Главные вкладки

    Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье
    статья на тему

    Аранова Лариса Очировна

    Повышение воспитательной роли семьи. Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pooshchrenie_i_nakazanie.docx30.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повышение воспитательной роли семьи в воспитании детей.

    Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка                                в семье.  

                                                                     

                                                                      Существовала некогда пословица

                                                                      Что дети не живут, а жить готовятся.

                                                                      Но вряд ли ли в жизни преуспеет тот,

                                                                      Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

                                                                                                                     С. Маршак

                 Как воспитывать ребёнка, чтобы вскрыть лучшее, что заложено в нем, и

    Проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и

    быть не может. Точно так же как нет идеальных детей и поверьте, не существует идеальных родителей.

                 Быть родителями – значит всё время учиться ими быть: развивать интуицию самообучаться по мере того как растут дети; помогать себе и им

    стать ближе друг другу.

                  Очень часто ребёнок становится нервным агрессивным и

    неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению

    к нему методы наказания и как это не парадоксально поощрения. Уровень

    тревожности в этом случае у ребёнка становится высоким, а результы учебной

    деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются.

                  Говоря о наказании совершенно нет такой необходимости призывать к физическому насилию или применению силы, а именно об этом думают в первую очередь. Наказанием фактически является все, что вызывает у ребенка отрицательную реакцию. Ребенок приходит в мир с огромным запасом энергии громадными интересами и богатым ассортиментом индивидуальных потребностей с одной стороны. С другой         стороны он обладает неразвитыми моторными навыками, слабой волей и ограниченными представлениями о добре и зле. По этой причине его развитие обязательно сопровождается бесконечной вереницей различных оплошностей и дурных поступков, что постоянно провоцирует родителей на конфликт. Родители со своей стороны постигают секреты воспитания в процессе реальной жизни. Приобретение этого опыта сопряжено с недостаточным пониманием проблем ребенка в ответственные моменты его развития.

                Наиболее распространенными родительскими ошибками являются:

    1.  Попытка решения личных проблем посредством ребенка;
    2.  Попытка выражения или решения супружеских проблем через ребенка;
    3.  Неправильные реакции по правильному поводу.

                 Теоретически существует две группы наказаний.

    Первая группа наказаний состоит из различных форм лишений (активности или любви): постановка в угол, отстраненность, неразговаривание, запрещение каких либо проявлений активности – игр прогулок, работы за компьютером.

    Вторая группа наказаний опирается на различные страхи. Сюда относятся      крики, взгляды, моральное давление (давление словами, ругань) и собственно физическое насилие.

                Практически наказание для ребенка заключено не столько в словах или действиях, сколько в их эмоциональной и интонационной окраске. Физическое

    наказание ничего не добавит к прочим действиям, если уже удалось вызвать ощущение страха. Некоторые родители продолжают споры на тему «бить или не бить» и одновременно не стесняясь выражений методично уничтожают ребенка словами. На мой взгляд лучше 10 раз шлепнуть ребенка с беспристрастным  видом  (разумеется до определенного возраста),  нежели один раз  сказать  ему  пристрастно «сволочь» или подавить его криком. А если эмоциональная тирада в адрес ребенка еще содержит информацию о том что «лучше бы тебя не было»,  и другие экскурсы  в прошлое подобного рода, то такие родители могут быть уверены – эта несдержанность и боль, которую они причиняют своим детям, вернется к ним десятикратно!

             Наказание не лучший способ воспитания детей, хотя многие родители считают, что у этого способа есть как минимум два достоинства – он простой и эффективный. С возрастом приходит опыт и понимание того что простота и эффективность наказаний весьма спорны.

             Можно сказать, что наказание это способ облегчения души. Отреагировав своевременным наказанием, душа перестает болеть: «Меры приняты» (Только помните  что  после  наказания душа ребенка тоже перестает болеть, так как наказание снимает с него чувство вины.) Если уж приняли такое решение, то наказывая – НАКАЗывайте (от слова наказ).

              Необходимо четко и ясно проговорить ребенку причину своего недовольства,  а  если причина родительского недовольства  видна невооруженным взглядом (ребенок баловался и пролил молоко) то нужно воздержаться от обширных комментариев (выражения лица будет вполне достаточно) и совершить элементарное управление: «Тряпка в углу».     Поскольку ничего  больше не последовало, ребенок не снимает с себя чувство вины и дальше будет думать о поступке.

              Что же касается  телесных наказаний, то тычки и подзатыльники которыми иногда награждаются дети, являются неразумными по ряду причин.    Во-первых, намеренное причинение боли другому человеку в особенности ребенку, унижает самого применяющего насилие.

    Во-вторых, такой вид наказания говорит ребенку о том что более сильный и обладающий большей властью человек может насильно заставить другого человека делать что-либо против своей воли. Неудивительно если в дальнейшем эти дети и подростки выберут такое поведение в качестве своей собственной жизненной стратегии.

    В-третьих, наказание понимаемое как отрицательное стимулирование обладает значительно большей силой и разнообразием методов если ребенку совершенно ясна связь между его поступком и наказанием. Другими словами только понимание ОТВЕТСТВЕННОСТИ делает наказание эффективным и человечным методом воспитания. Желание ответить наказанием на огорчение которое принес проступок ребенка недостойно взрослого человека.

    В-четвертых, бить детей вредно и по медицинским показаниям тоже. По голове    -  это  просто  преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам – медики категорически запрещают, так как здесь  много  нервных  окончаний  связанных  с  самыми  разными    органами.

    Удар  по  лицу  самый унизительный,  он никогда не забывается и не будет прощен.

               Дети подражают нам в своем поведении. Если родитель чувствует необоротимое искушение применить физическую силу к своему ребенку, я советую  ему обратиться к дополнительной помощи в решении своей собственной психологической проблемы.

               Наказания также имеют свою иерархию:

    1. Игнорирование нежелательного поведения;
    2. Словесные замечания;
    3. Лишение привилегий;
    4. «Высылка» - в угол другую комнату и т.п.

    Игнорирование нежелательного поведения.

               Иногда родителям советуют: «Не обращайте внимания – само пройдет».

    Однако здесь не все так просто. Игнорирование нежелательного поведения – это эффективный метод, однако многие  родители  затрудняются в  его  использовании. Надо понимать, что бывают случаи, когда ребенок совершает заведомо непозволительные вещи с единственной целью – привлечь  родительское внимание. И выход из этой ситуации не прост: с одной стороны, если ребенку нужно ваше внимание,  он  должен получить его в благожелательной форме, с другой стороны стоит ребенку понять, что вы поддаетесь на провокации, как он станет пользоваться этим все чаще.

               Все это довольно трудно. Родителей часто расстраивает их неспособность игнорировать негативные формы поведения. По этому поводу предлагаю несколько советов:

    - не смотреть на ребенка тогда когда он ведет себя плохо;

    - уйти в другую комнату;

    - слушать музыку, заняться физическими упражнениями;

    - родители должны быть единодушны в игнорировании нежелательного поведения.

    Нужно  продолжать  игнорирование до тех пор, пока он не изменит свое поведение. Это трудный подход; и может пройти немало времени пока с его помощью будет устранено нежелательное поведение.

    Словесные замечания

    Словесные замечания должны быть краткими и точными. Слишком много рассуждений по поводу тех или иных поступков ребенка могут только усилить и поддержать их. Достаточно сказать: «Нет», «Достаточно», «Стоп». Если этого недостаточно нужно обратиться к следующей ступени – лишению привилегий.

    Лишение привилегий

    Это  не  должно  быть  наспех.  Этот  подход  должен  осуществляться в спокойной манере, и  основные  правила, касающиеся его применения, должны быть заранее известны ребенку. Основной принцип заключается в том, что ребенок  постоянно  зарабатывает  привилегию;  если  он  демонстрирует     какую-то нежелательную форму поведения, то он не получает этого.

                 К применению наказаний нужно подходить осторожно. Согласно результатам  многих  исследований.  Большая  часть  отношений  между

    родителями и детьми осуществляется в негативном ключе. Иначе говоря, родители чаще ругают детей за проступки, чем хвалят за успехи.

              Родителям нужно запомнить что

    НАКАЗАНИЯ  ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗДРАЖЕНИЕМ И ГНЕВОМ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЧРЕЗМЕРНЫЕ И СЛИШКОМ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ,  НИКОГДА  НЕ  ПРИВЕДУТ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ. Как бы ни был наказан ребенок, что бы он ни сделал, он должен всегда чувствовать в родителях родных самых близких людей.

             Точно так нужно быть осторожным и с поощрениями.

    Детская радость удовольствие развлечения должны представляться детям не в качестве  награды  за  хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо нужно дать ему  при  всех  условиях  независимо  от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно нельзя давать ему виде награды.

              С определенного возраста родители должны определиться в вопросе формирования отношения детей к деньгам. Здесь позиция взрослых должна быть продуманной и взвешенной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой разговоров заслоняя собой другие стороны жизни семьи  то велика вероятность того что у ребенка сформируется твердые убеждения в том что деньги и есть главный смысл жизни. Другая крайность – вообще не уделять внимания экономическому воспитанию детей в семье.

    Многие  исследователи  подчеркивают что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того имели ли они подобный опыт в детстве.

