Статья "Почему наши дети учатся по-разному"
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Мубаракова  Анвария Анваровна

 

Часто мы задаем себе вопрос, почему дети учатся по-разному.

Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядываясь, постоянно чего-то страшась, у третьих – интерес к учебе не постоянный – «полосатый», четвертые – живут чужим трудом – списывая, отмалчиваясь, в ожидании, когда кто-то «примет удар на себя», пятые – равнодушны к урокам, они посещают школу лишь для общения со сверстниками, и так далее. Всё, казалось бы, одинаково – учебники, альбомы, ручки в пенале, один и тот же учитель в классе одинаково объясняет материал для всех. Но отметки в дневнике различны, и выражения лиц у ребят не одинаковое?! Вероятно причин много: семья, способности, сформированность учебных навыков, отношения в ученическом коллективе, взаимоотношения с учителями и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_nashi_deti_uchatsya_po.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                        Почему наши дети учатся по-разному?

                                         Откровенный разговор с коллегами

Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядываясь, постоянно чего-то страшась, у третьих – интерес к учебе не постоянный – «полосатый», четвертые – живут чужим трудом – списывая, отмалчиваясь, в ожидании, когда кто-то «примет удар на себя», пятые – равнодушны к урокам, они посещают школу лишь для общения со сверстниками, и так далее. Всё, казалось бы, одинаково – учебники, альбомы, ручки в пенале, один и тот же учитель в классе одинаково объясняет материал для всех. Но отметки в дневнике различны, и выражения лиц у ребят не одинаковое?! Вероятно причин много: семья, способности, сформированность учебных навыков, отношения в ученическом коллективе, взаимоотношения с учителями и многое другое.

Почему способный ученик становится закоренелым троечником, почему, казалось бы, ребенок со средними способностями на выходе из школы добивается отличных результатов? Что движет учащимся на пути к знаниям? каковы МОТИВЫ учения?

Человек любопытен с рождения. А, может быть, ещё раньше проявляется его желание познать неведомое и ребенок уже в утробе матери реагирует на вкус принимаемой ею пищи, на речь, обращенную к нему, музыку и…налаживает со своей мамой контакт, высказывая свое отношение к происходящему доступными для него средствами. И он не боится трудностей и не жалеет сил для того чтобы узнать новый мир (процесс рождения достаточно труден, порой опасен).

«Хочу всё знать!» – ребенок с первых минут появления на свет становится исследователем. Он познает мир и себя в нём не осознанно, всеми доступными возможностями. Процесс познания труден, порой опасен, но занимателен. Интересно новое, неизвестное (ребенок изначально мотивирован на обучение?) и первоначальная сила интереса не зависит от окружающих. От них зависит, угаснет ли интерес. Взрослому человеку отводится роль мудрого организатора процесса познания доступными для ребенка видами деятельности (игра) и формирование навыков так необходимых в дальнейшей жизни, уже дошкольнику, далее школьнику и т.д.

Школа. Это манящее слово для ребенка пяти-шести лет. Желание стать школьником сродни желанию ребенка познать новое – велико и непреодолимо. Для дошкольника звание «школьник» как первая ступенька на пути к взрослению. Правильно сформированная мотивация ребенка на учение в этот период – залог успешного обучения в дальнейшем. Школа, начальная школа, это уже не только игра. Школа это учение, обучение, то есть ближе к труду, со свойственной необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей. Сможет ли этот процесс (учебный труд) стать таким же увлекательным и интересным для школьника, какой для дошкольника была игра, не угаснет ли интерес к новому, не пропадет ли желание учиться, будут ли привлекательны трудности и опасности на пути познания, зависит от учителя.

Учитель начальных классов процесс обучения делает понятным, он учит ребенка учиться, прививает необходимые для этого умения и навыки. 

Учитель средней школы шлифует эти умения, раскрывая вместе с учащимися тайны наук, преодолевая трудности познания, укрепляет в учащихся уверенность в своих силах (а сила – в знаниях) делает процесс познания увлекательным, несмотря на трудности. Он формирует устойчивую мотивацию к обучению, так как учение в школе – это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, важность качественного усвоения знаний, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем (продолжение учебы, освоение профессии).

Учитель старших классов формирует у учащихся потребность постоянно совершенствовать знания, видеть перспективу применения усвоенных знаний в дальнейшей жизни для себя, а значит и для общества.

Учение – это, прежде всего, достижение, стремление к определенным целям и настойчивость в этом достижении. Формировать на всех этапах обучения стремление и настойчивость в усвоении знаний у каждого – задача для учителя успешное решение которой невозможно без изучения мотиваций обучения учащихся.

Любой вид деятельности (игра, обучение, трудовая деятельность) приносит удовлетворение, если он успешен. Учение – основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний. Для реализации желания ребенка быть успешным на всех этапах учебы необходима систематическая диагностика и изучение мотивации учения. Важно не только понять, что движет в учении учеником, какие цели он ставит перед собой, что помогает и что мешает в достижении этих целей, но и своевременная коррекция мотиваций, определение путей решения стоящих проблем, создание необходимых условий для успешного их решения совместными усилиями взрослых, товарищей, друзей с вовлечением (по мере необходимости) самого учащегося в этот процесс.

Наверное, в школе, в любом классе, на предложение учащимся: «Поднимите руку те, кто хотел бы учиться хорошо!» поднимется лес рук. Желание есть. Следовательно, учитель на любом этапе обязан организовать процесс обучения так, чтобы это желание не угасало, иначе говоря, обеспечить устойчивую мотивацию к учению (в данном случае под словом учитель понимается коллектив учителей как единый организм), чтобы лес рук не редел. Однако, установка «учеба ради учебы» делает ученика безоружным перед вопросом: «А зачем?» и прозвище «Ботаник» порой приводит к отказу от успешной учебы (особенно в среднем звене).

Думается лишь комплекс мер – своевременная коррекция мотиваций учения, обучение учащихся ставить перед собой стратегические задачи, определять пути решения поставленных задач, умению видеть дальнейшее применение своим знаниям, формирование гражданских качеств личности, ответственности за качество выполняемой работы будет способствовать успешной социализации сегодняшнего школьника, его становлению как личности. 

Выработка этого комплекса и реализация задач по осуществлению этих мер (на разных уровнях: отдельный ученик, группа, класс, школа) требует работы коллектива единомышленников (учителей, родителей, общественности) с высоким уровнем мотивации на воспитание и обучение достойных граждан своей страны, нацеленных на её развитие и процветание. И роль педагога в этом коллективе значительна т.к. успешный результат общей работы во многом зависит от его профессионализма.