Советы родителям.
статья на тему

Макарова Ольга Владимировна

Советы родителям. Ответы на самые распространенные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc630.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

по обучению и воспитанию детей

Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?         

         

Соответствие предмету и возрасту, составляет 20-25% процентов от объема,  выполненного на уроке. Так, в 4 классе по русскому языку задается 1-2 упражнения,  по чтению  - 1-5 страниц, по математике – 2-3 задания, по окружающему миру – 2-3 задания.        

Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

1 - й класс (начиная со второго полугодия) — не больше одного часа;

2 - й класс - до полутора часов;

3 - 4-й классы - до двух часов.

Специалисты отмечают, что ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков. Поэтому желательно, чтобы ребенок, придя из школы, пообедал и совершил прогулку.

Какие уроки лучше делать сначала - письменные или устные?

В каждой семье этот вопрос решается по-разному. Так, одни родители требуют, чтобы у ребенка к их приходу с работы были выполнены все письменные уроки. Кто-то просит ребенка выполнять задания по математике и по русскому языку на черновике, а вечером родители проверяют, и ребенок переписывет. Устные уроки ребенку иногда приходится учить перед сном, потому что не хватило днем времени или родители пришли слишком поздно, а без них он не привык делать уроки. И вечернее переписывание, и позднее выполнение устных заданий может не принести пользы, поскольку ребенок уже утомился. Лучше готовить уроки днем, после прогулки.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4 классов таков:

  • чтение — выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
  • письмо;
  • математика;
  • более легкие предметы.

Если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех в работе, ребенок с большим удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов. Некоторые специалисты предлагают такой способ: пусть ребенок начнет с заданий по одному предмету, например, по русскому языку. Потом он будет выполнять другие задания. В самом конце желательно, чтобы он либо повторил, либо сделал еще 1-2 задания по русскому языку. Считается, что ребенок в этом случае лучше усвоит и урок по русскому языку, и по тем предметам, которые он учил в промежутке между двумя этапами подготовки к русскому языку.

Сколько должен гулять ребенок? 

На свежем воздухе дети должны пребывать не менее 2-3 часов вдень. Это должны быть подвижные игры со сверстниками на улице; прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах. Очень полезна спокойная прогулка перед сном.

Если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными, ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.

В наше время, когда у детей велика тяга к занятиям и играм на компьютере, многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но если мы, взрослые, несмотря на свою занятость, позовем ребенка и вместе с ним отправимся на улицу, скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.

Что делать, если ребенок смотрит телевизор часами и невозможно оторвать его от этого занятия?

Многие дети часами смотрят телевизор, причем все передачи подряд. Ни просьбы, ни угрозы на них не действуют. Но иногда родителей очень устраивает такое положение дел.  Например, когда сын смотрит телевизор, он не бродит безнадзорно на улице, не мешает маме заниматься своими делами и не вступает в конфликт с другими детьми в семье. В этом случае родители «не замечают», что он «приклеился» к экрану. Но на следующий вечер их почему-то вдруг огорчает, что сын портит себе зрение, не отрываясь от экрана. Ребенок же просто-напросто не понимает, почему сегодня нельзя делать то, что можно было вчера. Кроме того, если родители предложат ребенку вместо просмотра передач заняться чем-либо интересным вместе (погулять, поиграть в настольные игры, приготовить вместе ужин, сделать сюрприз для папы и испечь пирог, пр.), он, скорее всего, согласится. Если же все-таки ребенок отказывается выполнить просьбу родителей (что бывает крайне редко), мама или папа могут сесть (или даже прилечь) с ним рядом и посмотреть какую-то передачу вместе, не поучая ребенка на каждом шагу, но высказывая свое отношение к увиденному. Если ребенок захочет, можно поспорить с ним по поводу того или иного эпизода. Это поможет взрослому лучше узнать своего ребенка, наладить с ним взаимоотношения, направить интересы сына или дочери в другое русло (если в этом есть необходимость). Конечно, лучше не «перегибать палку» и соблюдать определенные правила просмотра телепередач, чтобы ребенок не переутомился и не испортил зрение. В выходные дни, так же как и в будни, рекомендуемое время просмотра телепередач для учащегося начальной школы составляет от 40 до 60 минут в день.

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бывает, что ребенок нервничает, боится идти в школу, но почему — не объясняет. Он отчаянно рыдает, у него может случиться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно забывает что-то дома и возвращается. Причиной всего этого может быть страх, непонятный, но сильный, который называют фобией. Для начала ребенка необходимо показать детскому врачу. Если ребенок здоров, то постарайтесь разобраться, в чем же конкретная причина такого упорного страха и нежелания идти в школу. Может, в классе сложилась тяжелая обстановка. Может, ребенок поссорился с лучшим другом или у него возник конфликт с учителем. Бывает, что ребенок боится школы, а причина его страха — не школа сама по себе, а, например, собака, которая лает на него по дороге на занятия. А может, ребенок просто стесняется читать стихи у доски? А может, его обижает кто-то из старших учеников на переменах? В любом случае с ребенком надо поговорить о причине его нежелания ходить в школу и постараться найти пути преодоления сложившейся неблагополучной и травмирующей ребенка ситуации.

Бывает ли несовместимость учителя и ученика?

К сожалению, не так уж и редко. Взаимоотношения — это головоломка, в которой кусочки могут не подходить друг к другу.

Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, где преподают от 7 до 10 учителей, то это проблема, которую ребенок может постараться преодолеть сам. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие, как мы», которые нам не всегда понятны. Они могут быть неприятны нам, а мы, к сожалению, им. Надо быть терпимым и дружелюбным и по возможности принимать ситуацию такой, какая она есть. Навыки бесконфликтного разрешения спорных ситуаций всегда пригодятся ребенку во взрослой жизни. Эти навыки можно приобрести и отработать лишь в процессе общения. Если ребенок будет избегать подобного общения, надо объяснить ему, что этим дела не поправить, необходимо учиться общению в жизни. Если у него что-либо не получается, если он вновь и вновь вступает в конфликты, обсуждайте с ним каждый конкретный случай, показывайте и рассказывайте, как можно было поступить иначе.

 Главное - чтоб он сделал правильные выводы, а не затаился с обидой и злостью. Каждый конфликт — это благо, если мы извлекаем из него верный урок. Что делать, если проблема несовместимости возникла в начальной школе, где всего один учитель, а впереди годы ежедневного общения? Может быть, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другой класс. Но только в том случае, когда это действительно необходимо. Иначе ситуация может повторяться неоднократно, если ребенок невзлюбит, например, слишком требовательного педагога. Узнайте версии и ребенка, и педагога о происходящих событиях и только потом принимайте окончательное решение.

Что делать, если ребенок старается завоевать расположение класса, нарушая при этом дисциплину?

В этом случае ребенку может помочь учитель, который ведет уроки в этом классе, или классный руководитель. Надо просто помочь ребенку добиться успеха в социально одобряемых поступках, направить его энергию в позитивное русло.

Например, он может помочь учителю в организации классного вечера, викторины, выступить на смотре художественной самодеятельности. Он вместе с родителями может стать организатором загородной прогулки или похода. Его энергия может быть направлена на спортивные тренировки.

Родители ребенка могут расширить круг его возможностей для занятий, которые могут заинтересовать ребенка, повысить его самооценку и упрочить положение среди одноклассников. Очень часто гиперактивные дети, стремясь обратить на себя внимание учителя и сверстников, исполняют роль «классного шута». Постарайтесь дать такому ребенку возможность реализовать потребность во внимании, в двигательной активности.

Что влияет на формирование правильной самооценки у ребенка?

Важнейшая характеристика каждой личности - это ее самооценка, которая оказывает влияние на любое решение. Высокая адекватная самооценка дает ребенку возможность идти на риск, исследовать неизведанное, иногда терпеть неудачи, но в конце концов побеждать.

Уметь принимать детей такими, какие они есть, — это очень важно, но недостаточно. Одной любви родителей бывает слишком мало для формирования высокой самооценки ребенка, ему необходимо одобрение и признание окружающих.

Ребенок должен уметь преодолевать трудности, справляться с ними. Родители должны научить его этому. Ребенок должен знать, что он не беспомощное существо и от него самого многое зависит.

И еще у каждого ребенка должен быть близкий друг — взрослый или сверстник, просто хороший человек, который его любит, а родители могут помочь в укреплении этой дружбы.

На формирование самооценки большое влияние оказывает характер детско-родительских отношений в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, последовательность в воспитании, поэтому именно родители могут оказать ребенку наибольшую пользу в формировании адекватной самооценки.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Иногда дети, с низкой мотивацией на учебу или боящиеся трудностей, возникающих при обучении, отказываются выполнять какое-либо учебное задание или выполняют его нехотя. Взрослые (как учителя, так и родители) способны помочь им преодолеть эту трудность.

Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.

Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).

Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.

Что лучше: поощрение или наказание?

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое.

Простейшей формой поощрения является похвала. Более простой вариант: «Спасибо». Более сложный: «Ты все - таки добился успеха! Ты две недели учил правила и наконец получил "5" по русскому языку». Возможно одобрение в виде жеста.

Похвала должна быть конкретной: не просто «Молодец» и ребенок не понимает, за что хвалят - комнату убрал, оценки хорошие получил? Лучше так: «Мне нравятся краски, которые ты подобрал для своего рисунка. Я думаю, учителю будет интересна твоя работа».

Похвала лучше своевременная: например, слова «Мне очень понравилась твоя прическа на прошлой неделе» могут быть восприняты ребенком как «На прошлой неделе ты выглядел лучше, Что у тебя с прической сегодня?».

Похвала должна быть искренней. Дети очень остро чувствуют ложь. Кроме того, похвала должна отражать действительное достижение ребенка. Если мы похвалим ребенка за то, что на самом деле не считаем достижением, у него может сложиться впечатление, что мы неискренны. Тогда похвала может иметь «эффект горькой конфеты», который ухудшит взаимоотношения «взрослый-ребенок» и исчерпает «кредит доверия» ко взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...