               Отношение многих родителей к карманным деньгам, к поощрению виде денежных средств до сих пор остается двойственным. С одной стороны многие боятся что деньги «испортят ребенка». С другой стороны для многих родителей деньги и подарки – это  самый  простой и удобный способ «отделаться» от ребенка в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей.

              Истина в этом вопросе где – то посередине. С того момента как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег,   он осознает что это такое, то есть с того момента когда он хочет иметь свои деньги, то они должны у него быть.

              Есть  мнение, что надо в виде поощрения оплачивать детям хорошие отметки и работу дома. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее Но здесь есть серьезный подводный камень прямо-таки подводная скала.

               Человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению и поэтому учиться. Задача родителей здесь – выработать интерес к учебе как таковой, а не подменять его интересом к деньгам. К тому же качество пятерки бывает разным – оценка все же вещь субъективная.

              С домашним хозяйством и самообслуживанием приблизительно та же картина.  Не  надо подменять воспитываемое осознание необходимости некоторых действий стремлением к деньгам.  Лучше объяснить, что люди живущие вместе должны думать друг о друге. Ведь взрослому никто не будет оплачивать мытье посуды и уборку в доме.

              Все это не значит, что вообще никак не надо  отмечать успехи своего ученика в учебе или других делах.   Наоборот подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка.

    Выводы и заключение.

              Готовясь к данному выступления я перечитала много хорошей педагогической периодики, которую выписываю еще с времен обучения в институте, книг, помогла в работе и моя учеба на дистанционных курсах повышения квалификации по курсу Е.Е. Кравцовой «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»; работаю в содружестве с нашим школьным психологом.

              Мы с психологом составили анкету для родителей и опрос для детей по вопросу использования в воспитании детей мер поощрения и наказания.

               С некоторыми результатами анкетирования хотела бы ознакомить вас.

               На вопрос: «Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание»

    80% родителей, к сожалению, ответили положительно. При выборе между поощрением и наказанием все родители отдали предпочтение поощрению, что меня радует. Согласились с тем что «бывают случаи, когда лучшее наказание-  

    это ремень»  35% родителей, что огорчает меня как педагога и родителя. На вопрос о том, когда принимается решение о наказании, только 39% ответил      

    «После того как остыл и разберусь».

               Ответы  детей  тоже  дают  пищу  для  размышления.  Хочу   привести

    Несколько  цитат  из  размышлений  детей  на   вопрос:  «Если  бы  я  был волшебником, то от чего бы избавился в воспитании»

    - «…я бы сделал себя очень хорошим и послушным…»

    - «…чтобы они (родители) не ссорились по пустякам…»

    - «…чтобы мама (папа) стала добрей…»

    - «…чтобы ремнем не били…»

    - «…чтобы чтобы на меня не ОРАЛИ! …»

    - «…не покупали торты, кроме медового…»

              Результаты опроса требуют серьезного изучения привлечение к работе школьного психолога. С некоторыми родителями беседы и работа уже ведутся. Это большая работа, но она необходима и  родителям и педагогу. После анализа результатов, я планирую провести родительское собрание «К вопросу использования в воспитании детей мер поощрения и наказания»

              В заключении разрешите прочитать китайскую притчу «Ладная семья».

              Жила  на  свете  семья.  Она  была  не  простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особенная – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни упаси Боже драк и раздоров.

              Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил     проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его             возрадовалась: кругом чистота красота и мир. Решил он узнать, как жители села добились такого лада пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Глава взял лист бумаги и стал что-то писать.

              Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял и удивился. Три слова

    были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал как водится за ухом и спросил:

    - И всё?

    - Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи – и, подумав добавил – и мира тоже.

             Мы – учителя воспитатели родители – не хозяева жизни детей. Мы  не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут     повлиять на путь ребенка.

             Разрешите закончить словами педагога Ш.А. Амонашвили: «Плохими детьми не рождаются. Ребенок рождается, что бы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее сильнее, чем при самостоятельной работе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поощрение и наказание как методы воспитания

    Задачи: способы пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; ...

    Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребенка в семье"

    Анкета  для родителей "Стили и методы воспитания ребенка в семье"...

    Урок для родителей Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.

    Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидакт...

    Анкета «Поощрение и наказание как методы воспитания»

    Анкета для родителей «Поощрение и наказание как методы воспитания»...

    родительское собрание "Поощрение и наказание как методы воспитания"

    Конспект родительского собрания на тему "Поощрение и наказание как методы воспитания"...

    Помощь к родительскому собранию "Поощрения и наказания как методы воспитания"

    Для учителей и родителей   доклад на родительское собрание " Поощрения и наказания как методы воспитания"...