Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе.
методическая разработка на тему

Вечкина Светлана Викторовна

Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе расчинан на 1,5 часа и состоит из вступительной части педагогов и 3х творческих упражнений для  разрешения конфликтных ситуаций в классе и в школе. Ситуации моделируются на базе существующего конфликта родителей с педагогами, между детьми и т.д.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МБСКОУ школа интернат 2 вида № 12

Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе.

                                                                                       Разработали: 

Вечкина Светлана Викторовна

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Забродина Марина Николаевна

                                                                             Психолог

        Челябинск, 2015

План работы

Введение

Цели и задачи тренинга.

  1. Вступительное слово педагогов. Понятие «Конфликт». Виды конфликтов.
  2. С какими чувствами пришли на тренинг. Делимся эмоциями.
  3.  «Какой он - мой ребенок».

Упражнение 1. Я познаю своего ребенка.

Упражнение 2.  Релаксация «Душа моего ребенка»

Упражнение 3. Конфликтные ситуации в классе. Учимся находить хорошее решение конфликта путем обсуждения и осмысления заданной конфликтной ситуации.

Подведение итогов.

Рефлексия «Мне сегодня было полезно…»

Источники.

                                 Введение                                                  

                                                       «Когда Вам кажется,

что в Вашей жизни нет конфликтов,

                                                                                   проверьте, есть ли у вас пульс».

                                                                                                                              (Ч. Ликсон)

Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативных проявлений и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.
     Идея разработки и проведения тренингов для родителей по теме «Конфликты во взаимоотношениях родители-дети-учителя» возникла на основе запросов педагогов и самих родителей. Анализируя запросы родителей, мы пришли к выводу, что суть проблем во взаимоотношениях родителей с детьми и педагогами заключается в неумении выстраивать общение. Поэтому нами была предпринята попытка разработки и проведения тренинга для родителей первоклассников по теме: «Разрешение конфликтных ситуаций в классе».

Цели: 1. Создание доверительных  условий для сотрудничества педагогов и родителей.

 2. Создание ситуаций по решению конфликтов.

3. Описание детей «глазами» родителей.

 Задачи:

- Расширение возможностей понимания особенностей своего ребенка;

- активизация коммуникаций в семье; - повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;

Участники: группа родителей с 7 чел– мама– учитель и психолог.

Оборудование: бумага ф. А4, карандаши (фломастеры), сердечки для записей, кувшин на листах А4.

Время: 1 час 30 мин.

Место проведения: кабинет психолога.

  1. Вступительное слово педагогов. Конфликт. Виды конфликтов.        

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

  • стороны (участники, субъекты) конфликта;
  • условия прохождения конфликта;
  • образы конфликтной ситуации;
  • возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

  • по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, мижколективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др..)
  • по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..)
  • по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др..)
  • по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные)
  • за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);
  • по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др.)
  • по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.).

     В обозначенных типов в рамках каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются виды конфликтов.  

    Виды конфликтов:

 Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к политике государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
 Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.
 Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..
 Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов семьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.
 Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
 Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».
• Конфликты принадлежности, которые проходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.

Решение конфликта может быть полным или частичным:

  • полное решение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
  • частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;
  • полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;
  • частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной, но достаточной (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники или медиаторы, помощники) - индивид или группа, внешняя по отношению к конфликту. их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решение конфликта. 

  1. С какими чувствами пришли на тренинг. Делимся эмоциями.

Педагог задают вопрос родителям: « Какие чувства и эмоции вы испытываете в данный момент?»

Родители по очереди высказываются о своих чувствах и эмоция. Кто затрудняется ответить задаются дополнительные вопросы.

  1. «Какой он - мой ребенок».

 Упражнение 1. Я познаю своего ребенка.

Всем родителям раздаются сердечки из цветной бумаги и лист бумаги с нарисованным кувшином. (Приложение 1  и 2)

-Ув мамы все мы хотим видеть своего ребенка с определенным положительным набором качеств, когда он вырастет. Что бы нам с вами этого достигнуть мы с вами сейчас попробуем создать эти качества для вашего ребенка.

        Сейчас мы вам  предлагаем  выполнить следующее упражнение:

-Ув. родители напишите несколько положительных качеств, характеризующих человека на сердечках. (Пишут)

-Замечательно. А сейчас обведите те качества, которые уже сформированы у вашего ребенка. (Обводят)

-Остальные качества нам с вами нужно будет формировать, и воспитать у наших с вами детей.

-Сейчас приклейте ваши сердечки над кувшином (приклеивают).

-Какие чувства вы испытали во время выполнения упражнения?

(родители высказываются и делятся эмоциями друг с другом).

       Упражнение 2.  Релаксация «Душа моего ребенка»

         Следующее наше с вами будет задание творческого характера.

      Мы предлагаем вам сейчас разукрасить вашу вазу так, как хочет ваша душа. (Разукрашивают)

-Посмотрите на ваши вазы. Это и есть душа вашего ребенка, светлая и радостная. Это то, что вы уже вложили в своего ребенка. Теперь нам с вами нужно поддерживать это состояние души вашего ребенка и пытаться вложить те качества, которые указали в сердечках.

-Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения.

Родители делятся своими эмоциями и чувствами.

 А теперь мы переходим к следующему упражнению.

Упражнение 3. Конфликтные ситуации в классе. Учимся находить хорошее решение конфликта путем обсуждения и осмысления заданной конфликтной ситуации.

В этом упражнении мы предлагаем вам представить себя на месте учителя и воспитателя. Ситуаций будет всего 3.

- Кто желает прочитать 1 ситуацию. Читают и обсуждают родители. Педагоги наблюдают отстраненно за ходом обсуждения. Ситуации представлены в приложении 3.

-Читают 2 и 3 ситуации и аналогично обсуждают.

-Какие выводы мы можем сделать?

-Какие чувства вы испытывали в каждой ситуации?  

Родители подводят итоги по упражнению 3.

Подведение итогов.

       По завершении тренинга всем его участникам было предоставлено слово. Они оценивали эффективность работы, говорили о том, какой опыт получили, что для каждого лично было полезно, благодарили друг друга.

Начинали свое высказывание со  слов:  «Мне сегодня было полезно…»

Источники.

  1. http://mednurse.ru/bolezni/konflikt-elementy-tipy-dinamika-konflikta
  2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кри-зиса. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  3.  Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. - М., 1993.
  4. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  5. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М: “Тандем“ ЭКМОС, 1998.
  6. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций....

Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.

Сообщение для участников МО о многообразии составляющих межличностного общения детей младшего школьного возраста....

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С ПОДРОСТКОМ В СЕМЬЕ

Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые ...

Разрешение конфликтных ситуаций с родителями обучающихся

Как  действовать учителю  в условиях конфронтации с родителями и перевести общение в конструктивное русло....

Правила разрешения конфликтов. Статья "Разрешение конфликтных ситуаций"

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Анализируются различные стили поведения конфликтующих. Автор отмечает, исход конфликтной ситуации во многом будет зависет...