«Концепция развивающего обучения И.Г.Песталоцци, как составляющая часть современного образования»
статья (4 класс) на тему

Попова Алла Николаевна

И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования. Предметы преподавания рассматривались им  больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци”.«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». Для родителей  очень важно  сохранить  в ребёнке эмоциональную стабильность  и уверенность в своих силах. Необходимо создать  безопасную  и прочную психологическую основу в его творческих начинаниях, которая помогала бы ему справляться с разочарованиями, неудачами и ошибками. Родители должны обязательно общаться со своим ребёнком с  самого раннего детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popovoy_a.n._gimnaziya_1.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Концепция развивающего обучения И.Г.Песталоцци, как  составляющая часть  современного образования»

 учитель Гимназии №1 Попова Алла Николаевна

И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования. Предметы преподавания рассматривались им  больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци”

Он  развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать.  Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. «Познание, -утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека  как образующие силы». Но,  не смотря на то, что он считал, что всё заложено в человеке самим Творцом,  целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели — воспитании  истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка  И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». Для родителей  очень важно  сохранить  в ребёнке эмоциональную стабильность  и уверенность в своих силах. Необходимо создать  безопасную  и прочную психологическую основу в его творческих начинаниях, которая помогала бы ему справляться с разочарованиями, неудачами и ошибками. Родители должны обязательно общаться со своим ребёнком с  самого раннего детства. Анализ многочисленных случаев смерти  младенцев в домах ребёнка, проведённый в Америке и в Европе   привёл учёных к выводу: причина- неудовлетворённая потребность  детей в психологическом контакте, т.е в уходе, заботе, внимании со стороны близкого взрослого. Этот вывод привлёк  внимание врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения ещё больше  стали привлекать внимание учёных. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети « с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся  отношений в семье. Мировая практика показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся   восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка- его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития. Работая с родителями, я вижу, что большинство родителей осознают, в чём заключается правильное воспитание, но на практике испытывают  трудности. Из чего я делаю вывод, что родителей надо  не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Этим и занимается психолог в школе сейчас. Но беседы с родителями за круглым столом, в дискуссионном родительском клубе  и многое другое даёт возможность родителям установить со своими детьми  глубокое взаимопонимание.

Главные результаты учения:

  1. Самый очевидный результат- это знания, которые ученик получает, или умения, которые он осваивает.
  2. Менее очевидный результат- ребёнок продвигается в  умении  учиться, то есть учится организовывать свою  жизнь и деятельность.
  3. Третий результат- эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
  4. Четвёртый результат- некоторый вывод о себе, своих способностях.
  5. Наконец, пятый результат- тоже эмоциональный след, но уже от родителя ( или учителя) и взаимоотношений с ним.

Некоторых родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат. Всё- таки, самое важное- взаимоотношения с родителем и учителем, атмосфера, в которой происходит  учёба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранить доброжелательную  атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что- то живо обсудить  и порадоваться удаче. Итак, здесь итог либо положительный (остались друг другом довольны) либо отрицательный ( пополнилась копилка взаимных недовольств). Второй по важности результат- вывод о себе и своих способностях: «я это могу», либо- « увы, мне это не под силу». Это значит, что в копилке самоощущения ребёнка  прибавится уверенность или неуверенность  в своих силах. Понятно, что взрослому здесь нужно быть терпеливым и доброжелательным, уметь помочь или дать возможность справиться самому.

Следующий результат - эмоциональный след от занятий. Положительные или отрицательные  переживания ребёнка во время учёбы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется  либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».

Любая деятельность, и взрослого и ребёнка, успешна тогда, когда она делается с удовольствием. Важно помнить «об обогащении среды» и «зоне ближайшего развития». А что это значит? Это значит, заботиться о подборе задач, игр, материалов, умных игрушек, загадок, произведений искусства, музыки, книг - короче говоря, заботиться  о погружении ребёнка в широкий мир знаний и человеческой культуры.

Попробую обобщить опыт успешных родителей, учителей, воспитателей. В чём главные «секреты» их успеха? На мой взгляд, это  осознанное  понимание ребёнка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему  свободы роста и развития, введение ребёнка  в среду человеческой культуры, создание безопасной и психологически верной атмосферы общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (базовый уровень) для 1 класса. Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдов

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования, на основе психолого-педагогической концепции развивающего...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока по русскому языку  4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов.  Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...

Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании

В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, где определено позитивное влияние исследовательской...

Концепция развивающего обучения в начальном общем образовании

Статья посвящена концепциям развивающего обучения в начальном общем образовании...

Концепция развивающего обучения в начальном общем образовании

Статья посвящена концепциям развивающего обучения в начальном общем образовании...