Поощрение и наказание как методы воспитания
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Лихачева Светлана Ивановна

Задачи: способы пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; показать нереализованные возможности поощрения детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Поощрение и наказание как методы воспитания

Задачи: способы пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; показать нереализованные возможности поощрения детей в семье.

Форма проведения:  обмен мнением.

Вопросы для обсуждения: методы и приёмы воспитания; методы поощрения и наказания.

Подготовительная работа: проведение классного часа “О наказании и поощрении” (см. комментарии после собрания); анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); написание сочинения-размышления “День, который мне  хотелось  бы забыть…”

  1. Х о д     с о б р а н и я
  1. Вступительное  слово

Уважаемые мамы и папы!

Наши дети повзрослели. Пройдёт совсем немного времени, они станут учениками четвёртого класса. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением. Расширяется круг друзей, появляются товарищи не только в школе, но и во  дворе, в других классах, в это круг входят ребята не только одного возраста, но и те, кто постарше.

Наши ученики уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает объективно и не очень. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают  дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию. Почему у одних ребят из класса взросление происходит легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями – об этом наш сегодняшний разговор.

Не для кого ни секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.

  1. Анализ   статистики  и  анкетирования

  1. Просмотр видеозаписи классного часа

  1. Инсценировка стихотворения О. Гребневой  “Родительское собрание на лесной полянке”

Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл, а кто летел на тревожный этот зов.

- Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

- Ой, не говори, Енот, он и дома достаёт.

- Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

- Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!

- Ну, а ты скажи, медведь, твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье испытал “прекрасным пеньем”?

- Не могу сказать, соседка, я ведь Мишу вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

- Отвечайте-ка, лесные родители!

Бьёте ли деток своих, мучители?

Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?

- Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

- Про медведя говорят: он на ухо туговат.

Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковкой,

Громкогласно заявил:”Я – противник порки

Я косых своих детей лапою не трогаю.

По дороге каждый день им внушаю строго:

“Не ходите “на ушах”, не грызите в школе двери.

И  хвосты своих друзей вы не суйте в щели“.

Протрещала тут Сорока: “Мены вы не судите строго.

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу”.

Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.

Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:

“Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.

Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.

И от нас учителей, ждут таких же вот вещей”.

“Как не бить?” – кричит Енот.   “Это верно”, - шепчет крот.

 “Ч не справлюсь без битья!” – закричала белка злясь.

И родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

 “Бить или не бить” – вот в чём проблема.

Она, к сожаленью, и сейчас современна.

И разрешить её возможно лишь тогда,

Когда любовь и лад в семье всегда.

  1. Работа в группах. Анализ суждений

Родители получают список суждений по теме собрания. Они читают список, затем выбирают то суждение, по которому они хотели бы высказаться. Затем определяют себе партнёра для доказательства единодушия или отрицательного отношения к суждению и высказыванию и высказывают  свою точку зрения. Родители работают в парах.

Суждение 1.  Бытует мнение, что “клин клином вышибают”. Если ребёнок не выполняет требований родителей, он должен быть наказан обязательно.

Суждение 2. Если ребёнка всё время хвалить за одни и те же поступки и достижения – похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.

Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказание.

Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребёнка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребёнка.

Суждение 6. Наказание должно быть справедливым, тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.

  1. Анализ  сочинений – размышлений
  2. Вручение и обсуждение памятки для родителей
  3. Подведение итогов

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  2. Анкета  для  родителей

- Можно ли ребёнка воспитать без наказания?

- Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

- Как реагирует ваш ребёнок на наказание?

- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?

- Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

- Какие меры воздействия на ребёнка в вашей семье считаете наказанием?

- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?

- Как долго помнит ваш ребёнок наказание?

- Какие меры наказания в вашей семье исключены?

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  1. Памятка   для  родителей.  Как поощрять ребёнка в семье

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражения:”ты прав“,  “мы согласны с твоим мнением” – это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.- Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

- Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  2. Анкета  для  родителей
  1. 1. Считаете ли вы  проблему поощрения и наказания детей в семье важной и актуальной?

