Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Машкова Светлана Викторовна

Методическая разработка "Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе"  содержит рекомендации по оцениванию основных видов контрольных и проверочных работ на основании  письма

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15  Работа подготовлена для выступления на школьном МО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №32»

г. Нижний  Новгород

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____        / Пичугина О.М.        

Протокол №____        от

«___» _________        2019 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

_____        /Титова  Н.А.        

«___» _________        2019 г.

Контроль и оценка результатов обучения

по математике в начальной школе

Автор - составитель:

 Машкова Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов 1 категории

2019 год.

На основании письма

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность

выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Грубые ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов,

существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или

используемых в ходе его выполнения;

- неправильный выбор действий, операций;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка

вычислительных умений и навыков;

- пропуск части математических выкладок, действий, операций,

существенно влияющих на получение правильного ответа;

- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования

величин выполненным действиям и полученным результатам;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений

заданным параметрам.

Недочеты(негрубые ошибки):

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

- нерациональные приемы вычислений;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с

проверкой вычислительных умений и навыков;

- ошибка в пояснении при правильной  записи действий;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

За небрежно оформленную работу, нарушение правил каллиграфии, общее впечатление от работы оценка снижается на 1 балл, но не ниже «3» (оценки «три»)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше

удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по

предыдущему учебному материалу; не более одного недочета ; логичность и

полнота изложения.

__________________________________________________________________

Два недочета приравнивается к одной ошибке.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше

удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и

логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение

своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6

недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4

недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики

изложения материала; использование нерациональных приемов решения

учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"З" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень

выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6

ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5

ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия

вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5

ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики,

неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации

либо ошибочность ее основных положений.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Процент выполнения задания

Оценка

90-100

5 пять

70-89

4 четыре

50-69

3 три

0-49

2 два

УСТНЫЙ СЧЕТ( МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ)

 «5» пять – без ошибок, допустим один недочет

«4» четыре- 1-2 ошибки, включая недочеты*, 2 ошибки и один недочет;

«3»  три –3-4 ошибки, включая недочеты, 4 ошибки и один недочет;

«2» два   - 5 и более ошибок.

*два недочета приравниваются к одной ошибке

Задания на смекалку ( 2 уровня) оцениваются отдельно от базовых заданий. Ставится «5» при полном выполнении, либо оценка не ставится совсем.

Примерный АНАЛИЗ математического диктанта .

  • Число учащихся, выполнявших работу-
  • Справились без ошибок:
  • Допущены ошибки:
  1. ----------------------------

2)--------------------------------

3)-------------------------------

4)-----------------------------

5) ------------------------------

Формулировки  в зависимости от видов конкретных заданий.

Рекомендуется выполнять 10 заданий для более точного оценивания. Допускаются дополнительные 1-2 задания 2 уровня на смекалку. Соответствующие теме математического диктанта и изученным разделам  программы.

Оценивание срезовых работ на решение задач (без учета решения дополнительных задач на смекалку 2 уровня) *:

«5» - выполнено без ошибок. Аккуратная запись.  Допустим один недочет;

«4» - аккуратная запись. Допустима 1 грубая ошибка или 2 негрубых ошибки и один недочет;

«3»-  решено не менее 50% работы.

«2»  -решено менее 50% работы

*В срезовой работе на решение задач целесообразно использовать 3-4 базовых задачи для более точного оценивания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Задача

- выбор действия (грубая ошибка)

-пропуск действия, лишнее действие (грубая ошибка)

-неверные вычисления (негрубая ошибка)

-подбор наименования (грубая ошибка)

- неверное пояснение, либо его отсутствие, если задача решена по действиям  (грубая ошибка)

-неверная формулировка ответа (негрубая ошибка)

-отсутствие ответа(грубая ошибка)

- неверное списывание данных при выборе верного действия (негрубая ошибка)

Геометрическая задача:

-выполнение чертежа при наличии соответствующего задания (грубая ошибка)

- выбор действия (грубая ошибка)

- пропуск действия, лишнее действие (грубая ошибка)

-неверные вычисления (негрубая ошибка)

-подбор наименования (грубая ошибка)

- неверное пояснение, либо его отсутствие, если задача решена по действиям  (грубая ошибка)

-неверная формулировка ответа (негрубая ошибка)

-отсутствие ответа(грубая ошибка)

- неверное списывание данных при выборе верного действия (негрубая ошибка)

Оценивание комплексных контрольных работ (без учета решения дополнительных задач на смекалку 2 уровня) *:

«5» - выполнено без ошибок. Аккуратная запись.

  • Допустим один недочет или одна негрубая ошибка;

«4» - аккуратная запись.

  • Допустимы 1-2 грубых ошибки( с учетом недочетов):
  • Два недочета* и одна негрубая ошибка*,
  • 1 недочет и 2 негрубых ошибки .
  • 2 грубых ошибки и один недочет;

 «3» - выполнено 3 задания из 5-6. Допущены ошибки:

  • Неаккуратная запись, грязные зачеркивания, нарушение орфографического режима при правильном решении 3 заданий из 5. Допустимо снижение оценки за общее впечатление от работы  при решении 4 заданий из 6.  
  • Грубая ошибка в решении любой задачи(выбор действия) при наличии 1-2 негрубых ошибок в других заданиях. При этом прочие задания решены на 2\3.

«2»  -выполнено менее половины всех заданий.

Примечание:

*два исправления принимать за одну ошибку;

**негрубыми ошибками считать:

- замену данных при списывании при верном решении

- ошибку в вычислениях задач

- ошибку в вычислениях уравнений,

- потерю букв в наименовании в неравенствах

- неверные записи в пояснении, наименовании задач при верном решении

- неточный текстовый ответ к  задаче при верном решении

-грамматические ошибки в тексте записи не оцениваются, кроме  наименования величин.

Примерный АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Указан примерный перечень заданий для 1-4 классов. Учитель выбирает нужное, в зависимости от класса и видов заданий.

  • Число учащихся, выполнявших работу-
  1. Справились без ошибок в вычислениях-
  • Допущены ошибки:
  1. В выражениях на сложение-
  2. В выражениях на вычитание-
  3. В выражениях на умножение –
  4. В выражениях на деление-

5) В выражениях на порядок действий:

определение последовательности действий-

в вычислениях –

  1.  Справились без ошибок в решении текстовых задач:

Допущены ошибки:

  1. в выборе действия-
  2.  в вычислениях-
  1. Справились без ошибок в решении геометрических  задач:
  1. Нахождении стороны фигуры-
  2. Нахождении периметра фигуры-
  3. Нахождение площади фигуры-
  4. В чертеже отрезка-
  5. В чертеже фигуры-
  1. Справились без ошибок в сравнении числовых величин, числовых выражений-

Допущены ошибки:

  1. В выборе знака сравнения
  2. В вычислениях
  1. Справились без ошибок в сравнении именованных чисел-

Допущены ошибки:

  1. В выборе знака сравнения-
  2. В преобразовании именованных чисел-
  1. Справились с решением уравнений-

Допущены ошибки в решении уравнений:

  1. На нахождение неизвестного слагаемого-
  2. На нахождение неизвестного вычитаемого, уменьшаемого-
  3. На нахождение неизвестного делимого, делителя-
  1. *Справились с дополнительным заданием 2 уровня:

1) решением нестандартной задачи-

2) восстановлением числового ряда-

3) восстановлением неизвестного числа в числовом выражении

И прочие задания на смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы г...

Методическое письмо Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов  по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивид...