РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С ПОДРОСТКОМ В СЕМЬЕ
статья на тему

Зеленская Елена Фёдоровна

Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые воспитательные задачи. Но эти особенности не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения подростков и конфликтность их отношений со взрослыми. Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом родителям необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Конфликт между подростком и родителями может возникать из – за отсутствия согласия, а также как следствие противоречий и разногласий между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков заключается в том, что взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении. Но именно эта потребность порождает между подростками и родителями многочисленные и разнообразные конфликты, проявляющиеся как отрицательные формы поведения у подростков. Чаще всего отмечается грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым. Как правило, это связано со стремлением к самостоятельности, не встречающим поддержки со стороны родителей. Подростки хотят, чтобы считались с их мнениями, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей.

Подростки восстают против излишней опеки и нежностей , а грубость со стороны подростков является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые к подростку, должны быть разумны и аргументированы.

Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители понимают это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным- это значит разделять с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали; это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады эмоций.

Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие.

Знание основных тенденций развития подростков, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать правильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток- личность, складывающаяся  под воздействием множества факторов.

Помочь подростку взрослеть- это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам, отношениям.

Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению взрослого, к его социальной позиции. И наряду с этим должна возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.

Знание своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним . При этом важно иметь в виду, не только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, возрастную картину развития.

Чтобы понять взаимоотношение старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ролях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверять все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.   Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; родители всегда объясняют мотивы  своих требований и поощряют их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости: в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям подростка, но не исходит только из его желаний.

 

 

Педагог- психолог высшей

 квалификационной категории

.Зеленская Елена Федоровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С ПОДРОСТКОМ В СЕМЬЕ.

Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые воспитательные задачи. Но эти особенности не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения подростков и конфликтность их отношений со взрослыми. Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом родителям необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Конфликт между подростком и родителями может возникать из – за отсутствия согласия, а также как следствие противоречий и разногласий между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков заключается в том, что взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении. Но именно эта потребность порождает между подростками и родителями многочисленные и разнообразные конфликты, проявляющиеся как отрицательные формы поведения у подростков. Чаще всего отмечается грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым. Как правило, это связано со стремлением к самостоятельности, не встречающим поддержки со стороны родителей. Подростки хотят, чтобы считались с их мнениями, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей.

Подростки восстают против излишней опеки и нежностей , а грубость со стороны подростков является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые к подростку, должны быть разумны и аргументированы.

Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители понимают это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным- это значит разделять с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали; это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады эмоций.

Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие.

Знание основных тенденций развития подростков, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать правильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток- личность, складывающаяся  под воздействием множества факторов.

Помочь подростку взрослеть- это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам, отношениям.

Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению взрослого, к его социальной позиции. И наряду с этим должна возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.

Знание своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним . При этом важно иметь в виду, не только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, возрастную картину развития.

Чтобы понять взаимоотношение старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ролях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверять все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.   Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; родители всегда объясняют мотивы  своих требований и поощряют их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости: в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям подростка, но не исходит только из его желаний.

Педагог- психолог высшей

 квалификационной категории

.Зеленская Елена Федоровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций....

Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе.

Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе расчинан на 1,5 часа и состоит из вступительной части педагогов и 3х творческих упражнений для  разрешения конфликтных ситуа...

Разрешение конфликтных ситуаций в группе сверстников младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.

Сообщение для участников МО о многообразии составляющих межличностного общения детей младшего школьного возраста....

Статья "Воспитание толерантности как фактор разрешения конфликтных ситуаций"

Наша жизнь немыслима без общения, без социального взаимодействия. Человек контактирует с представителями народов различных культур.В этом процессе он вступает в определенные отношения с другими народа...

Правила разрешения конфликтов. Статья "Разрешение конфликтных ситуаций"

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Анализируются различные стили поведения конфликтующих. Автор отмечает, исход конфликтной ситуации во многом будет зависет...