Программа "Поговорим о наших детях"
консультация на тему

Богданова Лилия Ирековна

В данной программе рассмотрены формы работы по взаимодействию семьи и школы, формы сотрудничества родителей и педагогов, виды и формы проведения родительских собраний, индивидуальные формы сотрудничества, рекомендована тематика родительских собраний и конференции. Программа рецензирована доцентом кафедры Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидатом педагогических наук И. А. Кискаевым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterenko_n.i._karimova_l.i.doc156 КБ
PDF icon scan123.pdf734.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «Поговорим о наших детях»

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка……………………………………………. 2
  2. Цель программы……………………………………………………. 3
  3. Задачи программы………………………………………………….. 3
  4. Предполагаемый результат………………………………………... 3
  5. Этапы программы…………………………………………………… 4-17

А) Изучение семьи учащихся;

     Б) Формы сотрудничества педагогов и родителей:

В) Этапы родительского собрания;

Г) Структура родительского собрания;

Д) Виды и формы;

Е) Родительские университеты и конференции

Ж) Формы познавательной деятельности;

З)  Формы трудовой деятельности;

И) Индивидуальные формы сотрудничества;

К) Формы досуга.

6. Формы работы по взаимодействию семьи и школы в современных            условиях…………………………………………………………………. 17-18

  1. Примерная тематика родительских собраний………………. 19-22

  1. Тематика родительских конференций………………………… 23

  1. Литература…………………………………………………………. 24

  1.  Приложение……………………………………………………….. 25

1. Пояснительная записка.

       Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными воспитателями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.

        Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

       В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность может быть успешной если:

  • Дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;
  • Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, с учётом желания и возможностей участников работы;
  • Создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
  • Отсутствует навязывание, давление на детей, родителей; действия, стиль педагога соответствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

2. Цель программы.

Способствовать развитию сотрудничества школы и семьи;

максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определенную гражданскую позицию.

3. Задачи программы:

Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-восптиательного процесса - учителей, детей и родителей.

Совершенствование деятельности общественной приемной родителей на основе родительской инициативы.

Организация родительского всеобуча на приоритетных началах: учителя- родители, родители- родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

    4. Ожидаемые  результаты:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей  воспитанников;
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками;
  • Активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

        

   5. Этапы программы

    Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить особое внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • Общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • Жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
  • Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и жизни ребёнка в классном коллективе;
  • Уровень педагогической культуры родителей;
  • Стиль взаимоотношений в семье, авторитетность семьи в глазах ребёнка;
  • Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка;
  • Семейные традиции, обычаи, ритуалы.

         Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

      Для изучения семьи педагог может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества, посещение семьи и др.), которые позволят корректировать поведение ребёнка, влиять на взаимоотношения детей и родителей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

      Одной из главных и распространённых форм взаимодействия с родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

  • Организационными;
  • Текущими или тематическими;
  • Итоговыми;
  • Общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

      Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Основной целью их является знакомство с целями и задачами работы школы, планированием учебно-воспитательного процесса (дни открытых дверей и т.д.), итогами работы за определённый промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы.

       Классные родительские собрания проводятся 4 – 5 раз в учебном году.

                        Этапы родительского собрания:

  1. Организация собрания (определяется повестка дня; заблаговременное приглашение родителей и гостей собрания; провести при необходимости анкетирование; подготовить и оформить помещение).
  2. Подготовка сценария и проведение собрания.
  3. Осмысление итогов родительского собрания.

                          Примерная структура родительского собрания:

       Начало собрания должно быть в строго установленное время (удобное для родителей). Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) ( 5 минут).
  2. Анализ анкет родителей, чтобы ярче обнаружить проблему собрания (5 – 7 минут).
  3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10 – 15 минут).
  4. Обсуждение проблемы родителями (20 минут).
  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором».
  6. Заключительное слово учителя (благодарит за участие в совместной работе).
  7. Индивидуальная работа с родителями тех детей, у которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного решения в их преодолении.

         

Виды и формы родительских собраний.

Родительские собрания, в первую очередь, можно разделить на общее или общешкольное и классное.

         Общее родительское собрание в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации  «Об образовании» является формой самоуправления общеобразовательного учреждения.

Общее родительское собрание проводится несколько раз в год (как правило, два раза) в соответствии с периодичностью, закрепленной в Уставе общеобразовательного учреждения.

        Классные родительские собрания рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть. При необходимости их можно проводить чаще.

       Как уже говорилось, основная, цель проведения родительских собраний — объединение усилий семей учащихся и педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в деятельности по развитию личности ребенка, в создании единого воспитательно-образовательного пространства  «семья — образовательное учреждение». В рамках главной цели на каждом родительском собрании решается ряд конкретных задач.

Условно родительские собрания можно разделить на несколько

видов.

Виды родительских собраний

1. Организационные.

2. Информационные.

З. Тематические.

4. Консультативные.

5. Итоговые.

                      Организационные родительские собрания проводятся в тех случаях, если есть необходимость решить какие-либо организационные  вопросы. На таком собрании может избираться родительский комитет, корректироваться и утверждаться планы работы, разрабатываться мероприятия с участием родителей, распределяться общественные поручения.

     Организационное родительское собрание может проводиться при подготовке к экскурсионной поездке, выпускному вечеру, коллективному дню рождения.

                   Информационные родительские собрания близки по виду к организационным, но решают несколько иные задачи, они связаны с изменениями в жизнедеятельности общеобразовательного учреждения.

        В жизни общеобразовательного учреждения происходят изменения, меняется режим работы или педсовет принял решение о введении спортивной формы, изменились условия пребывания детей в группах продленного дня. Все эти изменения должны быть доведены до сведения родителей. Часть вопросов можно поставить директивно, по другим необходимо выяснить мнение родителей или получить их согласие. Директор, завуч или

 учитель на родительском собрании знакомит родителей с новыми документами, которые им необходимо знать, с аналитическим материалом по изучению образовательной программы: школьный библиотекарь может проинформировать о наличии учебников, учебных пособий и книг в библиотеке, познакомить с новинками педагогической и детской литературы, сделать обзор газет и журналов.

       На информационных родительских собраниях дается информация не только родителям, она поступает и учителю. Информацию, необходимую ему для работы с детьми, можно получить прямо «из первых рук». Для классного руководителя информация о детях, полученная непосредственно от родителей, — профессиональный капитал. Дл я получения такой информации необходимо тщательно продумать

вопросы, обращенные к родителям.

         При этом нужно отдавать отчет в том, что в ответах родителей не будет абсолютной объективности, но они в любом случае — важная информация к размышлению для учителя.

            Тематические родительские собрания посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся.

           К тематическим собраниям можно отнести и те, которые проводятся в преддверии праздника и посвящены, например, Международному женскому дню, Дню Защитника Отечества, Дню Победы. Такие собрания-праздники любят родители и дети, на них приходят семьями. Как правило, родительское собрание заканчивается праздничным концертом, в концерте участвуют и родители; и дети.

                 Консультативные родительские собрания проводятся с целью консультаций родителей по тому или иному вопросу, например, по содержанию предметов, методике воспитания, выбору иностранного языка или факультатива, развитию психических процессов у дётей, по организации отдыха в летнее время, по программе школьных каникул, по подготовке домашних заданий.

         К такому собранию можно подготовить общие и индивидуальные консультации учителей-предметников , руководителей кружков, школьного врача. логопеда, инспектора детской комнаты, юриста и других.

             Иногда возникает необходимость обсудить с родителями возникшую конфликтную ситуацию или чрезвычайное происшествие. В этом случае на родительском собрании дается коллективный совет, как разрешить конфликт или помочь ребенку, попавшему в беду. На таких родительских собраниях могут обсуждаться вопросы, связанные с помощью отдельным детям и семьям, поддержкой многодетных семей, матерей-одиночек, больных детей. Такие собрания требуют предельного такта и должны быть очень деликатными по стилю проведения.

                  Итоговые родительские собрания подводят итоги того или иного периода обучения или произошедшего события в жизни класса. Классный руководитель может познакомить родителей с аналитическим материалом, содержащим информацию по итогам успеваемости за четверть, причинам пропусков занятий, уровню читательских интересов, итогам медицинского обследования детей и другим. Такое собрание может выработать какие-то общие для всех правила и рекомендации.

          Интересны собрания, на которых учащиеся показывают своим мамам,  папам, родственникам то, чему они научились, что узнали. Это может быть рассказ-отчет о поездке или походе, об итогах изучения темы, показ театральных, спортивных, прикладных умений и достижений.

Формы родительских собраний

Можно выделить следующие формы проведения родительских собраний.

 1.Собрание-беседа.

 2.  Собрание-дискуссия.

 3.  Круглый стол.

 4. Собрание-конференция.

 5. Пресс-конференция.

 6. Собрание-семинар (семинар-практикум).

 7. Собрание-тренинг.

 8. Собрание-организационно-деятельностная игра.

 9. Педагогическая мастерская.

10. Собрание-конкурс.

11. Собрание-презентация.

12. Устный журнал.

1З. Вечер вопросов и ответов.

14. Родительский ринг.

15. Интеллектуальный марафон.

16. Ток-шоу.

17.Гостиная.

18. Кафе.

19. Собрание в письменной форме.

 2О. Комбинированная форма собрания.

      1. Собрание-беседа

       Один из вариантов толкования слова «беседа» — это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на заданную тему.

