Родительское собрание. "Садимся за уроки"
методическая разработка (2 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Садимся за уроки!

     Если наши дети хотят быть людьми                

                                                               в самом деле образованными, они   должны приобретать образование

                                                         самостоятельными занятиями.

                                                                                    Н.Г.Чернышевский.

 

Цель:

 выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

 дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

 познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

 дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: родители учащихся 2 класса и классный руководитель.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг для родителей;  б) оборудование места для работы;

 в) «книжечки» участников собрания;  г) памятки родителям: «Садимся за уроки», «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Садимся за уроки!

     Если наши дети хотят быть людьми                

                                                               в самом деле образованными, они   должны приобретать образование

                                                         самостоятельными занятиями.

                                                                                    Н.Г.Чернышевский.

Цель:

 выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

 дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

 познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

 дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: родители учащихся 2 класса и классный руководитель.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг для родителей;  б) оборудование места для работы;

 в) «книжечки» участников собрания;  г) памятки родителям: «Садимся за уроки», «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков»,

Организационный этап

Слайд 1.

 Встреча родителей (упражнение на сплочение группы и создание рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата)

Игра «Веревочка» Веревочку связать так, чтобы получилось кольцо. Все встают в круг и берутся двумя руками за веревочку, которая находится внутри круга. Все закрыть глаза и построить треугольник, квадрат, круг.

Слайд 2.

Скажем о самом ребёнке 4 лучших качества.

Затем целесообразно обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему? В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Повестка дня

 1. Как правильно организовать подготовку домашних заданий

 2. Итоги учебно-воспитательной работы

 3. Организационные вопросы

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится… (закончите сказку по цепочке, дополняя друг друга)

Слайд 3. Игра «Разброс мнений» (идет осознание родителей своих проблем)

 У нашего ребенка есть специальное место, где он …

 Наш ребёнок выполняет домашнее задание…

 Самостоятельно справляется …

 Готовит с трудом…

Моя помощь в приготовлении д/з заключается…

 Когда ребёнок учит уроки, мы …

 Если ребенок выполнил д/з небрежно, то…

 Мы думаем, что на воскресенье …..

 Ребёнок начинает приготовление д/з с …

 При приготовлении д/з необходимо …

 При подготовке д/з по русскому языку мы …

 Если ребёнок включается в работу сразу, то …

 Если ребёнок включается в работу медленно, то …

Слайд 4, 5, 6, 7.

Результаты анкетирования учащихся:

Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

  Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

  С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):

  Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):

 Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?

 Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

 Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?

Слайд 8.

 Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Слайд 9. Домашнее задание выполняет различные функции.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала, устранение пробелов в знаниях.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение).

Слайд 10. Как помочь ребёнку?

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.

 С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.

 А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Слайд 11.  Ситуация 1

«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

 один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

 дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

 один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.

Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Вывод: Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место, бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Слайд 12.  Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки».

Садись за уроки всегда в одно и то же время.

Проветри комнату до начала занятий.

Выключи радио, телевизор

Сотри со стола пыль

Свет с левой стороны

Уточни расписание уроков на завтра

Приготовь письменные принадлежности для занятий

Убери со стола все лишнее

Сядь на стуле удобно и открой учебник.

Слайд 13

В каком порядке следует учить уроки?

 Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Слайд 14. 

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

 до 1 часа – в первом классе;

 до 1,5 часов – во втором;

 до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Как воспитывать самостоятельность?

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.

Слайд 15.  РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ, ВЗРОСЛЕТЬ!

Слайд 16. Помните, что Вы являетесь образцом подражания для своего ребёнка

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Решение родительского собрания

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Садимся за уроки.

Определяем основные затруднения и пути оптимизации выполнения домашних заданий. Обмен опытом между семьями. Рекомендации родителям....

Родительское собрание. Садимся за уроки. 2 класс

Здесь представлен материал в виде презентации для родительского собрания. Цель данного собрания: помочь родителям при выполнении детьми домашнего задания. Игры-практикумы, советы, рекомендации....

Родительское собрание "Садимся за уроки"

Здесь даны рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение самостоятельно работать дома с учебным материалом....

Родительское собрание"Садимся за уроки"

Сценарий родительского собрания "садимся за уроки".Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтро...

Родительское собрание "Садимся за уроки"

Помочь родителям организовать ребёнка для выполнения домашнего задания...

Родительское собрание "Садимся за уроки!"

выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно....