Активизация познавательной активности младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пивоварова Анастасия Викторовна

Небольшая статья-сообщение включила в себя теоретические и практические рекомендации по активизации деятельности учеников на уроках, касающиеся учителей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №883 г.Москвы

Выступление – сообщение на заседании методического объединения учителей начальных классов.

Тема выступления: Активизация познавательной деятельности младших школьников.

Выступление подготовила : учитель начальных классов

 Пивоварова А.В.

2014 – 2015 уч.год



Актуальность темы выступления.

Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни. Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека.

Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность.

Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития.

Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким. 



Характеристика познавательных процессов

Восприятие.

Это основа познавательной деятельности. Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

 Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной. К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

Память.

В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

 · Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

 · Память лучше фиксирует конкретные предметы, а не абстрактные.

 · Требуется подключение всех видов анализаторов.

Воображение.

На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения.

 Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Мышление.

 У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

Развитие речи.

 Речь напрямую связана с мышлением.

 · Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса. 

· Более точным становится значение слов

 · Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

 · Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.


Методы активизации познавательного развития младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности.

 Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения:

словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.


Дидактическая игра


Для использования познавательных игр О. С. Газман выделил такие требования:

 - игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать

 - слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника

 - важно соблюдать принцип «от простого — к сложному»

 - необходимо соблюдение возрастного принципа

 Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание.

 Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе.

У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию:

 Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности.

 Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

 В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.

 В-четвертых, развивающие игры подготавливают сознание к встрече с новым. Также, в дидактических играх нет обучения напрямую, и всегда есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, они практически никогда не устают обучаться, играя. Важной частью игр являются правила, которые направляют игру и регулируют поведение детей.

Подвижные игры с дидактическими элементами подразделяются группы:

 · Имитационные игры и упражнения с предметами

 · Сюжетные игры с простыми правилами

 · Драматизированные (игры по сюжету)

 · Бессюжетные игры с правилами

 · Спортивные игры

По характеру материала, используемого в дидактических играх, есть

 - настольно-печатные (парные картинки, домино, лото, складные кубики и разрезанные картинки) ;

- с предметами, разными по величине, форме и цвету (мозаика, природные материалы: нанизывание, собирание целого из разных частей, выкладывание и т. д. ) ;

 - словесные игры, развивающие быстроту реакции, сообразительность и внимание, связанную речь. Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:

 - игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей

 - игра в середине урока нацеливает на усвоение темы

 - в конце урока игра чаще носит характер поиска. На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной

 Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.

Советы учителям и родителям

Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей.

При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной?

Обе стороны — и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях:

- ребенок – ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера;

 - подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение — целесообразно;

- интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний.

 - обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес


 - школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома) .

 Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …») ; оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д. - важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей.

Практические советы:

 Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора.

Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила.

У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний. Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома.

 Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей:

 · Соблюдается ли домашний режим дня

 · Готовятся ли школьные вещи заранее

 · Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе

· Опаздывает ли ребенок в школу (как часто)

 · Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем

 · Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе.

 Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью. Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций. При необходимости — посещение психолога. Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске – это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Активизация познавательной активности младших школьников посредством использования ИКТ обучения

Разработка методической темы содержит материал доклада по данной теме и презентацию, в которой наглядно показаны возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает ...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...