Как воспитать любовь к труду?
консультация (1 класс) на тему

Суховольская Анастасия Геннадьевна

                            Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей, родителей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospitat_lyubov_k_trudu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида № 13»

КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ?

беседа для родительского собрания

составитель:

Суховольская А.Г.,

учитель начальных классов

Юрга

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Основы трудового воспитания закладываются в семье Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Старайтесь хоть некоторые «взрослые» дела делать вместе е ребенком, поручая ему какие-то несложные операции и подчеркивая их важность.

На основании многочисленных исследований сделан вывод о том, что центральным моментом, определяющим  трудолюбия,  является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание  снова взяться за дело. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает не потому, что его вынуждают это делать, а потому, что труд стал для него жизненной потребностью удовлетворением его непосредственных влечений. Поэтому возьмите за правило поощрять ребенка за хорошо сделанное дело, одобрять его порывы что-то создать самому, пусть неумело, неказисто, но самостоятельно.

Как воспитать привычку к труду? Это хлопотное дело, и здесь не стоит ждать быстрых результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что вся кий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением.

И начинать надо очень рано — с самообслуживания. Сколько нужно на первых порах терпения! Мамы, не говоря уж о папах, всегда очень торопятся. Например, сборы в школу, одевание. Сколько времени ребенок будет копаться, если ему не помочь! Но нужно набраться этого самого терпения и дождаться, когда ребенок сам оденется, делая спокойные замечания. «Ну вот, сегодня уже лучше, только шарф нужно заправлять аккуратнее». И так изо дня в день, пока ребенок не доведет навык до автоматизма.

С возрастом сфера самообслуживания  растет. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или нет. Приучать к мысли, что любой труд благороден.

…В семье Наташу приучили к тому, что ее главный труд — учеба (и она выполняла его очень хорошо). Все остальное лежало на плечах мамы стирка, уборка, приготовление обеда. Это она хорошо усвоила, ей и в голову не приходило сказать маме: «Отдохни, я сама вымою посуду».

И вот у десятилетней  Наташи мама приболела. «Где мой тренировочный костюм’?» — спросила она, придя из школы». «Я его замочила чтобы постирать», — ответила мать. «Ну вот, а у нас завтра физкультура — возмутилась  девочка. «Постирай, доченька сама: это легко». Дочь  выпалила: «Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу!» Вот так — жестоко и откровенно. А ведь виновата мама: у детей непременно должны быть постоянные обязанности.

Конечно, мама гораздо быстрее и лучше вымоет пол, вытрет пыль, вымоет посуду. Но у ребенка при этом не вырабатываются бесценные для жизни навыки, которые эту самую жизнь очень облегчат впоследствии. Доказано  что навыки составляют более 90 % всех действий, которые человек совершает, они освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь движений.

        Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным, стереотипным для всех детей, оно должно учитывать особенности каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но эта самостоятельно завершенная  работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо разделить с ним его радость, не разочаровывать его критическими  замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться того, чтобы предвкушение  результата стало стимулом к активности. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания или наказания и потому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и ничего не доводят до конца. Ясно, что к ним нужен и особый подход, не такой, как в первых двух случаях. Важен и правильный выбор заданий чтобы они не были отпугивающее трудными, и  оценка результатов которая бы послужила поощрением. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.

Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо заметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость‚ уже не так глуп, но ленивец  может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом воспитания трудолюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов...

Главное - воспитать любовь к чтению

"Любить меня таким, какой я есть..." так назывался сборник актуальных вопросов воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором мы представили свой опыт работы с...

"Как воспитать любовь к чтению"

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. ...

Как воспитать любовь к чтению. Рекомендации родителям.

В данной статье даны рекомендации родителям в воспитании любви к чтению у детей....

Родительское собрание "Как воспитать любовь к чтению"

Материал содержит практические советы для заинтересованных родителей о поддержании интереса к чтению....

Как воспитать любовь к чтению?

презентация род.собрания...