Статья "Отличник в плену у оценок"
статья (2 класс) на тему

Шунькина Татьяна Викторовна

        Родители хотят, чтобы ребенок учился на одни пятерки, закончил школу с золотой медалью и поступил в престижный вуз. Но так ли завидна судьба отличника? Некоторые удивятся: «Конечно, у таких детей по определению все должно быть хорошо!» Однако это не так. Во всяком случае, не всегда так.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЛИЧНИК В ПЛЕНУ У ПЯТЁРОК

        Родители хотят, чтобы ребенок учился на одни пятерки, закончил школу с золотой медалью и поступил в престижный вуз. Но так ли завидна судьба отличника? Некоторые удивятся: «Конечно, у таких детей по определению все должно быть хорошо!» Однако это не так. Во всяком случае, не всегда так.

История Веры

До поступления в школу Вера была самой обычной девочкой: бегала, играла, рисовала, резвилась. В детском саду ее хвалили мало, больше ругали: она плохо ела, медленно одевалась. Но когда в первом классе Вера впервые получила отличную оценку, это был всплеск счастья! Большая красная пятерка на полях и подпись учительницы! Чего еще может желать первоклассница? Впрочем, тогда пятерки получил весь класс, и каждый ребенок был по-своему счастлив.

Шло время, задания усложнялись, и у многих детей стали появляться четверки и даже тройки. Однако у Веры по-прежнему были только отличные оценки. Причем особых усилий для этого она не прилагала, все получалось само собой. Девочка часто листала свой дневник, пересчитывала пятерки, еще и еще раз показывала их родителям: «По математике – смотрите, сколько пятерок! Вчера, сегодня! А по русскому! Вот эта – за контрольную, эта – за диктант, эта – за домашнее задание!» Родители уже отмахивались: «Да знаем, что ты у нас отличница!»

Первые два года учеба в школе была для Веры сплошным праздником. Она наслаждалась своими пятерками, тянула руку, стараясь заработать их как можно больше. Вместе с чувством удовольствия и гордости постепенно стало появляться ощущение своей избранности. Никто не смог решить задачу, а она смогла! Учительница так и сказала: «Из всего класса задачу решила одна Вера!» Вера стала свысока смотреть на других детей: «Все обычные, а я вон какая!» Подруга Веры Полина съехала на тройки. В детском саду девочки общались на равных, а теперь Вера стала ощущать свое превосходство.

И вот третий класс, четвертый. У отличницы все чаще стали появляться пятерки с минусом.

Учительница упрекала Веру, говорила, что все плохо, но она ставит пять, просто учитывая старые заслуги ученицы. Это было очень обидно.

Девочка лезла из кожи вон, чтобы не разрушить свой идеальный образ в глазах педагога и ребят. А учительница начала ее откровенно мучить, будто нарочно, пыталась подрезать ей крылья:

— Всех прошу переписать из учебника текст, а для Веры будет отдельное задание!

— Все решают задачу номер семь, а Вера… – учительница подходила к ее парте и перелистывала пол-учебника вперед. – Номер двести, пожалуйста!

— Но мы это не проходили! – переживала Вера.

— Попробуй догадаться, – говорила учительница. Злого умысла у нее не было, она просто не хотела, чтобы способная девочка в классе скучала.Однако Вере было вовсе не интересно ломать голову над задачками и примерами. Ей было интересно получать пятерки.

Мама с папой, бабушка с дедушкой ждали от Веры только лучших оценок, и им было безразлично, за что они. Однажды Вера получила четверку, и удивлению родителей не было предела. Они были сильно обеспокоены, целый день демонстрировали свое разочарование.

— А кто-нибудь в классе получил за эту работу пятерку? – спросила мама.

— Нет, никто, – солгала Вера.Правду говорить было нельзя: родители застыдят!

Вера занималась по ночам, отказывалась от игр и прогулок. Если раньше охотиться на пятерки девочку заставлял спортивный азарт, то теперь отличные оценки стали жизненной необходимостью. Все просто: не получишь пятерку – ребята засмеют, родители застыдят, учительница демонстративно вздохнет: «Эх, Вера! Мы от тебя такого не ожидали! » А учительница спрашивала Веру каждый день. Если весь класс не знал ответа на вопрос, Вера должна была выручать.

Полина приглашала подругу погулять, записаться в бассейн, но Вера отказывалась: «А как же уроки?» В старших классах учителей стало больше, и это еще сильнее осложнило Верину жизнь. Как угодить всем? Учительница физики отличницу явно невзлюбила, она упорно ставила ей четверки, несмотря на все старания девочки. Вера занималась физикой днем и ночью и закатывала родителям истерики: «Почему она не ставит мне пять?»

Мама Веры отправилась к учительнице.

— Да, ваша девочка знает физику на пятерку, но меня беспокоит ее снобизм! – сказала учительница. – Она считает себя лучше всех, и если не получает пять, становится нервной, агрессивной! Я обещаю, у нее в году будет пятерка, а временные четверки – это прививка от зависимости. Вера не может жить без пятерок, любая другая оценка вызывает у нее панику. Однако во взрослой жизни бывают неудачи, и человек должен уметь мужественно их переносить. Вера не сможет всю жизнь ходить «по острию ножа», она когда-нибудь сорвется. И чтобы срыв не был слишком болезненным, она должна понять, что нет ничего страшного, когда в дневнике стоит четверка или даже тройка. От этого еще никто не умирал! И что бы там ни было, всегда можно снова стать круглой отличницей.

Мама не поняла слов педагога, обиделась. Учительница же, как и обещала, поставила Вере пять, и дальше все шло хорошо, пока в десятом классе не случилась очередная «трагедия». В класс пришла новая ученица Оксана, которая сразу превзошла Веру во всем. Она свободно говорила по-английски, запросто решала любые задачи. Из первой ученицы Вера превратилась во вторую, и это был серьезный удар по ее самолюбию. Вера бросила все силы на соревнование с Оксаной, заставила родителей нанять репетитора по английскому, училась без сна и отдыха.

И вот выпускной вечер. И Вера, и Оксана получили медали. Встал вопрос: «Куда поступать?» Вера всегда мечтала стать учителем младших классов, но разве отличница может себе такое позволить? А как же ее огромные знания? И девушка пошла в физико-технический институт, поскольку все говорили, что именно он соответствует ее способ-ностям. А еще она это сделала назло той самой учительнице фи— зики, которая ставила ей четверки. Но в институте начался кошмар. С первого раза Вера не могла сдать на пятерку ни один экзамен, ей приходилось пересдавать и пересдавать. После экзамена ее однокурсник вздыхал с облегчением: «У меня тройка! Слава Богу, скинул!» Вера же бежала в деканат выпрашивать допуск на пересдачу.

Вдруг телефонный звонок. Замученная экзаменами Вера узнает шокирующую новость: Полина выходит замуж! До этого момента Вера о замужестве не думала, но ее обидело вот что: «Троечница выходит замуж раньше отличницы!»

Со стороны может показаться, что личная жизнь не имеет никакого отношения к оценкам. Однако для девушки двадцати лет замужество часто является показателем успешности. Выходит, Полину с ее тройками любят, а Веру с ее пятерками – нет! И Вера снова начала закатывать родителям истерики: ей срочно нужен жених, она стареет, лучшие годы уходят…

Счастлива ли Вера во взрослой жизни? Нет, она стала еще более нервной и завистливой. Она все еще не избавилась от детского восприятия себя как отличницы и по-прежнему хочет быть самой лучшей, но только не может разобраться, кого ей обгонять. Того, кто защищает диссертацию? Того, кто много зарабатывает? А может, Полину, у которой любящий муж и двое детей? Или того, кто поехал на стажировку за границу? За всеми сразу не угонишься! В школьные годы было все просто: хороший тот, кто получает пятерки, плохой – кто получает двойки. А кто хороший во взрослом мире? Как продолжить быть отличницей, чтобы все хвалили и восхищались? Вера окончательно запуталась.

Как вести себя родителям отличников

В первую очередь, мы должны поблагодарить отличников за их трудолюбие, за их неравнодушие и самоотверженность! Ведь есть очень много ленивых людей, равнодушных к оценкам окружающих и думающих только о собственном удовольствии. А отличники – это те люди, на которых дер-жится весь мир!

Конечно, у таких школьников бывают психологические проблемы. Наиболее распространенная из них – это «звездная болезнь», похожая на ту, которой часто страдают знаменитости. Ведь, по сути, отличник – это школьная «звезда»: его ставят другим в пример, на него все возлагают надежды и удивляются, если он вдруг оказался не на высоте. Быть отличником и приятно, и беспокойно, он испытывает одновременно и наслаждение «полетом», и страх падения. Отличник боится плохих оценок. Тройка среди пятерок – это как ложка дегтя в бочке меда, она портит сразу все. Конечно, если эту тройку можно исправить, тогда еще есть спасение. Но если она испортила красивый дневник навсегда? Может быть, в чем-то Верина учительница физики права. Отличник должен когда-нибудь получить плохую оценку, чтобы пережить это и понять: мир не перевернулся, родители и друзья тебя по-прежнему любят, а учителя уважают. Тройка не убивает человека наповал, это всего лишь оценка за конкретное задание.

Но тут есть одна опасность. Отличник может подумать, что если его скинули с пьедестала злосчастной тройкой, незачем трудиться дальше. Где одна тройка, там могут быть и две, и три. Вполне возможно, ребенок обидится: «Не буду трудиться для учителя, который меня не ценит!»

Поэтому детям всегда надо давать возможность исправить плохую оценку. Да, могут быть промахи, но пусть ребенок все равно считает себя отличником. К оценкам следует относиться как к игре: да, изредка проигрываешь, но ведь чаще всего выигрываешь!

Еще одна проблема, следствие той же «звездной болезни» – высокомерное отношение к сверстникам. Ребенку надо объяснить, что оценки не единственный критерий, по которому можно оценивать людей. Есть еще доброта, порядочность, честность, храбрость и многое другое.

К сожалению, отличники очень легко поддаются манипуляции. Они хотят всегда выглядеть хорошими, поэтому часто делают не то, что им нравится, а то, что положено, престижно, за что похвалят. В старшем возрасте это коснется и выбора профессии, и устройства личной жизни. Отличника очень важно научить прислушиваться к себе, а не только к авторитетным личностям.

Часто экс-отличники и во взрослой жизни судят обо всем школьными категориями: оружающих людей и жизненные обстоятельства они оценивают по пятибалльной шкале. Поэтому родители должны вовремя научить ребенка расставлять приоритеты и смотреть на мир шире. Пусть пятерки украшают его жизнь, но становиться их рабом ни в коем случае нельзя!



Предварительный просмотр:

МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом,и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

3. Соревнуемся

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

1. Мотивация

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

2. Упражнения

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки…

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Критерии оценок во 2 классе. Первая оценка и как к ней относиться"

Презентация родительского собрания .Как воспринимать  отметки ребёнка?  Памятка для родителей .Критерии отметки.   Как помочь ребёнку  в выполнении  домашних...

Телдән журнал “Әдәпленең – теле саф”

Класс сәгате укучыларны төрле милләт халыкларының бер-берсен сәламләве белән таныштыра.Иң мөһиме һәрвакытны кешеләргә карата игътибарлы булырга кирәклеккә басым ясый....

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....

"В плену виртуальной реальности"

Стать для родителей, дети которых  попали в компьютерную зависимость...

В помощь учителю. Сказка "В плену у компьютера"

Сказку А. Лопатиной " В плену  у компьютера" предлагается  обсудить с учащимисяначальных классов на  классном  часе....

В плену домашней работы

Советы родителям по выполнению домашних работ ....

Пропал без вести, а оказалось, погиб в немецком плену.

Мы хотим сохранить память о каждом человеке , кто внёс свой вклад в Победу.  Их лица и имена должны стать достоянием сегодняшних и будущих поколений....