       Беседа — это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание-беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведения итогов.

2. Собрание-дискуссия

               Толкование слова «дискуссия» — обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия — это часть беседы.

        Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

        Собрание-дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные

точки зрения, и только затем подводят итоги собрания.

З. Круглый стол

        Круглый стол — это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнавать мнения всех участников собрания.

 4.Собрание-конференция

        Собрание-конференция — это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника,  консультативные психологические центры, госавтоинспекция и  т.д.). Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

     Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определенные решения и может определять комплекс мёроприятий по выполнению решений.

         На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, проблемы религии в обществе и ее роли в воспитании подрастающего поколения и другие.

          Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители; как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ  любой проблемы с позиций собственного опыта.

5. Пресс-конференция

          Пресс-конференция это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения

какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио- альбома с учителем в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителёй?

6. Собрание-семинар (семинар-практикум)

      Семинар — групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители — в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путем. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно предварительно дать родителям информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7. Собрание-тренииг

      Тренинг — это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10—12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребенком,. сделать его более доверительным. для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нем должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

8. Собрание-организационно-деятельностная игра

         Организационно-деятельностная, или деловая игра — это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а ее участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько ее решений.

9. Педагогическая мастерская

           

Мастерская — это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»-родители, «мастера»-учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приемы.

10. Собрание конкурс

     Само название такого родительского собрания говорит, что на нем будет организовано соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей.

11. Собрание-презентация

     Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного, на родительском собрании предполагает прежде всего знакомство с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методиками обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12. Устный журнал

       Журнал это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и много другой всякой всячины. На родительском собрании можно  перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

13. Вечер вопросов и ответов

           Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания останется выбрать наиболее характерные интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14. Родительский ринг

       Ринг — площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга — своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечал на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15. Интеллектуальный марафон

Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывал это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, выносимая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьезной подготовки.

16.Ток-шоу

          Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу — это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17. Гостиная

         Родительские собрания в форме гостиной — достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивают родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Гостиные могут проводиться 2—3 раза в год.

 18.Кафе

       Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко форме к собранию-гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты и фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

 19. Собрание в письменной форме

     Родительское собрание в письменной форме проводится все чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают ее и вносят свои предложения. Фактически, это заочная форма работы с родителями. Собрание в письменной форме может быть хорошей подготовкой, например, к собранию в форме конференции или в форме вопросов-ответов.

20. Комбинированная форма

     Иногда возникает необходимость при проведении родительского собрания использовать две-три формы его проведения, например, беседа и ток-шоу, беседа и тренинг, дискуссия и ринг.

Маленькие хитрости

1. При проведении родительского собрания в форме родительского ринга предложите его участникам занять синее и красное кресла.

2. Придумайте вместе с учащимися название вашему устному журналу. «Перелистывая» его странички, предложите родителям высказать свое мнение об их содержании.

       Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе – психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и других учебных заведений. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это даёт возможность пригласить наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

       Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой – то узкой тематике. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьёзной и тщательной подготовки. Темы конференций должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

      Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

        Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

       День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

       К формам трудовой деятельности относится: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школы, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание классной библиотеки и др.

       Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, тренинг и др. Эти формы могут быть эффективными, если с каждым родителем удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

        Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

       Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению.

         Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога.

       Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам.

         В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп детей, сформированных с учётом интересов и симпатий. Это подготовка к праздникам, обучение специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми.

          Родительские школы по интересам организуются родителями для небольших групп учащихся. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые навыки, но и учатся общаться друг с другом, с взрослыми вне школы.

 

           Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах.

          Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции по организации работы, как с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными семьями.

            Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, информационных часов. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования на школьных дискотеках, праздничных вечерах.

          Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

          По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками.

           Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить особое внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и много – много различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Формы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях.

  1. Встречи за круглым столом: «Острые углы семейного круга», «Психология семейных отношений».
  2. Родительские капустники и «Огоньки».
  3. Проблемные «круглые столы» с решением экстремальных проблем: конфликт, разлука, насилие, кризис, наркомания, токсикомания, алкоголизм и табакокурение.
  4. Индивидуальные встречи «Разговор по душам».
  5. Встречи с директором школы (доверительные беседы).
  6. Психолого-педагогические консультации Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития учащихся.
  7. День открытых дверей.
  8. Бабушкин день.
  9. Общественный смотр знаний.
  10.  Работа «четверговой» школы для родителей будущих первоклассников.
  11. Конференции отцов.
  12. Психологические тренинги.
  13. Клуб «Мамина школа».
  14. Родительский лекторий для различных групп риска: неполные семьи, многодетные родители, родители детей – инвалидов, родители приёмных детей, родители – мигранты, беженцы.
  15. Дискуссионный клуб «Мир ценностей современного человека».
  16. Школа молодых родителей.
  17. Письменный телефон доверия.

Тематика родительских собраний.

1 класс.

п/п

Тема

Вид

Направление  взаимодействия

1

Адаптация первоклассника к школе


«Клуб» полезных советов и рекомендаций

сотрудничество

2

ЗДЕСЬ МАЛО УСЛЫШАТЬ,
ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО…

Собрание-круглый стол

сотрудничество

3

ДЕТИШЕК ВОСПИТАТЬ – НЕ КУРОЧЕК ПЕРЕСЧИТАТЬ

Собрание - семинар

нравственность

4

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР

Собрание-консультация

воспитание бережливости

2 класс.

п/п

Тема

Вид

Направление  взаимодействия

1.


КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ.



педагогическая мастерская

сотрудничество

2.

ОДИН ВНЕ ОБЩЕГО ЗАКОНА.

собрание-консультация, посвященное проблемам
гиперактивных детей в школе

доверительная беседа

3.

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА. КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ…

вечер вопросов и ответов

воспитание ЗОЖ

4.

«…ГАРМОНИЯ ТРЕХ ПОНЯТИЙ: НАДО, ТРУДНО И ПРЕКРАСНО…»

собрание – дискуссия

сотворчество

3 класс.

п/п

Тема

Вид

Направление  взаимодействия

1.

« ОБ ИСТИННО ВЫСОКОМ НРАВЕ СУДИТЬ МЫ ПО МАНЕРАМ ВПРАВЕ…»

собрание – гостиная

нравственность

2.

«У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОИ ЗВЕЗДЫ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ЗАПРЕЩЕН…»

встреча за круглым столом

сотворчество

3.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЛЖЕТ?

ток-шоу

нравственность

4.

ОДИН ДОМА: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ


форма проведения — беседа

безопасность

 

4 класс.

п/п

Тема

Вид

Направление  взаимодействия

1.


АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ

комбинированный

сотрудничество

2.

АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ – КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО.

дискуссия, психологический практикум

сотрудничество

3.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ.


круглый стол

нравственность

4.

ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО…
ИЛИ КАК ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА


собрание – семинар

нравственность

Тематика родительских конференций в начальной школе.

п/п

Тема

Вид

Направление  взаимодействия

1.


Ваш малыш – школьник.

консультации

сотрудничество

2.

Физическое здоровье ребёнка – залог успешности учебной деятельности.

беседа

воспитание ЗОЖ

3.

Внутренняя и внешняя культура ребёнка. От чего она зависит?

лектории

нравственность

4.


Культура общения с компьютером.

Рекомендации

воспитание ЗОЖ

5.

   Трудности школьного ученичества.

Психолого-педагогические консультации

сотрудничество

6.

Свободное время и развлечения учащихся.

консультации

сотворчество

7.

Система воспитательной работы в школе глазами родителей.

диалог

сотрудничество

ЛИТЕРАТУРА для педагогов:

1. Горбунова Н.А.  «Родительские собрания в начальной школе.»

    В 2-х ч. Волгоград 2003 г.

2. Дереклеева Н.И. « Справочник классного руководителя 1 – 4 классы»

    М., 2003г.

3. Дружинин И.А. «Заботы и радости классного руководителя». Москва 2002

4. «Классному руководителю.» Учебно-методическое пособие /под редакцией М.И. Рожкова М., 2001

5. «Калейдоскоп родительских собраний» Москва 2005 г.

6.  Сизова О.В. В контакте с родителями //Начальная школа М., 1988.. №7

7. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2003..

8. Фурутан А. А. «Отцы, матери, дети» .Москва 1992 г.

9. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я». Москва 2008 г.

ЛИТЕРАТУРА для родителей:

             

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Как помочь хорошо учиться»

2. Василевич Л.П. «Дневник самопознания»

3. Красновский Л.З. Школа плюс родители //Начальная школа М., 1989., №7

4. Сизова О.В. В контакте с родителями //Начальная школа М., 1988.. №7

5. Титова Е. В. «Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания».

6. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях. Т.Н. Жаренкова //Классный руководитель М., 2002., №1

                                               


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстафета памяти нашим детям

70 -летию Московской битвы посвящается...

Статья "Почему наши дети учатся по-разному"

Часто мы задаем себе вопрос, почему дети учатся по-разному.Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядывая...

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...

проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»

Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь».         Каждый русский человек должен знать...

Здоровье наших детей в наших руках

Доклад на родительское собрание....

Здоровье наших детей в наших руках (родительское собрание)

Родительское собрание направлено на:- получение информации о формировании гигиенических навыков у учащихся класса;-дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей....

Родительское собрание "Наши дети -наша старость"

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа.Таким...