которых у девочки нет. Конечно, все дети разные, и, возможно, такой «образцово-показательный» ребенок где-то действительно есть. 

Как же помочь школьнику? В первую очередь родителям следует обратить внимание на режим сна и отдыха ребенка. Ведь во время каникул он и ложился позже, и вставал, когда хотел. Но теперь он должен подниматься ни свет ни заря, чтобы не опоздать на первый урок, а идти спать вечером пораньше он не собирается, убеждая вас, что уже взрослый, что так рано все равно ни за что не уснет. Ему хочется побольше пообщаться с домашними, особенно если мама и папа приходят домой после 19 часов, посмотреть телевизор, во что-нибудь поиграть, почитать, а время для этого — только вечером.
Постоянное недосыпание вызывает быструю утомляемость, сонливость, сниженное настроение, рассеянность. А за всем этим почти неизбежно следуют проблемы в обучении, которые в свою очередь ведут к нарушению сна. Возникает, как говорят психологи, «замкнутый психологический круг».
Позаботьтесь, чтобы ребенок высыпался. Объясните ему, что его самочувствие напрямую зависит от того, сколько он спит. Известно, что большинству младших школьников необходим десятичасовой ночной сон, а подросткам — девятичасовой. Расскажите ему о том, как влияет недосыпание на вас (например, какую ошибку вы совершили, каким были невежливым и раздраженным и как это сказалось на вашей работе, и все только потому, что не выспались).

Постарайтесь вместе выбрать время, когда ребенку надо идти спать. Необязательно устанавливать точное время (ровно 9 часов вечера), можно обозначить его приблизительно (между 9.00 и 9.30 или 9.30 и 10.00). Важно предоставить ребенку выбор, но выбор ограниченный. Однако даже принятие решения совершенно не означает, что ребенок будет его выполнять. Младших школьников, так же как и дошкольников, надо укладывать спать. Это очень хорошее время для спокойного разговора с ребенком. Поскольку многим детям, особенно если оба родителя работают, не хватает общения с ними, то они охотно уединяются с мамой или папой. Кстати, и подростки тоже нуждаются в спокойных разговорах перед сном. Такие беседы успокаивают ребенка, дают ему чувство защищенности и, что очень важно, сохраняют между вами доверительные отношения. Дети все разные — одни легко засыпают, другим перед сном надо почитать, омечтать. Если занятие их не возбуждает и не мешает окружающим, дайте им возможность провести 20–30 минут перед сном по собственному выбору.
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Детям необходимо объяснить, что взрослым тоже нужно время на личную жизнь, на общение друг с другом (Я поговорила с тобой, а теперь поговорю с папой.) Важно, чтобы они с этим считались и понимали, что у взрослых есть свои дела, интересы и желания. Если в течение недели не удается обеспечить полноценный сон ребенку, то дайте ему отоспаться в те дни, когда не надо идти в школу. Для  нормального самочувствия пусть спит, сколько хочет, хоть 12 часов подряд.http://youngfamily.ru/engine/doc_images/kanik3.jpg

Большое значение имеет и то, как ребенок встает утром. Хорошо, если он просыпается по будильнику, который сам установил с вечера на нужное время. Однако многим детям очень трудно сразу подняться, хочется немного «доспать». Дайте ребенку такую возможность. Используйте будильник с функцией «соня», когда он звонит два раза с интервалом в 7–10 минут. Если вы будите ребенка сами, делайте это с лаской, говорите спокойно, нежным голосом.
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Имейте в виду, что детям необходимо ровное вхождение в бодрствование. Слишком бурное, активное пробуждение (Немедленно вставай, соня. Поторопись, опоздаешь в школу!) вызывает у ребенка раздражение и ощущение, что все против него. Во время завтрака также желательно поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу — не читать ребенку нотации, не описывать ему его будущие прегрешения.

Помимо сна и полноценного питания, важно также позаботиться об отдыхе ребенка. Многие психологи считают, что понастоящему человек отдыхает тогда, когда делает то, что хочет, что доставляет ему — именно ему — удовольствие. Сейчас очень распространена концепция так называемого  полезного отдыха», в процессе которого ребенок получает новые знания и навыки. Поэтому в воскресенье, а для большинства школьников это единственный свободный день, родители с утра ведут детей в музей, а вечером — в театр или в гости к родственникам. Конечно, все это нужно и хорошо. Однако не перегружайте ребенка. Переизбыток даже положительных эмоций бывает столь же вреден для организма и психики, как и сильные отрицательные эмоции. Педиатры свидетельствуют, что дети часто заболевают, например, после зимних каникул. И не потому, что много гуляют на улице и простужаются. Связано это с эмоциональной перегрузкой, когда за несколько дней ребенок посещает множество елок и утренников,  бесконечно смотрит телевизор. И эта информационная и эмоциональная перегрузка ослабляет защитные силы организма.
Ребенку необходимо свободное время, которое он будет проводить по своему усмотрению. Конечно, важная задача — привить ему такие интересы, которые обеспечили бы полезный досуг, но нельзя требовать, чтобы он в свободное время занимался тем, что ему не нравится, но кажется полезным вам. Естественно, хотелось бы, чтобы ребенок как можно больше времени бывал на свежем воздухе. Это важно для всех детей, но особенно для 10–12-летних, которые уже перестают играть, как дети младшего возраста, но еще не ходят группками и не ведут беседы друг с другом, как подростки. Хорошо, когда родители знают, чем дети занимаются на улице. Научите их кататься на роликовых коньках, велосипеде. Поинтересуйтесь, есть ли у вас во дворе или рядом спортивные площадки, как они обустроены, чтобы дети могли там играть. Может, даже окажете помощь в обустройстве таких площадок.
Продумайте и совместный досуг на свежем воздухе. Это может быть просто вечерняя прогулка, когда можно поговорить с ребенком о чем угодно.
Самые большие проблемы у школьника возникают изза неправильной организации рабочего дня. Представьте себе, что вашему ребенку в пятницу, например, задали написать сочинение на тему «Как я провел лето». Сдать его надо во вторник. Редко кто сядет писать его в субботу — ведь до вторника еще далеко. И уж конечно, не будет заниматься этим в воскресенье. А в понедельник выясняется, что к следующему дню, помимо сочинения, надо сделать задания еще по четырем предметам да выучить наизусть стихотворение (о чем, как оказалось, была сделана запись в дневнике еще неделю назад). И ребенок вынужден сидеть за уроками до полуночи, не отдыхая и раздражаясь. Часть уроков все равно остается невыученной, родители сетуют на перегрузку современных школьников. А все дело лишь в том, что школьнику надо было рассказать, какие эмоции он будет испытывать, когда в понедельник «внезапно» узнает, сколько всего ему надо сделать.
Если для ребенка жесткий режим неприемлем, тогда нужен гибкий график.

А если к урокам добавляются еще иностранные языки, музыка и спорт? Подобную нагрузку и взрослому довольно трудно правильно распределить. Что уж говорить о ребенке, желания которого часто противоречат тому, что необходимо сделать, и умение преодолевать себя (делать не то, что хочется, а то, что надо) развито чрезвычайно слабо.
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Если ваш ребенок откладывает важные дела на потом, склонен отлынивать от работы, это свидетельствует не о его плохих качествах, а лишь о том, что его не научили преодолевать себя. Помогите своим детям правильно распределить свое время.http://youngfamily.ru/engine/doc_images/kanik2.jpg

Даже если в прошлом учебном году ребенок справлялся с этим сам, за лето это умение, как правило, снижается. Он забывает то одно, то другое, торопится, делает все кое-как. Начинаются замечания, недовольство, плохие отметки, упреки родителей. И вот прошло всего три недели, а от ребенка можно услышать: «Все, устал», «Лучше заболеть, чем ходить в школу». Распространенная ошибка многих родителей в том, что они понимают свою помощь лишь как тотальный контроль. Контроль, конечно, нужен, но важнее ваше понимание и поддержка. Продумайте вместе с ребенком, как ему лучше организовать свою жизнь. Посчитайте, сколько времени он проводит в школе, сколько надо на выполнение домашних заданий, сколько — на дополнительные занятия. Недовольный родитель: «Ошибочка вышла. Организовывать жизнь детей должны их родители».
http://youngfamily.ru/engine/doc_images/stop.gif Внимание. Никакой ошибки здесь нет. По моему глубокому убеждению, взрослые не должны организовывать жизнь ребенка, они должны помогать ему правильно это делать, только тогда ребенок будет чувствовать себя хозяином собственной жизни, что очень важно для развития его личности.
Составьте вместе расписание с учетом особенностей каждого дня — «в понедельник у тебя четыре урока, а в четверг с четырех до пяти — английский». Должно быть указано не только время занятий, но и отдыха. Если для ребенка жесткий режим неприемлем, тогда нужен гибкий график, без четкой временной привязки. Полезно также выполненный пункт расписания отмечать каким-нибудь значком, например звездочкой. Можно договориться о том, что почти точное соблюдение расписания в течение недели будет вознаграждено чем-нибудь для него интересным. Если ребенок дома один, то неплохо время от времени звонить ему и напоминать о том, что следует делать. Но только не слишком часто и без упреков: «Ты, конечно, дурака валяешь, за уроки не сел». Очень важно в первые осенние дни не усиливать давление на ребенка. Подумайте, может быть, надо отказаться от некоторых дополнительных нагрузок? Хотя на ребенка больше давят даже не сами обязанности, а отношение к ним взрослых. Постарайтесь не проявлять излишней озабоченности его школьными или внешкольными успехами. Не превращайте школьную оценку в самоцель. Ни в коем случае не  распространяйте оценку или результат по конкретному предмету на личность ребенка и прогнозирование его будущего: «Опять тройка! Я так и знала. Ничего путного из тебя не получится». Если вы спокойно обсудите трудную для ребенка ситуацию, то всегда найдете выход из нее. А как обстоят ваши дела? Если вы только что вернулись из отпуска, то для полноценного включения в рабочую и домашнюю жизнь вам тоже потребуется время. Возможно, вы тоже чувствуете признаки «осенней усталости» — раздражаетесь и злитесь на себя, не понимая, что происходит. Позаботьтесь в первую очередь о своем самочувствии. Это важно не только для вас, но и для всей семьи, особенно для вашего ребенка. Исследования единодушны —эмоциональное самочувствие, психологическое здоровье ребенка во многом зависят от того, насколько эмоционально благополучна ситуация в семье.http://youngfamily.ru/engine/doc_images/kanik4.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Первая отметка и как к ней относиться». Учитель: Кирясова Н.М. МБОУ «Старокупавинский лицей» Родительское собрание 15.09.2017 г.