А. Да.

Б. Нет.

В. Не думал (а) над этой проблемой.

  1. 2.  Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?  

А.  Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания .

Б.  Как к  родительской обязанности.

В. Не задумывался (лась) над этим.

  1. 3. Как вы относитесь  к наказанию детей в семье?

А. Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.

Б.  Как к одному из важных элементов семейной культуры.

В.  Как к необходимому атрибуту семейного  воспитания.

  1. 4. Наказывали ли вас в вашей семье?

А. Да, регулярно.

Б. Иногда, если этого заслуживал (заслуживала).

В.  Почти никогда.

  1. 5.Как вы поощряете своего ребёнка?

А. Материально.

Б. Морально.

В. Сочетаю различные формы поощрения.

  1. 6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

А. Покупка вещей.

Б. Покупка игрушек.

В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.

Г. Словесные формы поощрения.

Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т.д.)

  1. 7.  Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

А. Физическое наказание.                                                                                           Б. Исключение общения с ребёнком.                                                                                     В. Лишение ребёнка чего-то.

  1. 8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

А. Потерей контакта с ребёнком.                                                                                              Б. Уходом из дома.                                                                                                                 В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.                                           Г. Изменением нравственной  сферы личности ребёнка.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
  1. Анкета  для  учеников

- Как часто тебя наказывают?

- Кто чаще всего тебя наказывает?

- Что может послужить поводом для наказания?

- Боишься ли ты наказаний?

- Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?

- Как часто тебя поощряют?

- Как тебя поощряют?

- Что может послужить поводом для поощрения?

- Кто из родителей тебя поощряет чаще?

- Ждёшь ли ты поощрений?

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
  1. Памятка   для  родителей.  

Уважаемые мамы и папы!  Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребёнка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.

  1. Ваш ребёнок должен чувствовать вашу последовательность и ответственность, объективность и рассудительность в оценке его поступков, поведения.
  2. Никогда не наказывайте своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  3. Не принимайте формальное решение о наказании своего ребёнка.
  4. Уважайте в своём ребёнке человека, не оскорбляйте и не унижайте  его.
  5. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это только поможет ребёнку понять вас и себя.
  6. Требуйте от ребёнка говорить правду, какой бы горькой она для вас не была.
  7. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
  8. Наказывайте ребёнка, не унижая его человеческое достоинство.
  9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от одного из родителей проступки ребёнка. Это может привести к потере вашего авторитета.
  10. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребёнка не оставляйте без внимания.
  11. В промахах и проступках своего ребёнка не пытайтесь делать виноватыми других людей.
  12. “Кто старое вспомнит, тому глаз вон”. Вспоминайте эту пословицу тогда, когда вам хочется укорить ребёнка дурным поступком, когда-то им совершённым.
  13. Общайтесь со своим ребёнком, иногда он совершает проступки, чтобы обратить на себя внимание.
  14. Помните! Хвала должна  быть объективной!
  15. Любите своего ребёнка, несмотря ни на что!

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 Лихачёва Светлана Ивановна,

 учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №15

 пос. Мирского

 Кавказского района

 тел 8-918-125-94-73

2013-2014 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в семейном воспитании

В данной презентации раскрываются преимущества основных методов семейного воспитания....

Урок для родителей Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.

Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидакт...

Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье

Повышение воспитательной роли семьи. Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье....

Анкета «Поощрение и наказание как методы воспитания»

Анкета для родителей «Поощрение и наказание как методы воспитания»...

родительское собрание "Поощрение и наказание как методы воспитания"

Конспект родительского собрания на тему "Поощрение и наказание как методы воспитания"...

Помощь к родительскому собранию "Поощрения и наказания как методы воспитания"

Для учителей и родителей   доклад на родительское собрание " Поощрения и наказания как методы воспитания"...