Урок для родителей Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.
учебно-методический материал по теме

Вахненко Светлана Владимировна

Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидактические приёмы и правила воспитания детей, пополнившие сокровищницу методов воспитания педагогической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_roditeley.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для родителей

Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.

Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидактические приёмы и правила воспитания детей, пополнившие сокровищницу методов воспитания педагогической науки.

Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят».

Поощрение в семьях казаков выражалось чаще всего в «добром слове» - в похвале: «помощник», «казак», «молодец», «хорошо», «очень хорошо»: «О, сынок, молодец! Молодец сынок! О казак ростэ!».

Реже детей баловали подарками (новая ложка, конфеты) или игрушками чаще всего сделанными руками отца – «коныки», «шабли» и т. д.

Удостаивались похвалы казачата за лихость и смелость, проявленные в военных играх. С малых лет за баталиями казачат с одобрительными улыбками наблюдали старики, а иногда и сам атаман приветствовал «войско» и хвалил выправку у отличившихся.

При проведении казачьих смотров и соревнований самым лучшим из казачат атаман вручал богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки.

Победитель-казачок в скачках  на необученных конях (неуках) получал полный комплект сбруи иногда вместе с конем и большую серебряную кружку.

Занявший второе место казак получал несколько аршин алого сукна и парчи.   

Третьему победителю доставались элементы конской сбруи: тебеньки, стремена и сафьян (мягкая кожа, ярко окрашенная). 

Эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

Во взрослом казачьем мире система поощрений выражалась в обогащении войсковой символики (клейнодонов / регалий), которая подчеркивала его особость и самостоятельность. Как пишет Н. И. Кирей, регалии «являлись не только ... признаками монаршей милости, но и знаками известной юридической и политической самостоятельности казачьего войска, внутреннего его устройства, иерархии управления и личного состава» .

По подсчётам этого автора весь фонд регалий войска насчитывал более 80 знамён и примерно столько же других предметов .

К числу важнейших символов относились железные, медные, серебряные и позолоченные булавы, перначи, серебряные литавры и ключи к ним, серебряные и позолоченные блюда, солонки, бунчук, знамёна, царские грамоты и т.д.

Многие из этих символов имеют древнее происхождение: бунчук / «бобылёв хвост», булавы и перначи, музыкальные инструменты, знамёна с дополнительной символикой (изображением солнца, звёзд, круга, позолоченного яблока, и пр.) требуют тщательного анализа и «прочтения». Сам факт их существования, наличие особых ритуалов вручения и использования в связи с наиболее значительными событиями (проведение круга, рады, крупных войсковых или православных праздников), указывает на их особую значимость и достаточно древнее происхождение норм и форм дипломатии царского двора по отношению к казачеству. Вручение очередных символов всегда воспринималось той и другой стороной как дар и как очередное подтверждение статуса казачества, войска. В особо значительных ситуациях, как, например, в 1792 году, сразу после переселения черноморцев (запорожцев) на Кубань, государь в числе «высочайших даров» отправляет им и хлеб-соль. Причём хлеб этот по традиции делится на части между войском, между всеми куренями .

Система наказаний в общественной казачьей жизни регулировалась высшими органами управления общеказачьими собраниями, станичными и войсковыми кругами, или радами. Эти  инстанции и способствовали выработке кодекса нравственности южнороссийских казаков.

Особой градации в наказаниях не было. Мелкие проступки оставляли без особого внимания. Но за серьезные преступления наказания были крутыми. За измену, убийство, воровство, прелюбодеяние, скверные слова, беспробудное пьянство – наказание было одно «в куль, да в воду».

Наказание могло включать также сечение нагайками, отсидку в воде, посадку в колоду (на ноги,  повыше щиколоток  одевались и закреплялись два деревянных бруска с вырезами для ног, чем ограничивалась свобода передвижения), штраф напоем (провинившийся должен был бесплатно напоить потерпевшего или всех желающих), повешение за ноги  или за шею на большом якоре на майдане и, даже, разрывание лошадьми (веревки привязывались к ногам преступника и к двум верховым лошадям).

Плетьми секли за преступления средней руки (огурство, т.е .озорство, воровство, несоблюдение постов). За шалости, за несоблюдение станичных постановлений могли наказать «напоем». Сквернословие, оскорбление обидным словом «шельма» каралось очисткой. Атаман давал обиженному или обиженной палку и говорил: «Очисть – бей его палкой по ногам». Потерпевший брал палку, отмерял длину по своему локтю и отрубал лишнее. Потом бил обидчика по ногам, приговаривая при этом: «Знать не знаю, ведать не ведаю», т. е. не знает сам и не слышал от других. Бил до тех пор, пока атаман или станичный сбор не скажет: «Будет. Хватит, очистил».

Наказание считалось у казаков необходимым средством при воспитании. С детства казаку внушали, что наказание неотвратимо и не обсуждается.

Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

В большинстве случаев за небольшие провинности «шкоды», право наказания оставалось за матерью. Она могла отхлестать хворостиной, отшлепать, поставить на колени и т. д.

Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет и бутеши долголетен на Земле». Отцовское наказание всегда было более жестким, хотя и не всегда влекло за собой физическое воздействие.

Наказание отца сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их: «Быть нэ будэ батько, но если вин будэ с тобой балакать, то подумай, у другой раз подумаешь: «Да луче ты мэнэ отпоров, як ото це воспытывать».

Физическое наказание применялось отцом при самых тяжких проступках: утеря скота, подвергнуть свою или чужую жизнь опасности, воровство, многократное нарушение запрета. В этих случаях применялись вожжи, ремень, кнут (нагайка).

В большинстве случаев отцы наказывали лишь сыновей, причем отцовская власть оставалась одинаково сильной на протяжении всей их жизни. Если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку .

                             Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 Вахненко С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями. "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?...

Поощрение и наказание как методы воспитания

Задачи: способы пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; ...

Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье

Повышение воспитательной роли семьи. Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье....

Анкета «Поощрение и наказание как методы воспитания»

Анкета для родителей «Поощрение и наказание как методы воспитания»...

родительское собрание "Поощрение и наказание как методы воспитания"

Конспект родительского собрания на тему "Поощрение и наказание как методы воспитания"...

Помощь к родительскому собранию "Поощрения и наказания как методы воспитания"

Для учителей и родителей   доклад на родительское собрание " Поощрения и наказания как методы воспитания"...