Слайд 2

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий,безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Оценка не тождественна отметке. Оценка – процесс оценивания поступков и т.д. это процесс оценивания; Отметка – результат этого процесса, его отражение в условных баллах. – результат этого процесса, его условно - формальное отражение в баллах.

Слайд 4

РУССКИЙ ЯЗЫК Контрольный диктант. «5» - нет ошибок; «4» - 1 – 2 ошибки; «3» - до 5-ти ошибок; «2» - 6 и более ошибок .

Слайд 5

РУССКИЙ ЯЗЫК Грамматическое задание. «5» - задание выполнено без ошибок; «4» - задание выполнено полностью, но есть 1 ошибка; «3» - не полностью выполнено задание или полностью выполнено, но 2 ошибки; «2» - не выполнено задание.

Слайд 6

РУССКИЙ ЯЗЫК Контрольное списывание. «5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений; «4» - 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - более 3-х ошибок.

Слайд 7

РУССКИЙ ЯЗЫК Словарный диктант. «5» - работа без ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - 3 и более ошибок.

Слайд 8

РУССКИЙ ЯЗЫК Диагностическая работа. «5» - безошибочно выполнены все задания; «4» - выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» - выполнено не менее ½ заданий; «2» - ученик не справился с большинством заданий.

Слайд 9

МАТЕМАТИКА Письменная работа, содержащая только примеры. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Слайд 10

МАТЕМАТИКА Письменная работа, содержащая только задачи. «5» - все задачи решены и нет исправлений; «4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка или вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача; «2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

Слайд 11

МАТЕМАТИКА Комбинированная работа. (1 задача, примеры и задание другого вида) «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» - допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Слайд 12

МАТЕМАТИКА Математический диктант. «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа; «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа; «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа;

Слайд 13

Как относиться к отметкам ребёнка? Памятка для родителей.

Слайд 14

Как относиться к отметкам ребёнка. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы наконец – то быть в ваших глазах хорошим.

Слайд 15

Как относиться к отметкам ребёнка. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда и в дальнейшем ими пользоваться.

Слайд 16

Как относиться к отметкам ребёнка. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Слайд 17

Как относиться к отметкам ребёнка? Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух. Есть сомнения - идите в школу к учителю и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

Слайд 18

Как относиться к отметкам ребёнка. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Слайд 19

Как относиться к отметкам ребёнка. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы Вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Слайд 20

Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий .

Слайд 21

Как правильно помогать ребёнку? 1 2 3 Не вмешиваться, если он не просит помощи. Возьмите на себя только, то, что он не может выполнить. По мере освоения ребёнком новых действий, постепенно передавайте ему их.

Слайд 22

«Как помочь ребенку выполнить домашнее задание» Ребёнок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно. Выясните трудности, с которыми встречается ребёнок при выполнении домашнего задания. Настройте ребёнка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребёнка. Не Не следует ни торопиться, ни затягивать .

Слайд 23

3 Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем. Не следует отвлекать ребёнка, умственный труд требует сосредоточенности. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях. Постепенно необходимо приучать ребёнка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть.

Слайд 24

Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – Ваша родительская обязанность.

Слайд 25

Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику. Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать. Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением. Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку. Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к учителю; специалистам: психологу, логопеду, окулисту. Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения. полезные советы

Слайд 26

Спасибо за понимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул

В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...

Памятка для родителей "Мобилизуемся на учёбу! После каникул..."

Данная памятка поможет родителям облегчить своему ребёнку переход от каникулярного времяпровождения к школьным будням...

Как помочь школьнику быстро адаптироваться после каникул.

Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начал...

Для родителей. Как избежать стресса после каникул.

Полезные советы школьного психолога....

мобилизуемся после каникул

информация для родителей...

Самые длинные реки России

Самые длинные реки России...

Сценарий мероприятия " Мои самые-самые первые каникулы"

Мероприятие настраивает детей на окончание учебного года и переход в статус второклассника. Подобранные задания ( в игровой форме ) позволяют вспомнить чему  они научились и что узнали. Так же пр...