Примеры заданий для развития речи детей
материал на тему
Речевое общение явилось одним из самых важных достижений человечества. С помощью языка люди могут общаться и передавать опыт, накопленный поколениями. Зародившись вместе с трудовыми навыками, речь развилась в систему из знаков, отдельных слов и предложений. Владение речью – неотъемлемый признак человека, выделяющий его из природной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_zadaniy_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx | 320.72 КБ |
u_kogo_kakoy_predmet.r.r.docx | 657.33 КБ |
chistogovorki.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры заданий для развития речи детей
1. Повтори чистоговорки:
На центральных улицах
Жизнь кипит, волнуется,
Крутится, кружится,
Не угомонится.
***
Храм на площади стоит
В колокол звонарь звонит.
***
Дождь на площади частит
И прохожих не щадит.
. Догадайся, куда направляются дети. Помоги им пройти через лабиринт (рису
Соедини одинаковые шарики ниточками и узнай, на территории какого края расположен наш город? (рисунок 2)
Раскрась флаг нашего города (рисунок 9).
Перенеси буквы по цветным линиям, и ты узнаешь название одной из самых длинных улиц города (рисунок 3).
Предварительный просмотр:
У КОГО КАКОЙ ПРЕДМЕТ?
Цель:
1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.
2. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных— названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т, п
Игровой материал:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся ДРУГ от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др. (рис. 2).
Ход игрового упражнения на занятии
Учитель кладет перед детьми по 2—3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки1.
Учитель. На моей картинке — рубашка.
Ребенок. На моей — тоже рубашка Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне- летнего сезона.
Учитель. Моя рубашка клетчатая.
Ребенок. А моя полосатая.
Учитель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.
Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу.
Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
Учитель. У меня рыбка красного цвета.
Ребенок. А у меня голубого.
Учитель. У моей рыбки большой хвост.
Ребенок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Учитель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено.
Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано.
Например:
Учитель. У меня желтый фартук.
Ребенок. А у меня голубой.
Учитель. На моем фартуке один карман.
Ребенок А на моем два кармана.
Учитель. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников.
Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.
В дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.
Предварительный просмотр:
Логоритмическое занятие
«Выходные в загородном доме» (тема «Семья»)
1 часть.
Развитие слухового внимания.
Хлопни, когда услышишь название родственника.
Мама, одноклассница, папа, сосед, дядя, дворник, сестра и т. д.
Музыкально - ритмические движения, перестроения (Идем на дачу)
Шагом, бегом, скользящий шаг («Поехали на лыжах»), шагом, ходьба с высоким подниманием колена («Перешагиваем через сугробы»).
Игра на внимание «Горка, Сугроб, Дорожка»
Дети шагают, по сигналу выполняют определенные движения.
«Горка» - дети встали в круг, руки подняли вверх.
«Сугроб» - сели, руки на голову.
«Снежная дорожка» - сели друг за другом, руки положили на плечи впереди сидящему.
Прибыли на дачу, «стряхнули» снег с одежды, потопали ногами, огляделись.
Комплекс ОРУ «На даче»
- «Папа снимает с антресоли посуду»
ИП ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – руки вверх, на носочках,
2 – ИП,
2. «Мама включила миксер для замеса теста»
ИП ноги на ширине плеч, руки перед собой, вращение кистей.
- «Бабушка включила стиральную машину»
ИП тоже, круговые движения руками.
4. «Дочь пылесосит»
ИП ноги шире плеч.
1 - наклон, колени не сгибаются.
2 – ИП.
5. «Дядя колет дрова».
ИП ноги шире плеч, руки на верху, сцеплены в замок.
- Наклон, с одновременным выдохом «Ух»!
- ИП.
6. «Сын собирает дрова».
ИП ноги шире плеч.
- Наклон к правой ноге.
- ИП.
- Наклон к левой ноге.
- ИП.
7. «Радость от проделанной работы»
Прыжки.
Самомассаж. «Снежок».
Легкие поглаживания лица подушечками пальцев.
Развитие речевого дыхания.
«Греем замерзшие руки». Вдох через рот, выдох через рот, на выдохе произнесение звука «Х-Х-Х».
Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы узнаем, не забыли ли вы членов семьи. Когда услышите правильное название - хлопните в ладоши.
дочка-бочка-почка
Шин – сын - син
Папушка – бапушка - бабушка
Примянница – племянниса - племянница
Артикуляционная гимнастика
«Мама испекла блинчики». Положить «широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
«Мама испекла пирожки с разной начинкой». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий « язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в трубочку – «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами – «пирожок с брусникой».
Пальчиковая гимнастика
«Семья» Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева
Папа, мама, брат и я – Дети правой рукой загибают
на левой руке по одному
пальчику,
начиная с большого.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый
кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают на правой
по одному пальчику, начиная
с большого.
Все живём в одной квартире. Показывают крепко сжатый
кулачок правой руки.
Мимические упражнения
Покажите, как обрадовался дядя, когда увидел, какой помощник подрос; как огорчилась мама, когда увидела занозу в пальчике сына.
Оркестр.
Песня «Золотая свадьба» Муз. Р. Паулса (аудизапись)
Инструменты: колокольчики и ложки.
Игра на инструментах по показу музыкального руководителя.
Пение.
Исполнение по ролям песни «Что такое семья?»
Муз. Е. А. Гомоновой
Что такое семья? Поёт солист, загибает
Папа, мама и я, пальчики.
И сестрёнка моя-
Вот и вся у нас семья….
- Ну а как же бабушки? Поют 2 бабушки.
- Ну а как же дедушки? Поют 2 дедушки.
Что такое семья? Поют вместе, загибают
Папа, мама и я, пальчики.
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
И сестрёнка моя-
Вот и вся у нас семья….
- Ну а как же дяди? Поют дяди.
- Ну а как же тёти? Поют тёти.
Что такое семья? Поют вместе, загибают
Папа, мама и я, пальчики.
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
Тётя Ася, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя-
Вот и вся у нас семья….
А братишек и сестрёнок Поёт вся группа.
Всех двоюродных назвать –
Так до вечера считать!
Игра.
«Маме надо отдыхать» Муз. О. С. Боромыковой
Мама сидит на стуле и дремлет, а вокруг неё стоят дети, которые не хотят её будить.
Маме надо отдыхать, дети, держась за руки,
Маме хочется поспать. покачиваются из стороны в сторону.
Я на цыпочках хожу, идут на носочках к маме и
Маму я не разбужу. обратно
Тук – тук, тук – тук, идут врассыпную, громко
Тук, тук, тук. топая пятками,
Раздаётся пяток стук. сходятся у стула, где спит мама.
Мои пяточки идут, Мама просыпается и
Прямо к мамочке ведут. шутливо догоняет детей.
Слушание-релаксация.
Чайковский «У камелька».
Папа растопил камин на даче. Все легли на мягкий ковер около камина и расслабились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с задержкой психического развития
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Поче...
Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....
Роль родитель в развитии речи дете. Зачем логопед задаёт домашние задания?
Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??...
Задания на развитие речи у детей с ОВЗ
Все эти задания помогают улучшить речь детей с ограниченными возможностями здоровья, разнообразить занятия, обогатить словарь. Старайтесь вовлекать детей в общение, поощрять их, давать комментарии и п...