Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
материал по теме

Мигунец Наталья Николаевна

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_2013g.doc61.53 КБ

Предварительный просмотр:

Процедуры и механизмы оценки.

Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Итоговая оценка.

Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют следующие вопросы организации системы оценки:

  • Как планируется проводить итоговую оценку?
  • Из чего она складывается?
  • Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень?

Общий подход к системе оценки позволяет выделить основные группы проблем, от которых зависят ответы на поставленные выше вопросы, а именно:

  • соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования;
  • способы и формы внутренней оценки, текущая оценочная деятельность учителя;
  • способы и процедуры внешней оценки;
  • итоговая аттестация выпускника и её использование в системе образования.

Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования.

Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговых оценках учащихся и, наконец,  в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентирующих процедур:

  • государственная итоговая аттестация выпускников;
  • аттестация работников образования;
  • аккредитация образовательных учреждений;
  • мониторинговые исследования качества образования.

В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования.

Это выдвигает определённые требования к структуре итоговой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребёнка, т.е. вести оценку ребёнка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся.

Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделить две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в соответствии  планируемых результатов. И оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы.

Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ ( по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делаются следующие выводы:

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки  не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения;

все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Оценка результатов деятельности образовательных учреждений начального образования осуществляется в ходе аккредитации работников образования. Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов, и в частности отслеживание динамики достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.                                      

                                      Доклад на МО школы (октябрь 2013 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценки знаний, умений и навыков в начальной школе.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов....

Шкала школьных оценок. Ознакомительный материал для родителей учащихся начальной школы.

В данной статье предлагаются родителям  для ознакомления   примеры и виды оценивания школьной успеваемости по русскому языку и чтению  в соответствии с ФГОС....

Критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)

Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе св...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе.

Методическая разработка "Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе"  содержит рекомендации по оцениванию основных видов контрольных и проверочных работ на о...